double arrow

ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА


Глава VI

Обострение кризиса феодальных отношений в конце XVIII — начале XIX в.

Известный экономический подъем, наблюдавшийся в Китае в начале XVIII в. и являвшийся прежде всего результатом вы­званного великой крестьянской войной XVII в. ослабления фео­дального гнета, не мог быть продолжительным. Феодальные порядки, господство маньчжурских поработителей задерживали развитие производительных сил, обрекали экономику Китая на застой и упадок. Захват крестьянских земель, рост концентра­ции земли в руках крупных помещиков, усиление феодальной эксплуатации неуклонно вели к разорению крестьянства. Не будучи в состоянии вносить 'возросшую арендную плату поме­щикам и многочисленные налоги, опутанные долгами ростовщи­кам, сотни тысяч крестьян покидали свои деревни. Одни бежали на свободные земли на юге и западе Китая, другие шли в раз­бойники.

Большое влияние приобрели тайные религиозные организа­ции и общества, ставившие своей целью свержение маньчжур­ской династии. Самыми крупными и влиятельными из них были общество «Триада», действовавшее в приморских провинциях, «Общество старших братьев» — в долине Янцзы, возникшее еще в XIII в. в Северном Китае общество «Белый лотос» и др.

Эти общества, как правило, имели религиозно-мистический характер. Их члены обязаны были выполнять специальные об­ряды. Здесь действовали суровая дисциплина и строгая кон­спирация.

Крайне пестрым был социальный состав тайных обществ. В них входили крестьяне, ремесленники, городская беднота, ни­щие, бродяги. Но в руководстве обществами подчас видную роль играли купцы, помещики, чиновники. Нередко китайские поме­щики использовали участие в тайных обществах для усиления своей власти над крестьянами, они стремились всячески огра­ничить антифеодальные устремления рядовых членов обществ.

Однако, несмотря на отсталость и примитивность идеологии и методов борьбы тайных обществ, они превращались в орга­низации, объединявшие крестьянство на борьбу против правя­щих классов, зачастую выступали организаторами и руководи­телями антифеодальных восстаний китайского крестьянства.

В конце XVIII — начале XIX в. происходил ряд антифео­дальных восстаний китайского крестьянства и угнетенных на­родностей.




В 1786 г. началось большое восстание на Тайване, руково­димое тайным обществом «Триада». В 1796 г. развернулось еще более крупное восстание «Белого лотоса», продолжавшееся не-

сколько лет и охватившее ряд провинций Северного Китая. Только к 1802 г. армиям богдыхана удалось подавить это на­родное выступление. В те же годы произошло несколько круп­ных восстаний народностей Юго-Западного Китая. В 1813 г. крупное антиманьчжурское восстание охватило Северный Китай.

Эти восстания носили местный характер, были плохо орга­низованы, кончались поражением, однако они подрывали силы китайского феодализма и свидетельствовали о нарастании новой общекитайской крестьянской войны.

К началу XIX в. феодальный Китай переживал глубокий кризис. Неуклонно нарастало возмущение народных масс. Ан­тифеодальная борьба крестьянства угрожала основам цинского режима. Однако приход европейских колонизаторов нарушил естественное развитие китайского общества.

Как и другие страны Азии, Япония к началу нового времени была феодальным государством. Но феодальные отношения и формы земельной собственности в том виде, как они сложились в период расцвета японского феодализма (XIII—XVI вв.), не­сколько отличались от рассмотренных выше форм феодальной собственности на землю в Индонезии, Индии, Османской импе­рии, Китае. В Японии феодальная собственность различных групп феодалов сочеталась с широко развитым мелкокрестьян­ским хозяйством, что приближало формы феодального земле­владения в Японии к соответствующим формам, существовав­шим в средневековой Европе. Маркс отмечал: «Япония с ее чис­то феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все, наши историче­ские книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками.



К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 729, примеч. 192.

Возникшие в феодальную эпоху японские города, так же как и города Индии и других стран Азии, были ставками фео­дальных правителей, но они сравнительно рано приобрели важ­ное экономическое значение, а некоторые из них добились статуса «вольного города» (Сакаи) или боролись за создание самоуправления бюргерского типа.

Средневековая Япония развивалась, имея тесные культур­ные и экономические связи с соседними странами Азии — Китаем и Кореей. Некоторые элементы культуры, в том числе письменность, религиозно-идеологические системы (буддизм, конфуцианство), были заимствованы феодальной Японией у Китая.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: