Конфуцианство. Даосизм. Буддизм
Религиозно-идеологическая система феодального Китая имела свои особенности. Морально-этические учения преобладали в ней над чисто религиозными представлениями и догмами. Духовенство не стало в Китае отдельным влиятельным сословием.
Многие столетия господствующее положение в духовной жизни китайцев занимало конфуцианство. Создатель этого учения Конфуций (ок. 551—479 гг. до и. э.) призывал к строгому соподчинению в отношениях между людьми в семье и обществе, основанному на уважении и почитании старших по возрасту и общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Китайские феодалы выдвигали на первый план и пропагандировали наиболее реакционные стороны учения Конфуция — о божественном происхождении императора, подчинении власти и т. п. Конфуцианство стало официальной государственной доктриной, одним из объектов культового поклонения.
Наряду с конфуцианством в древнем и средневековом Китае получил широкое распространение даосизм. Его основоположником считается легендарный Лао-цзы. До сих пор исследователям не удалось доказать или опровергнуть существование Лао-цзы, которого принято считать современником Конфуция. Согласно учению Лао-цзы, все существующее, природа, жизнь людей — это бесконечный поток естественного развития, «Великое Дао (Путь)». Человек должен стремиться постичь Дао. Возникнув как философское учение, даосизм в I—II вв. становится религией, включившей в систему своих представлений элементы народных верований, магии и шаманства.
Тогда же в Китае начинает распространяться и буддизм, который в средние века приобрел большое влияние.
На протяжении веков происходил своеобразный синтез конфуцианства, даосизма и китайского буддизма.
К началу нового времени в Китае уже утвердилась комплексная система религиозных верований со своей иерархией культов. Церемонии, связанные с почитанием Неба, Земли, императорских предков, осуществлялись самим императором — «сыном Неба». Общекитайский характер носили культы Конфуция, Лао-цзы и Будды, в честь которых сооружались многочисленные храмы. Далее следовали культы явлений и сил природы, культы отдельных районов и, наконец, домашние (семейные) культы.
Цины использовали эту систему идеологического воздействия на народные массы для духовного порабощения трудящихся и освящения феодальных порядков.
Постепенно маньчжурская знать становилась составной частью господствующего класса Китая, возглавлявшей феодальную иерархию империи.
Завоеватели-маньчжуры заимствовали у китайцев культуру, многие обычаи, структуру государственных учреждений, религию и идеологические доктрины, отказались от шаманизма, который раньше исповедовали маньчжурские племена и их князья. Но при этом маньчжуры всеми способами закрепляли свое собственное привилегированное положение в китайском обществе и государстве. Смешанные браки были запрещены. Даже в гарем никто из маньчжуров не мог взять в качестве наложницы китаянку. Формально маньчжурский язык (и письменность) был объявлен государственным языком империи наряду с китайским. Официальные документы составлялись на двух языках.
Такая ситуация не могла не породить противоречий между маньчжурской знатью и некоторыми группами китайских помещиков, а для большинства китайского народа господство цинских императоров и маньчжурской знати олицетворяло собой всю совокупность феодальной эксплуатации и гнет чужеземной Династии. Не удивительно, что даже выступления народных масс против китайских помещиков, как правило, развертывались под антиманьчжурскими лозунгами.
В то же время класс китайских феодалов (вместе со ставшей его составной привилегированной частью маньчжурской знатью) сам жестоко, угнетал национальные меньшинства империи. Политика цинских императоров отвечала классовым интересам не только маньчжурских, но и китайских феодалов, стремившихся к завоеванию соседних стран и насаждавших идеологию великоханьского шовинизма.
Объектом маньчжуро-китайской агрессии на севере и западе стали монголы и другие народы Центральной Азии. Кроме Южной, или Внутренней, Монголии, подчиненной маньчжурами еще в 1636 г., при императоре Канси (1662—1722) в конце XVII в. была захвачена Халха (Северная Монголия). После этого развернулась длительная борьба за подчинение западных монголов (ойратов). В середине XVIII в. Ойратское (Джунгар-ское) ханство было завоевано войсками императора Цяньлуна (1736—1795). Вскоре была завоевана и аннексирована Кашга-рия — государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Шаня, в Восточном Туркестане.
Параллельно осуществлялась маньчжуро-китайская агрессия против Тибета. В 1720 г. его восточная часть была оккупирована цинскими войсками. Это вызвало восстание тибетцев. Лишь в результате длительных военных действий против повстанцев Тибет был насильственно включен в состав китайской империи.
В XVIII в. китайские богдыханы неоднократно предпринимали завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.
Маньчжуро-китайские феодалы подвергали жестокому национальному и социальному угнетению монголов, уйгуров, тибетцев, чжуанов (пров. Гуанси), дунган (китайское название -— хуэй), проживавших на юго-западе и северо-западе империи, ицзу, мяо (на юго-западе) и многие другие народы.