Вопросы новой истории стран Востока в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса

ЗАРОЖДЕНИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НОВОЙ ИСТОРИИ ВОСТОКА

Новый этап в изучении истории стран Азии и Африки в России связан с появлением еще накануне Октябрьской революции первых русских работ по проблемам истории Востока, написан­ных с марксистских позиций. Огромное воздействие на эти работы, как затем на изучение истории стран Азии и Африки в СССР, оказала разработка данных проблем К. Марксом и Ф. Энгельсом, на чем поэтому следует хотя бы вкратце оста­новиться.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание народам Востока — их общественному строю и борьбе за независимость. Эта сторона деятельности основоположников марксизма выте­кала из их понимания революционного процесса. Исходным пунктом для Маркса и Энгельса был принцип совместной борь­бы угнетенных классов в капиталистических и колониальных странах, диалектическое единство интернациональных задач партии пролетариата и поддержки ею борьбы народов за неза­висимость.

Первоначально К. Маркс и Ф. Энгельс разработали ряд по­ложений по национальному вопросу, важных для стран Во­стока, на материале лучше изученных в то время европейских стран — Ирландии, Польши. Вместе с тем начиная с 50-х го­дов XIX в. они все больше прибегают к материалам самих восточных стран. Это было связано прежде всего с подъемом освободительного движения в Азии и Африке.

В середине XIX столетия началась полоса крупнейших на­родных движений на Востоке, одновременно отражавших кри­зис социального строя стран Азии и Африки и являвшихся ответом на появление иноземных поработителей. К. Маркс и Ф. Энгельс пристально следили за этими событиями, рассмат­ривая их прежде всего под углом зрения перспектив мирового-революционного движения.

В 1850 г. в «Первом международном обзоре» К. Маркс и Ф. Энгельс приветствовали начинавшуюся в Китае крестьян­скую войну. Во время народного восстания в Индии 1857— 1859 гг. они выступили с яркими статьями, в которых разобла­чали зверства английских колонизаторов и описывали героизм восставших сипаев. Эти статьи сыграли важную роль в акти­визации мирового общественного мнения, направленного про­тив английской колониальной политики в Индии.

Отстаивая интернациональные принципы в освободительной борьбе, Маркс и Энгельс первоначально делали упор на рево­люционную инициативу пролетариата Англии или Франции, который, освободившись, содействовал бы освобождению коло­ниальных народов. Эта мысль довольно отчетливо была выра­жена Ф. Энгельсом в работе «Принципы коммунизма»: «...круп­ная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный ры­нок, подготовила всюду почву для цивилизации и прогресса и привела к тому, что все, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние на все остальные страны; так что, если теперь в Англии или во Франции рабочие себя освободят, то во всех других странах это должно вызвать ре­волюции...»*.

Однако позже этот вопрос основоположниками научного со­циализма был поставлен шире. Наряду с указанной выше ли­нией допускалась возможность, что, например,, «сами индий­цы... станут достаточно сильными, чтобы навсегда сбросить с себя английское иго»**.

Для всего мирового революционно-освободительного движе­ния величайшее значение имел политический вывод, который сегодня приобретает еще более важный смысл, а именно: дви­жение, направленное против иноземных поработителей, отвеча­ет непосредственным интересам не только борющихся угнетен­ных наций, но и пролетариата угнетающих наций. Выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом положение, что народ, угнетающий другие народы, не может быть свободным, ибо, угнетая другие народы, он «кует свои собственные цепи»***, явилось важней­шей составной частью учения о революционной солидарности международного рабочего класса и угнетенных народов.

* К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 4, с. 326—327.

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 228—229.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, с. 438.

Велика заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса и в разработке основных теоретических проблем общественного строя стран Востока. Маркс и Энгельс приступили к глубокому изучению проблем Востока, стремясь дать материалистическое объясне­ние его специфики. На основе фундаментального изучения до­капиталистических отношений они осуществили глубочайший комплексный анализ всей совокупности производственной, се­мейной, правовой, идеологической и военной деятельности че­ловека на разных этапах исторического процесса. Раскрывая сложную диалектику взаимосвязи этих сфер, природу их един­ства, Маркс и Энгельс всегда ставили во главу угла способ ма­териального производства как определяющий фактор социаль­ного прогресса, осмысливая последний как смену обществен­но-экономических формаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: