double arrow

Развитие культуры древней Индии


Законодательство

Основа – закон талеона. Равенство мер преступлений и наказаний. При разрешении споров учитывали умышленно или неумышленно было совершено.

Зиккурат – прототип лестницы к богу. Каждый ярус окрашивался в разные цвета: чёрный, красный, белый. Дур-Шаррукин – городской центр. Для Шумерского искусства свойственна повествовательность. Шеду – бык-человек.

В 3 тыс. до н. э появилась Индская цивилизация, ее основными центрами стали Хараппа и Макенджо-Дара. Происхождение людей не вполне понятно, но археологические раскопки показали о высокой развитости, существовавшей здесь культуры, в городах существовали двухэтажные дома, строились общественные здания, купальни. На высоком уровне находилось и декоративно-прикладное искусство, ткачество, прядение, изготавливалось оружие, украшения из драгоценных металлов. В конце 2 тыс. до н. э приходят Арийцы и осваивают долину реки Ганг, они завоевывают дравидов, смешиваются с ними. Социальном результатом этой ассимиляции приводит к появлению каст. Хронологически можно разделить на ведические (средина 2 тыс.), на эпикорелигиозные (600 – 200 годы до н. э) – Махабхарата и Рамаяна – эпос. В это же время появляются две религии, Джайнизм и Буддизм. Образование школ и индуизма.

Мировоззрение народов др. индии опирается на концепцию перевоплощение душ (реинкарнация) и возмездия (кармы) – это результат напряженного внимания к вопросам жизни и смерти. Эта проблема волновала людей с самой древности. Жизнь каждого человека в потустороннем мире и в дальнейшем перерождении особенно настигает возмездие, что посеешь в этой жизни, то пожнешь в будущем – это естественно-нравственные причинности. К законам объяснялась и кастовая система, и даже страдание и гибель невинных младенцев. Это означало, что в предыдущей жизни данная душа совершала прегрешения (наказание за грехи, естественное). С верой в перевоплощение связаны черты национального характера, отсутствие индивидуализма, поскольку личность – это одежда вечного «Я», приходящая, исчезающая, вечно лишь перевоплощающая душа и каждая новое перевоплощение ощущает на себе результаты предыдущего. В то же время осознание слияния с высшим я одинаковы у всех людей, делать мировоззрение индивидуалистичном в особом смысле, смысле уважения к личности, как одежды вечного «Я». К чертам Индийского нац. Характера можно отнести терпимость к чужим верованиям, склонность не к насилию, забота об окружающем мире, о природе, поскольку, души могут перевоплощаться не только в людей, но и в души, растения, камни. В Индии очень высок престиж мудрецов-отшельников, высшим идеалом является Аскет (нищенствующий странник), достигший освобождения от оков нищенского бытия. Чувственный мир лишь проявление высшей реальности, поэтому достоинствами человека признаются не привязанность к чувственному миру, освобождения от страстей, желаний. Согласно романеям – высший идеал (власть над собой).

Высшая цель Йога – достичь полного освобождения от мира, чувствовать мыслить, достичь единого. В этом мире всё едино в своей основе, способствовало синтезу разных взглядов. Вселенная является формой материализации, единой истинной реальности. Чувственный мир – это лишь иллюзия (Майя).

Индийская культура определяет смысл жизни – достигнуть единого, невидимого. Отрешенность от суеты, незлобливость, не причинение зла живому (ахимса). В каждом человеке есть индивидуальная душа (атман), которое соотносится с Единым, как капля с океаном, приобщение к Единому происходит через молитвы, ритуалы жертвоприношения, изучения Вед, идеальная жизнь предполагает гостеприимства, милосердия, любовь и защиту живого. Нравственный долг (дхарма) в соответствии с древнейшим, Индийским правовым трактатам, законам Ману, имеет следующие признаки:

  • Постоянство
  • Снисходительность
  • Смирение
  • Непохищение
  • Чистота
  • Обуздание чувств
  • Благоразумие
  • Знание Вед
  • Справедливость
  • Негневливость

Древнейшим памятником мировой культуры являются Веды. Памятник имеет мифологическую основу, что свойственно всем народам, здесь находятся знания о всех древнейших богах: Шива, Вишну, Брахма (отождествлялся с единым). К этому пантеону присоединились боги арийских племен. Именно представление о богах развивались каждой отдельной кастой:

О Брахме – каста Брахманов. (Они были очень замкнутыми, переходы были запрещены)

Вишну – каста Кшатриев (воины).

Шива – ремесленники и слуги.

Ридведа (веда гимнов). Гимны пелись для того, чтобы умилостивить богов, природу, здесь говориться о важности жертвоприношения. Установив этот обряд Боги произносили имена разных предметов, живых существ, после чего они и появлялись, таким образом идея жертвоприношения связана с рождением, с появлением. Боги обязали совершать жертвоприношение первого человек. Первый человек был Пуруша. От которого произошла вселенная и 4 касты. Брахманы произошли из уст Пуруши, из рук – воины Кшатрии, из бедер – Вайшьи (ремесленники). Шудры (слуги) произошли из стоп. Разум Пуруши стал месяцем, глаза солнцем, дыхание ветром, из рта родился огонь. Большое значение придавалось передачи знаний от учителя к ученику, так появляются Упанишады (сидеть подле), то есть ученик слушает разъяснение Вед учителя. Если в Ведах единое Бог Брахман, то в Упанишадах – это безличное начало. В Упанишадах дается упонимание человека – знай, что атман – это едущий в колеснице, тело – колесница, разум – возница, мысль – узда, чувство – это кони, их пастбища – это страсти. Кроме того, здесь говорится, что человек состоит из намерений, то есть, каков его замысел тем он и будет. В следствие греха телесных влияний человек идет к состоянию неподвижности, он превратится в следующей жизни в растение. Если грехи словесные, то в животное, если же умственное, то в следующий жизни родится в низшей касте. Чувственный мир лишь иллюзия, тот, кто ищет жизненных благ – заблуждается, цель человека – преодолеть колесо перевоплощений (сансара – блуждание, круговорот, определяемый кармой). Чтобы разорвать сансару, нужно совершенствоваться, идти от низшего к высшему, выполнять все предписания божественного начала. Если человек уже в высшей, то нужно пройти очищение. С помощью дыхательных практик. На основе этих древнейших представлений Вед, упанишад, в Индии появляется первая в мире мировая религия – Буддизм (4 век до н. э). Становится вызову брахманизма. Буддизм (просветленной) официальной религией в Индии сделал царь Ашоко из царского рода Маурьи. Все существа страдают, обладают дхармой, вращаются в сансаре. Любой человек может достичь освобождения, стать буддой, это зависит от него. Основы буддизма составили 4 благородные истины: Дукха (жизнь есть страдания) Тришна (цепляния, глотания), человек привязывается к иллюзорному миру, что приводит к ложному знанию о мире. Тришна порождает деяния человека, формирующие карму и сансару.

Истинный мир познается в нирване (это особое состояние, прекращение вращения ума, состояние покоя, слияние личного «Я» с Единым). Последнее – Сатхама (достижение нирваны – не убивай живое, не ешь мясо, не причиняй страдания другим).

Эстетический и религиозный опыт связываются. Любовь, красота…


Сейчас читают про: