Культура Древней Греции
Колыбель современной европейской цивилизации. Феномен греческого чуда. Греки создали новый тип культуры. Хотя греки и перенимают знания у Вавилона и Египта. Исключительная талантливость греков, его восприимчивость к другим культурам развитие городской культуры. Большое значение имело географическое положение Греции. Она находилась на пересечении морских торговых путей. Постепенно осуществляется переход от мифологического миропонимания к философскому, а также смена культурных ценностей. Особое значение познания. Появляется европейская система ценностей.
Крито-Микенский период. (о. Крит, город Микены)
Эванс нашёл в городе Кноссе царски дворец (лабиринт из мифа).
Изображения:
Букрание – стилизованный бычий череп с рогами. Лабрес – жертвенное оружие. Фрески изображаются тоже.
Тема укрощения быка символизировала победу над смертью.
На смену Кноссу возвеличиваются Микены. (18 - 15 вв. до н.э.) Влияет критская культура.
Основные предметы культуры – дворцы (Микены, Пилос, Афины)
Ахейские дворцы строились без всяких связующих материалов. (Г. Шлиман)
Гомеровский период.
Центрами культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища. Возникает пантеон на основ древних греческих культах.
Греки переосмысляют жизнь. Объяснили смену времён года.
В 8-7 вв. до н.э. культ Диониса. Нистовство – религиозное опьянение. (Греки считали что если в жопу набухаются, будет шикарно)
В основе всего лежит размышление о несовершенстве жизни.
Натурфилософия (едининое материально целое, пытались осмыслить материальное целое)
Анахсимен считал что первооснова всего – воздух, Филей – вода, Анаксимандр – беспредельное. Пифагор – число и числовые отношения. Гераклит Эфеский – огонь.
Их любимые науки – теория музыки, астрономия.
В природе, в обществе вечная борьба, бытие постоянно изменяются.
Классическая культура Греции:
Расцвет полисной культуры. Создатель демократии – Солон (6 в до н.э.) Афины.
Законы делали бы людей более свободны, - говорил Солон.
Свободный гражданин 20-50 лет.
Конец развития демократии – эпоха Перикла. Перикл отменяет имущественный ценз на занятие гос. Должностей. 5 в до н.э. – золотой век Перикла.
Греки поклонялись гармонии.
Культура Древнего Рима (III в. до н. э. – V в. н. э.) во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки, и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу рабству. И те, и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.
Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень различия практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.
Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.
Римской культуре оказались присущи открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы невозможным без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Все научные и философские идеи, мифология и искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания: «Рим – центр мира». Еще до II в. до н. э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе, это считалось признаком образованности и хорошим тоном; в то же время латинский язык передает все тонкости сложности эллинистической культурной и научной традиции.
Утилитарность появилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний».
Римской культуре не свойственен космизм греческой культуры. Человек в римской культуре – это, прежде всего, гражданин Рима, Римской империи. Человек как часть социума, общества обретает себя не как неразрывная часть природы, а как неразрывная часть установившейся политической системы. Он нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Поэтому и архитектурные формы не соизмеримы с человеком, их цель – поразить человека своим величием. Искусство Рима богато и разнообразно. Если греки стремились к созданию идеальных прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Основная черта науки в римском обществе – подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки, биографическое творчество.
Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от «гражданина» к «подданному» был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междоусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.
Идеальное равновесие античного мира постоянно разрушалось, но постоянно поддерживалось и когда распад его определился окончательно, начался тот предсмертный кризис, который заполняет целую эпоху в истории Европы – переходное состояние от античности к средним векам. Переворот был связан с распространением христианства, но не сводился к нему. Христианство только усилило ощущение, что человек вообще не принадлежит полисному миру, что он оставлен наедине с чем-то всеобщим и абсолютным – историей, судьбой, богом. Единство человека и государства исчерпало себя – исчерпался ценностный смысл полисного принципа античного мира.