Разв всеросс-го рынка в перв пол 19в

Кавказская война. Движение мюридизма

Трудности: -многонацион регион; –религиоз разногласия (ислам и православ христианство); -помощь Турции; -мюридизм (учение о «пути мусульманина к спасению» посредством строгого соблюдения всех положенных приверженцу ислама правил поведения. Одним из главных дел считалось участие в священной войне против «неверных» газавате).

Причины. Попытки России утвердиться на Кавказе и внедрить там российские законы. Стремление России оградить свои границы от набегов горцев.

Этапы.I 1817-1819. Преобладание партизанской войны горцев.Начало жестокой политики наместника на Кавказе генерала А.П Ермолова по усмирению городских народов посредством создания крепостей и насильственного переселения горцев на равнину под надзор русских гарнизонов.

II 1819-1824 Объединение правителей Дагестана против царских войск. Начало организованных военных действий с обеих сторон.

III 1824-1828 Восстание Б.Таймазова в Чечне(1824). Возникновение мюридизма.Отдельные карательные операции русских войск против горцев. Замена командира кавказкого корпуса. Вместо ген.А.П. Ермолова (1816-1827) назначен ген. И.Ф Паскевич (1827-1831)

IV 1828-1833 Создание горского мусульманского государства-имамата. Гази-Мухаммед – первый имам,успешно воевавший против русских войск. В1829 объявил русским газават. Погиб в 1832 в бою за родной аул Гимры.

V 1834-1859 «Блистательная эпоха» имама Шамиля(1799-1871).Военные действия с переменным успехом обеих сторон. Создание Шамилем имамата, включавшего в себя земли Чечни и Дагестана. Активные боевые действия между воюющими сторонами. 25 августа 1859 – пленения Шамиля в ауле Гуниб войсками ген.А.И Барятинского.

VI 1859-1864. Окончательное подавление сопративления горцев.

Итоги. Утверждение власти России на Кавказе. Заселение покоренных территорий славянскими народами. Расширение влияния России на Востоке.

В первой половине XIX в. основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Еще в XVIII в. была построена Вышневолоцкая система каналов, связавшая с Петербургом реки Волжского бассейна. В 1810 г. открылся новый путь в том же направлении — Мариинская система. На следующий год стала действовать Тихвинская система.

Судоходство на юге и в центре страны, где реки были полноводны, глубоки и неторопливы, сильно отличалось от судоходства на северных реках, мелких, узких и порожистых. Поэтому на юге и севере применялись разные типы судов. Местом перегрузки был Рыбинск. Пристани между Петербургом и Рыбинском назывались верхними, а более отдаленные от столицы —низовыми. Караваны, отправлявшиеся от верхних пристаней, достигали Петербурга в одно судоходство. Грузы из низовых пристаней, перезимовав в пути, доставлялись в Петербург лишь на следующий год. По рекам в Петербург шли хлеб, лес, пенька из центральных губерний, железо с Урала. В обратном направлении отправлялись изделия столичной и зарубежной промышленности.

В начале XIX в. на стрелке Васильевского острова в Петербурге были воздвигнуты ростральные колонны; У их подножия зодчий установил могучие фигуры, олицетворяющие четыре главные русские реки — Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Так создан был уникальный монумент в честь российских рек, великих тружениц, ежегодно перевозивших миллионы пудов грузов, соединивших Россию с ее северной столицей и с внешним миром.

В южных губерниях, где не было такого густого переплетения рек и озер, как на севере, грузы перевозились в обозах по грунтовым дорогам. “В степи кочующий обоз”, запряженный медлительными волами, совершал свой путь в течение долгих месяцев. Весной и осенью грунтовые дороги становились непроходимыми. В середине XIX в. началось строительство шоссейных дорог. В канун крестьянской реформы 1861 г. они соединили важнейшие города Европейской России. В 1851 г. открылось движение на железной дороге, связавшей Петербург и Москву.

Развитию товарно-денежных отношений в стране способствовало образование хозяйственных регионов, специализировавшихся в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства. Различия между регионами отчетливо прослеживаются в первой половине XIX в.

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. В 1816 г. сгорел волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская ярмарка переехала в Нижний Новгород. Ежегодно в июле — августе сюда стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Общая сумма проданного товара достигала нескольких миллионов рублей. Действовали и другие ярмарки — в Ростове Великом и в Ирбите, на Урале. На ярмарках и базарах Северного Кавказа встречались казаки, русские переселенцы, горцы, купцы из Центральной России. Горские товары (скот, шерсть, кожи, ремесленные изделия) обменивались на зерно, ткани, чай, сахар.

И все-таки на ярмарки и торжища вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков и некоторых зажиточных крестьян скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: