double arrow

Наука и литер-ра в перв пол19 в


1. Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естество­испытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утвержда­ли, что населяющие Землю живые существа с течением вре­мени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии.

2. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало во­енно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые пря­мо на поле боя применял наркоз во время операции, исполь­зовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.

3. Большое значение для развития астрономии имело откры­тие в 1839 г. Пулковской обсерватории, деятельное участие в создании и оборудовании которой принимал известный русский астроном В. Я. Струве. В университетах были откры­ты физико-математические факультеты. Ректор Казанско­го университета математик Н. И. Лобачевский создал уче­ние о неэвклидовой геометрии. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира на протяжении 2 тысяч лет. Заметный вклад в развитие математической фи­зики внесли М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский. Ост-роградский занимался также аналитической и небесной ме­ханикой, гидромеханикой, баллистикой.




1. Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущ­ные проблемы жизни. Она формирует национальное само­сознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствую­щим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозг­лашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но уже во втором десяти­летии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершен­ства и обновления, пафосом личной и гражданской незави­симости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В. А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-де­кабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.

2. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утвержда­ется реализм. Главными принципами этого идейно-эстети­ческого направления являются правдивое отражение объек­тивной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведе­ние типических характеров в типичных для них обстоятель­ствах. Становление реализма в русской литературе связано прежде всего с именем А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В. Г. Белинс­кого, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К дан­ному направлению относится также творчество М. Ю. Лер­монтова и Н. В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма кри­тику материального, бездуховного прогресса и нарождаю­щейся буржуазной цивилизации, - это направление получи­ло название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В. Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности.



3. Наиболее ярко критический дух этого направления проявил­ся в произведениях Н. В. Гоголя, особенно в повести «Ши­нель». Богатый реалистический мир русского купечества от­разил в своем творчестве драматург А. Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х годах. В 40—50-х годах вид­ное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочув­ствием рисует жизнь крепостньк крестьян, раскрывает богат­ство души, талант, присущие простым людям. А. И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Со­рока-воровка» показал, что крепостной строй губит народ­ные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И. А. Гонча­ров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литера­туру писатели-реалисты Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.



4. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургекие ведомости». В 1823—1825 гг. в Петер­бурге А. К. Бестужевым и К. Ф. Рьшеевым издавался литера­турный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, В. К. Кюхельбекер и др. Историк Н. А. Поле­вой издавал литературно-критический и общественно-полити­ческий журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание пере­шло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847—1848 гг. ве­дущую роль в «Современнике» играл В. Г. Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В жур­нале печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нем активно участвовали сначала М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одо­евский, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В. Г. Белинский, который опубликовал в журна­ле большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М. П. Погодина был консервативного направле­ния; он вел полемику с западниками, с писателями-реалис­тами, делая исключение лишь для Гоголя.







Сейчас читают про: