1. Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естествоиспытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утверждали, что населяющие Землю живые существа с течением времени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии.
2. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало военно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
3. Большое значение для развития астрономии имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории, деятельное участие в создании и оборудовании которой принимал известный русский астроном В. Я. Струве. В университетах были открыты физико-математические факультеты. Ректор Казанского университета математик Н. И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой геометрии. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира на протяжении 2 тысяч лет. Заметный вклад в развитие математической физики внесли М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский. Ост-роградский занимался также аналитической и небесной механикой, гидромеханикой, баллистикой.
1. Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствующим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но уже во втором десятилетии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В. А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.
2. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстетического направления являются правдивое отражение объективной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Становление реализма в русской литературе связано прежде всего с именем А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В. Г. Белинского, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К данному направлению относится также творчество М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и нарождающейся буржуазной цивилизации, - это направление получило название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В. Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности.
3. Наиболее ярко критический дух этого направления проявился в произведениях Н. В. Гоголя, особенно в повести «Шинель». Богатый реалистический мир русского купечества отразил в своем творчестве драматург А. Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х годах. В 40—50-х годах видное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочувствием рисует жизнь крепостньк крестьян, раскрывает богатство души, талант, присущие простым людям. А. И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» показал, что крепостной строй губит народные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И. А. Гончаров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литературу писатели-реалисты Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.
4. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургекие ведомости». В 1823—1825 гг. в Петербурге А. К. Бестужевым и К. Ф. Рьшеевым издавался литературный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, В. К. Кюхельбекер и др. Историк Н. А. Полевой издавал литературно-критический и общественно-политический журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание перешло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847—1848 гг. ведущую роль в «Современнике» играл В. Г. Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В журнале печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нем активно участвовали сначала М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В. Г. Белинский, который опубликовал в журнале большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М. П. Погодина был консервативного направления; он вел полемику с западниками, с писателями-реалистами, делая исключение лишь для Гоголя.