double arrow

Цели освоения дисциплины. Реформаторская деятельность патриарха Никона


А. Д. Кившенко, 1880 г.

Реформаторская деятельность патриарха Никона.

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Стоглавого Собора 1551 года. Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор 1654 годаположил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия.

Церковный Собор 1654 года
(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты)

Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру.




Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К XVII веку в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Среди них выделялся протопоп Аввакум. Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Наиболее мощным протестом против церковной реформы было Соловецкое восстание. Здесь жили противники реформы с достаточным запасом продовольствия, за мощными стенами, но предатель впустил через тайные ходы царские войска в монастырь, которые всех и перебили. Аввакум и его единомышленники были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы подвергали себя самосожжению в протест на приход в мир “Никона-Антихриста”. Добившись титула “великого государя” Никон явно переоценил свои силы. Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666 г. состоялся церковный собор, который сместил Никона с поста патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской православной церкви не удалён и по сей день.



Доклад на тему

«Церковь и государство

в

XV – XVII веках»

Выполнил Мацаль В. В.

Цели освоения дисциплины научить студентов анализировать события Отечественной истории в контексте мировой; показать принципы работы с историческим материалом, осветить основные этапы становления и развития российской государственности с древнейших времен до начала 20 века и 20 -21вв. Раскрыть основные особенности становления и формирования русской цивилизации, рассмотреть основные этапы формирования России в контексте мирового развития.

Овладение навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания специфики развития России которое не было неизменным на протяжении многих веков.







Сейчас читают про: