Историография Индии.
Первые научные сведения появились в начале 17 века.
1690 год – книга «путешествие в Сулат»
С середины XVIII в. начинается серьезное изучение древнеиндийского языка (санскрита). Г. С. Лебедев изучал индийские языки и составил первую русскую грамматику бенгальского языка, содержавшую некоторые правила древнеиндийского языка (санскрита).
Английские и немецкие ученые перевели на европейские языки наиболее известные произведения древнеиндийской литературы. Ф. Бопп установил место санскрита в системе других индоевропейских языков. В Европе становятся известными драма «Шакунтала» (V в. н. э.), «Законы Ману», Веды и знаменитый индийский эпос.
Изучение древних надписей и зарождение индийской эпиграфики восходит к первой половине XIX в. Особенное внимание привлекли к себе важнейшие исторические тексты — надписи Ашоки.
Первые археологические раскопки в Индии относятся лишь ко второй половине XIX в.; они начались после того, как директор археологической службы А. Кеннингэм составил археологическую карту Индии.
Систематические раскопки развернулись лишь в XX в. Английские ученые Дж. Маршалл и Э. Маккэй, индийские археологи Сахни, Банерджи, а затем и многие другие обнаружили развалины древних городов в Северо-Западной Индии. Многочисленные и исторически важные памятники и надписи были найдены при раскопках поселений в бассейне Инда. Эти находки дали возможность начать изучение истории древней Индии с III тысячелетия до н. э.
Русские ученые уже в XIX в. изучали язык, литературу и религии древней Индии. Труды К. Коссовича, В. П. Васильева и О. Миллера много дали для изучения санскритской литературы, а также буддизма. И. П. Минаев и Вс. Миллер в конце прошлого века исследовали проблемы, касающиеся индийской литературы и добуддийской религии.
Русские ученые достигли больших успехов в изучении древнеиндийского языка. Профессор П. Я. Петров преподавал санскрит в Россиии. Крупнейший словарь санскрита был составлен О. Бетлингом и Р. Ротом и издан в Петербурге в 1855—1874 гг.
Советские ученые акад. С. Ф. Ольденбург и А. П. Баранников посвятили много трудов индийской культуре. Особенно ценным было издание в русском переводе некоторых книг «Махабхараты», полного текста трактата «Артхашастры» и других произведений индийской литературы; в этой области особенно много сделал В. И. Кальянов. Советские ученые изучали проблему рабовладения и общинного строя в древней Индии, дав ряд ценных работ по индологии.
1863- найдены первые свидетельства присутствия человека в Индостане.
1985 Г.М. Банград – Левин, Г.Ф.Ильин «Индия в древности».
Первые сведения о древнем Китае появились в результате объединения Евразии с Монголией. В 20-х годах 20 века начали проводиться археологические раскопки на территории Китая.
Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в Китае.
Гиперкритическое направление китайской историографии возникло как реакция на недостатки традиционной науки, но его пороком была противоположная крайность суждений о прошлом. Лишь в конце 20-х годов XX в., по мере распространения в Китае марксистских идей, постепенно складываются предпосылки для развертывания подлинно научного исследования древней истории Китая с позиций исторического материализма. Однако дискуссии о характере древнекитайского общества, проходившие в Китае в 30-х годах, показали, что для многих исследований, предпринятых в те годы, характерен догматизм в толковании отдельных положений марксистско-ленинской теории. Характерны в этом отношении ранние работы Го Можо, абсолютизировавшего тезисы о единстве всемирно-исторического процесса и отрицавшего поэтому какую бы то ни было специфику древневосточных обществ.
В 40—50-х годах китайскими учеными успешно разрабатывались проблемы социально-экономической истории Древнего Китая.
Начало изучения Китая японскими учеными относится еще к эпохе средневековья. За последние десятилетия в Японии в равной мере изучаются все периоды древней истории Китая. Один из виднейших специалистов в этой области Кайдзу-ка Сигеки — автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства. Большая группа японских историков работает над изучением социально-экономических отношений в эпоху Хань.
В Европе большой вклад в дело изучения истории Древнего Китая сделан французской синологической школой. В начале нашего века Э. Шаванн предпринял перевод «Исторических записок» Сыма Цяня, а также опубликовал корпус каменных барельефов ханьского времени, собранных и изученных им во времена пребывания в Китае.
Следует отметить также исследования одного из крупнейших французских синологов А. Масперо, капитальный труд которого «Древний Китай» оказал заметное влияние на современную историографию. Г. Билленстейн в 50-х годах один из первых обратил серьезное внимание на проблемы демографии в Древнем Китае.
В конце 60-х годов в США было создано международное «Общество по изучению Древнего Китая», издающее с 1975 г. свой журнал.
Русское китаеведение имеет давние традиции, у его истоков стоял в первой половине XIX в. стоял Н. Я. Бичурин. Для русских исследователей был характерен интерес прежде всего к культуре и идеологии древних китайцев, а также прекрасное знание первоисточников.
В 20 веке возникли школы китаистов других стран. Традиционная историография отличалась тщательным комментированием, исходящих из двух источников – династические циклы, китаецентризм. Особенно тщательно изучают социально-культурную историю.