Изучение истории Месопотамии

Первое научное путешествие в Месопотамию и Персию было предпринято в XVIII в. датским ученым К. Нибуром, который привез в Европу копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе. Он пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков.

Дешифровка началась с простейшей системы с наименьшим количеством знаков. В 1802 г. Г. Гротефенд предположил, что эти надписи принадлежат персидским царям династии Ахеменидов, и на одной из них прочел имена Дария и Ксеркса, а также отца Дария — Гистаспа. Таким образом, он дешифровал около 10 клинописных знаков из 39 и установил, что одним из языков надписей является древнеперсидский. Что касается двух других частей надписей, то одну он верно определил как вавилонскую (аккадскую), другая впоследствии была определена как эламская.

Большой вклад в дешифровку клинописи внес в 30—40-е годы XIX в. Г. Раулинсон. В Иране близ Хамадана он обнаружил огромную трехъязычную надпись персидского царя Дария I на Бехистунской скале. К 1847 г. ему удалось из более чем 600 знаков вавилонской части надписи определить 250.

В 90-х годах XIX в. немецким ученым Ф. Деличем были созданы грамматика и словарь аккадского языка.

Успехи в дешифровке клинописи обеспечили признание новой отрасли исследований, которая получила название ассириологии (по основному направлению работы, проводившейся в это время с ассирийскими надписями и памятниками материальной культуры).

Находки все новых клинописных документов позволили установить, что этой системой письменности наряду с вавилонянами и ассирийцами пользовались хурриты, а до них — еще более древние обитатели долины Двуречья — шумеры и что у народов Месопотамии клинопись заимствовали урарты, эламиты, хетты и др. В результате из ассириологии выделились шумерология, эламитология, урартология, хеттология.

Дешифровка шумерской письменности — первоосновы клинописи — ввиду больших трудностей и постепенного накопления материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усилиями таких ученых, как Ф. Тюро-Данжен, А. Пе-бель, А. Даймель, А. Фалькенштейн и др.

Археологические раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних памятников.

Первые открытия древних городов Месопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В 1842 г. Э. П. Бот-та начал раскопки у деревни Хорсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II — города Дур-Шаррукина.

В 1845—1847 гг. Г. А. Лэйярд предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человека-быка и человека-льва, художественными рельефами и т. д.

В 1847 г. обратившись к раскопкам холма Куюнджик, Лэйярд открыл руины Ниневии, в том числе дворец царя Синаххериба (VII в. до н. э.) с библиотекой его внука Ашшурбанапала, полной «глиняных книг». Находки Лэйярда легли в основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне.

Вторая половина XIX — начало XX в. составляют новый этап в развитии археологических исследований в Месопотамии, характеризующийся систематическими раскопками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.

Ценные открытия были сделаны сотрудником Лэйярда — X. Рассамом, который, продолжая изыскания на холме Куюнджик, обнаружил дворец ассирийского царя Ашшурбанапала с великолепными рельефами, изображающими охотничьи и военные сцены, и обширной царской библиотекой. Близ холма Нимруд, в местечке Балават, он открыл ассирийские памятники IX в, до н. э., в том числе четыре бронзовые плиты. Рассам обнаружил развалины древнего города Сиппара с храмом бога Солнца Шамаша, архивом деловых документов, школой с «учебными пособиями». Он разыскивал также письменные документы Древней Месопотамии в самых различных ее уголках. Одной из интереснейших оказалась находка летописи Ашшурбанапала на глиняном цилиндре, получившем в науке наименование «Цилиндр Рассама».

Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.

К числу выдающихся достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, огромный архив хозяйственных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экспедицией города Ниппура, просуществовавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовая библиотека с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.

Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вавилон — важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий. В ходе раскопок были обнаружены крепостные стены города с башнями, дворец одного из самых знаменитых царей — Навуходоносора II (VII—VI вв. до н. э.).

В. Андре в 1903—1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии — город Аш-шур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также раскопки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами.

В 1933—1939 гг. французскими археологами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тысячелетия до н. э., построенный царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дипломатических документов.

В 1922—1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Л. Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники: храмы бога луны Наннара и его супруги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннединастического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.

После второй мировой войны характерны следующие черты наряду с европейскими и американскими исследователями в археологические работы включились иракские ученые. Фуадом Сафаром и Таха Бакиром при раскопках города Шадуппума были найдены глиняные таблички с текстом одного; из древнейших судебников — Законов из Эшнуны, математические таблички и др. Многие древние памятники реставрируются, в том числе создан проект реставрации древнего Вавилона и превращения его в музейно-туристический центр.

В 50—80-е годы археологи из ФРГ систематически ведут раскопки в Уруке, где ими исследовались святилище III тысячелетия до н. э, храм богини плодородия Инанны, древнейшая стена города из необожженных кирпичей («стена Гильгамеша» — легендарного правителя Урука), ремесленные мастерские, погребения с богатым инвентарем, надписи ассирийских и вавилонских царей.

Становление ассириологии как науки представляло собой сложный процесс. В XIX в. ассириологические памятники использовались главным образом для подтверждения или опровержения данных Библии. Ассириология развивалась как часть библейской критики.

Выявление более древних истоков месопотамской культуры, зависимость многих библейских сюжетов, особенно мифологических, от месопотамских прообразов привело, с одной стороны, к «высвобождению» ассириологии из лона библейской критики, с другой — к значительной переоценке роли шумеро-вавилонской культуры в развитии цивилизаций Ближнего Востока и даже в общемировом масштабе.

Одним из первых ассириологов был дешифровщик клинописи Г. Раулинсон. Дж. Смит нашёл, перевел и издал многочисленные клинописные литературные произведения, научные и религиозные тексты, надписи, летописи и хозяйственные документы на аккадском языке. Смит потратил много времени и сил на собирание буквально по частям «Эпоса о Гильгамеше».

С конца XIX в. начали выходить многотомные издания клинописных документов, хранящихся в крупнейших европейских музеях. Во второй половине XX в. эта работа еще более активизировалась, в нее включились и американские ученые. Так, огромную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев многих стран в течение нескольких десятилетий осуществляет американский шумеролог С. Крамер.

Уже с конца XIX в. создаются общие труды по истории Месопотамии, среди которых выделяются исследования немецких историков К. Бецольда и Б. Майснера, американских ученых А. Олмстэда, А. Л. Оппенхейма и др.

Важным направлением в зарубежной науке является изучение права Древней Месопотамии, что закономерно, ибо ни одна другая древневосточная страна не дала столько юридических памятников. Особенно много трудов посвящено анализу законов вавилонского царя Хаммурапи.

Наибольшее внимание зарубежные ученые уделяют вопросам культуры и религии Древней Месопотамии.

Первоначально ассириология обосновалась в Англии и во Франции. С конца XIX— начала XX в. центр ее переместился в Германию, где велись интересные, хотя порой и ошибочные, теоретические разработки, была создана капитальная филологическая база и откуда вышли научно подготовленные археологические экспедиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: