double arrow

Древний Египет. Развитие египтологии


История изучение древнего мира.

Подход.

Способ обработки материала.

Лекция.

Становление древнерусского права «Русская правда»

Вопросы:

· Древнейшие источники права

· Русская правда и ее характеристика

· Субъекты права

· Обязательственное право. Виды договоров

· Наследственное право

· Преступление и наказание

· Судебный процесс.

1вопрос.

· Обычаи – правила поведения, соблюдавшиеся в силу установившейся привычки.

· Нормы обычного права – обычаи, санкционированные гос властью

Прецеденты – закрепленные повторением способы разрешения дел

· Право договоров – регламентация отношений, не охваченных обычным правом

Договоры с Византией – содержат нормы русского и византийского права, ссылки на «закон русский»

911-положения:

О кровной мести

О наказаниях за телесные повреждения

О выдаче преступников

О взаимном выкупе пленников

Торговые льготы и пошлины

945 – положения

О смертной казни

О наказании за телесные повреждения

Об обязательстве возвращать беглых рабов

Кража, грабеж, разбой

Церковное право

· Устав Владимира

· Ярослава

………..

· Корчая книга

· Эклога

· Закон судным людям

· Закон градский

2 вопрос. Характеристика «Русской правды»

· Погодин М.П.

Официальный свод княжеского права

· Владимирский-Буданов М.Ф.: частный сборник обычаев и примеров из судебной практики.

· Ключевский В.О..: дополнение а Кормчей книге для церковного судопроизводства.

Русская правда- кодекс частного права.

Среди видов преступлений нет преступлений против гос-ва

Личность князя рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося более высоким положением и привилегиями.

Нормы русской правды защищали частную собственность

Источники кодификации.

· Нормы обычного права

· Княжеская судебная практика

«Русская правда» – не свод княжеских законов, а сборник обычаев и церковного законодательства, руководство для княжеских судей

Казуальный (формальный) – когда из реальной жизни или правового источника (из обычая или судебной практики) брался конкретный казус, решение которого определяла Русская правда.

Феодальный (сословный) – для разных социальных групп разные права.

Правда ярослава

Правда ярославичей

Устав владимира мономаха

Русская правда

3 редакции: краткая правда (1054) – 43 статьи.

Правда ярослава (1-17)

Правда ярославичей (18-41)

Покон вирный (42)

Урок мостников (43)

Пространная правда (1113) – 121 статья

Суд ярослава (1-52)

Устав мономаха (53-121)

Сокращенная правда (с – вт.пол. XVв) (переработанная пространная правда)

В 17 веке была предпринята первая попытка расшифровки иероглифов (А. Кирхер)

В середине 18 века Карстен Нибур выяснил, что общее число иероглифов невелико, следовательно, каждый иероглиф не может обозначать отдельное слово или понятие.

1799 год - египетский поход. Возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии найден Розеттский камень, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, начертанными древнеегипетскими иероглифами, египетским демотическим письмом, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов Над изучением роззетского камня работали Д.Окерблод, К. Юнг, Шампольон.

Бругш –первый египтолог и Лепетгус – первый археолог в Германии, Девериа, де-Руже и Шаба во Франции, Розеллини в Италии, Берч в Англии, сосредоточили свои усилия на изучении и издании главным образом памятников древнеегипетской письменности. Лепсиусу принадлежит заслуга первой периодизации египетской истории, основанной на изучении египетской хронологии, а Бругшу — составления первого общего очерка египетской истории и ряда для того времени полезных справочников и пособий по египтологии.

Крупный вклад в египтологию сделал французский учёный Г. Масперо. В своём большом труде «Древняя история народов классического Востока» Масперо впервые вдвинул историю и культуру древнего Египта в обширный круг исторического развития целого ряда народов классического востока, т. е. Северо-Восточной Африки и Передней Азии. Особенно подробно изучал Масперо культуру древнего Египта, язык, искусство и религию, установив основные этапы в развитии египетской религии и искусства.

На рубеже 19-20 века были заложены основы изучения Египта. Ученики берлинской школы Эрман и Зете посвятили ряд крупных работ проблемам изучения египетского языка.

Большим достижением египетской филологии в настоящее время является монументальный пятитомный словарь египетского языка, составленный Эрманом и Ранке на основе обширного лексического материала, предоставленного им учёными различных стран, в том числе египтологами Б. А. Тураевым и В. С. Голенищевым.

Также составлена большая грамматика египетского языка английским египтологом А. Гардинером по типу самоучителя.

Американский египтолог Д. Г. Брэстед издал в большом пятитомном сборнике переводы почти всех известных в начале XX в. исторических документов и составил на основании этих источников очерк истории древнего Египта. Ему принадлежат и другие крупные работы, как, например, исследования, посвященные солнечным гимнам (фараона Эхнатона), битве при Кадеше, издание и перевод Нью-Йоркского медицинского папируса, издание текстов саркофагов Среднего Царства. Наконец, Брэстед организовал и возглавлял Чикагский восточный институт, сотрудники которого провели целый ряд крупных археологических и научно-исследовательских работ.

1922 год – найдена граница Тотунхомона Г.Картером.

Основателем русской египтологии был крупный учёный, обладавший огромными научными знаниями, академик Б. А. Тураев (1868–1920 гг.). Главным плодом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое.

Заслугой Б. А. Тураева является организация отдела древневосточных памятников в Московском музее изящных искусств и тщательное изучение египетских собраний в русских музеях. Крупное научное значение имеет труд Тураева «Египетская литература», равного которому нет в мировой египтологической литературе.

Б. А. Тураев создает целую школу египтологов (Волков, Коцейовский, Викентьев, Струве, Флиттнер, Франк-Каменецкий, Гесс).

Наряду с Б. А. Тураевым крупнейшим русским специалистом в области египтологии является В. С. Голенищев (1856–1947 гг.), который во время своих частых путешествий по Египту предпринял там целый ряд раскопок, собрал большую и ценную коллекцию египетских древностей, которая впоследствии стала ядром отдела древневосточных памятников Московского музея изобразительных искусств.

В. С. Голенищев на месте в Египте тщательно исследовал хаммаматские надписи. Больше всего трудов В. С. Голенищев посвятил изданию, переводу и комментированию различных памятников древнеегипетской письменности, как, например, стэлы Меттерниха с религиозно-магическим текстом, Сказки о потерпевшем кораблекрушение, Путешествия Уну-Амона в Сирию.

Основной задачей советской египтологии в период с 1917 по 1934 г. было собирание, изучение и издание египетских древностей, хранившихся как в государственных музеях Советского Союза, так и в частных собраниях. В результате этой собирательной работы египетские коллекции Московского музея изобразительных искусств и Ленинградского Эрмитажа превратились в богатейшие собрания памятников египетской культуры и письменности. Текст издания В. В. Струве «Московского математического папируса» впервые изучен и транскрибирован Б. А. Тураевым.

Особенно внимательному изучению подвергли советские египтологи два важных документа: «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», в которых описывается крупное восстание бедняков и рабов, произошедшее в Египте в XVIII в. до н. э. Тщательно изучив социально-экономические корни классовой борьбы, происходившей в конце Среднего Царства, советские египтологи впервые установили, что восстание, описанное в этих поучениях, было вполне реальным историческим фактом, и даже нашли возможным его датировать.

Достижением советской науки является углублённое изучение военно-политической истории древнего Египта и установление грабительского характера тех завоевательных войн, которые в течение тысячелетий вели египетские фараоны в Палестине, в Сирии и в Нубии. Большое внимание уделяли советские египтологи изучению культуры древнего Египта, в частности литературы, мифологии, религии, искусства. Советские египтологи в своих научных трудах только показали, что древнеегипетское общество было древнейшим рабовладельческим обществом.


Сейчас читают про: