История изучение древнего мира.
Подход.
Способ обработки материала.
Лекция.
Становление древнерусского права «Русская правда»
Вопросы:
· Древнейшие источники права
· Русская правда и ее характеристика
· Субъекты права
· Обязательственное право. Виды договоров
· Наследственное право
· Преступление и наказание
· Судебный процесс.
1вопрос.
· Обычаи – правила поведения, соблюдавшиеся в силу установившейся привычки.
· Нормы обычного права – обычаи, санкционированные гос властью
Прецеденты – закрепленные повторением способы разрешения дел
· Право договоров – регламентация отношений, не охваченных обычным правом
Договоры с Византией – содержат нормы русского и византийского права, ссылки на «закон русский»
911-положения:
О кровной мести
О наказаниях за телесные повреждения
О выдаче преступников
О взаимном выкупе пленников
Торговые льготы и пошлины
945 – положения
О смертной казни
О наказании за телесные повреждения
Об обязательстве возвращать беглых рабов
Кража, грабеж, разбой
Церковное право
· Устав Владимира
· Ярослава
………..
· Корчая книга
· Эклога
· Закон судным людям
· Закон градский
2 вопрос. Характеристика «Русской правды»
· Погодин М.П.
Официальный свод княжеского права
· Владимирский-Буданов М.Ф.: частный сборник обычаев и примеров из судебной практики.
· Ключевский В.О..: дополнение а Кормчей книге для церковного судопроизводства.
Русская правда- кодекс частного права.
Среди видов преступлений нет преступлений против гос-ва
Личность князя рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося более высоким положением и привилегиями.
Нормы русской правды защищали частную собственность
Источники кодификации.
· Нормы обычного права
· Княжеская судебная практика
«Русская правда» – не свод княжеских законов, а сборник обычаев и церковного законодательства, руководство для княжеских судей
Казуальный (формальный) – когда из реальной жизни или правового источника (из обычая или судебной практики) брался конкретный казус, решение которого определяла Русская правда.
Феодальный (сословный) – для разных социальных групп разные права.
Правда ярослава
Правда ярославичей
Устав владимира мономаха
Русская правда
3 редакции: краткая правда (1054) – 43 статьи.
Правда ярослава (1-17)
Правда ярославичей (18-41)
Покон вирный (42)
Урок мостников (43)
Пространная правда (1113) – 121 статья
Суд ярослава (1-52)
Устав мономаха (53-121)
Сокращенная правда (с – вт.пол. XVв) (переработанная пространная правда)
В 17 веке была предпринята первая попытка расшифровки иероглифов (А. Кирхер)
В середине 18 века Карстен Нибур выяснил, что общее число иероглифов невелико, следовательно, каждый иероглиф не может обозначать отдельное слово или понятие.
1799 год - египетский поход. Возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии найден Розеттский камень, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, начертанными древнеегипетскими иероглифами, египетским демотическим письмом, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов Над изучением роззетского камня работали Д.Окерблод, К. Юнг, Шампольон.
Бругш –первый египтолог и Лепетгус – первый археолог в Германии, Девериа, де-Руже и Шаба во Франции, Розеллини в Италии, Берч в Англии, сосредоточили свои усилия на изучении и издании главным образом памятников древнеегипетской письменности. Лепсиусу принадлежит заслуга первой периодизации египетской истории, основанной на изучении египетской хронологии, а Бругшу — составления первого общего очерка египетской истории и ряда для того времени полезных справочников и пособий по египтологии.
Крупный вклад в египтологию сделал французский учёный Г. Масперо. В своём большом труде «Древняя история народов классического Востока» Масперо впервые вдвинул историю и культуру древнего Египта в обширный круг исторического развития целого ряда народов классического востока, т. е. Северо-Восточной Африки и Передней Азии. Особенно подробно изучал Масперо культуру древнего Египта, язык, искусство и религию, установив основные этапы в развитии египетской религии и искусства.
На рубеже 19-20 века были заложены основы изучения Египта. Ученики берлинской школы Эрман и Зете посвятили ряд крупных работ проблемам изучения египетского языка.
Большим достижением египетской филологии в настоящее время является монументальный пятитомный словарь египетского языка, составленный Эрманом и Ранке на основе обширного лексического материала, предоставленного им учёными различных стран, в том числе египтологами Б. А. Тураевым и В. С. Голенищевым.
Также составлена большая грамматика египетского языка английским египтологом А. Гардинером по типу самоучителя.
Американский египтолог Д. Г. Брэстед издал в большом пятитомном сборнике переводы почти всех известных в начале XX в. исторических документов и составил на основании этих источников очерк истории древнего Египта. Ему принадлежат и другие крупные работы, как, например, исследования, посвященные солнечным гимнам (фараона Эхнатона), битве при Кадеше, издание и перевод Нью-Йоркского медицинского папируса, издание текстов саркофагов Среднего Царства. Наконец, Брэстед организовал и возглавлял Чикагский восточный институт, сотрудники которого провели целый ряд крупных археологических и научно-исследовательских работ.
1922 год – найдена граница Тотунхомона Г.Картером.
Основателем русской египтологии был крупный учёный, обладавший огромными научными знаниями, академик Б. А. Тураев (1868–1920 гг.). Главным плодом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое.
Заслугой Б. А. Тураева является организация отдела древневосточных памятников в Московском музее изящных искусств и тщательное изучение египетских собраний в русских музеях. Крупное научное значение имеет труд Тураева «Египетская литература», равного которому нет в мировой египтологической литературе.
Б. А. Тураев создает целую школу египтологов (Волков, Коцейовский, Викентьев, Струве, Флиттнер, Франк-Каменецкий, Гесс).
Наряду с Б. А. Тураевым крупнейшим русским специалистом в области египтологии является В. С. Голенищев (1856–1947 гг.), который во время своих частых путешествий по Египту предпринял там целый ряд раскопок, собрал большую и ценную коллекцию египетских древностей, которая впоследствии стала ядром отдела древневосточных памятников Московского музея изобразительных искусств.
В. С. Голенищев на месте в Египте тщательно исследовал хаммаматские надписи. Больше всего трудов В. С. Голенищев посвятил изданию, переводу и комментированию различных памятников древнеегипетской письменности, как, например, стэлы Меттерниха с религиозно-магическим текстом, Сказки о потерпевшем кораблекрушение, Путешествия Уну-Амона в Сирию.
Основной задачей советской египтологии в период с 1917 по 1934 г. было собирание, изучение и издание египетских древностей, хранившихся как в государственных музеях Советского Союза, так и в частных собраниях. В результате этой собирательной работы египетские коллекции Московского музея изобразительных искусств и Ленинградского Эрмитажа превратились в богатейшие собрания памятников египетской культуры и письменности. Текст издания В. В. Струве «Московского математического папируса» впервые изучен и транскрибирован Б. А. Тураевым.
Особенно внимательному изучению подвергли советские египтологи два важных документа: «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», в которых описывается крупное восстание бедняков и рабов, произошедшее в Египте в XVIII в. до н. э. Тщательно изучив социально-экономические корни классовой борьбы, происходившей в конце Среднего Царства, советские египтологи впервые установили, что восстание, описанное в этих поучениях, было вполне реальным историческим фактом, и даже нашли возможным его датировать.
Достижением советской науки является углублённое изучение военно-политической истории древнего Египта и установление грабительского характера тех завоевательных войн, которые в течение тысячелетий вели египетские фараоны в Палестине, в Сирии и в Нубии. Большое внимание уделяли советские египтологи изучению культуры древнего Египта, в частности литературы, мифологии, религии, искусства. Советские египтологи в своих научных трудах только показали, что древнеегипетское общество было древнейшим рабовладельческим обществом.