Модуль 2. Портреты супругов и девушки с кодексом из Помпеи

19.

Портреты супругов и девушки с кодексом из Помпеи

1990.01.15 - Для прекращения межэтнических столкновений в Нагорном Карабахе, Азербайджан, в регион вводятся советские войска.
1990.01.18 Азербайджан объявляет войну Армении.
1990.01.19 Ввод советских войск в Баку - погибло 125 человек.
1990.02.07 Члены Центрального Комитета КПСС голосуют за отмену монополии коммунистов на политическую власть в СССР.
1990.02.26 Руководство СССР заявляет о своем согласии вывести все свои войска из Чехословакии к июлю 1991 года.
1990.03.15 Горбачев приносит присягу в качестве президента СССР.
1990.03.23 В Вильнюс вводятся советские войска и танки.
1990.03.30 Эстония приостанавливает действие Конституции СССР на своей территории.

1990.05.29 Одержав верх над кандидатами, предложенными Горбачевым, Борис Ельцин избирается Президентом Российской Федераций.
1990.06.08 Российский парламент голосует за приоритет российских законов над всесоюзным законодательством (12 июня Российская Федерация официально провозглашается суверенным rocyaap-ством).
1990.06.12 Парламент РСФСР провозглашает суверенитет республики.
1990.07.12 Борис Ельцин и ряд сторонников реформ выходят из КПСС.
1990.07.27 Белоруссия приняла декларацию о суверенитете
1990.08.01 Закон СССР о СМИ - ликвидирована цензура
1990.08.Декларации о суверенитете Туркмении, Армении, Таджикистана

1990.08.14 В СССР президент Горбачев издает указ о реабилитации жертв сталинских репрессий и о возвращении гражданства высланным из страны диссидентам, включая Александра Солженицына

1990.08.30 Провозглашен план реформ 500 дней (бывший 300 дней), - отправлен для согласования с Правительством СССР.

1990.10.24 Закон о вступлении в силу нового союзного договора - о главенстве союзных законов над республиканскими
1990.10.26 Декларация о суверенитете Казахстана
1990.10.31 рС РСФСР принимает закон о контроле над природными ресурсами на своей территории
1990.11.23 Советский парламент предоставляет чрезвычайные полномочия президенту Горбачеву для поддержания порядка в СССР.

1990.11.29 Резолюция Совета безопасности ООН о применении силы против Ирака
1990.12.12 Чрезвычайное положение в Южной Осетии
1990.12.17 IV съезд депутатов СССР: Горбачев получает чрезвычайные полномочия (съезд до 27.12)
1991.03.17 На референдуме в СССР предложение Горбачева о создании обновленной федерации социалистических суверенных республик получает незначительное большинство.

1991.04.01 Распущен Варшавский договор (военные структуры).
1991.04.02 Реформа цен в СССР: увеличены цены на ряд товаров
1991.04.09 Парламент Грузии принимает решение о выходе из СССР.
1991.04.21 Парламентская группа "Союз" требует введения в стране ЧП на полгода
1991.04.23 В Ново-Огареве подписан (предварительно) новый союзный договор (9 республик)
1991.06.12 Выборы президента РСФСР Ельцина, а Попова и Собчака мэрами.
991.06.17 Ново-Огарево: главы 9 республик приходят к соглашению о проекте Союзного договора.
1991.07.01 Подписан Пражский протокол об официальном прекращении существования Организации Варшавского Договора. Выведены советские войска из Венгрии и Чехословакии. Варшавский договор распущен (политические структуры).
1991.07.01 Выведены советские войска из Венгрии и Чехословакии.
1991.08.19 Сторонники жесткого курса из числа коммунистов во главе с Геннадием Янаевым совершают государственный переворот в СССР, направленный против президента Горбачева, который находится под домашним арестом в Крыму. Передачи радио и телевидения подвергаются жесткой цензуре, и во многих городах страны вводится военное правление. Создано ГКЧП - так называемый путч

20. Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны.
ü Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.
ü Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.
ü Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.
ü Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).
ü Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.
ü Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.
ü Деятельность В. В. Путина по наведению порядка, укреплению российской государственности и федерализма к концу первого срока на высшем государственном посту поддерживали почти 80% россиян. На выборах в Думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом. В результате впервые в современной истории России было сформировано конституционное большинство в парламенте, что открывало большие возможности для реализации планов правительства. На выборах главы государства в марте 2004 г. В. В. Путин вновь был избран Президентом страны.

21: Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Таким образом, крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

22. С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", а также другие произведения. В "Сказании о Мамаевом побоище" события получили более развернутое описание. Оно отличается глубиной осмысления роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси. В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона "Донская Богоматерь"). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с Прохор Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - 1430). В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы - "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля (Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти). Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы. В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор - Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель - итальянец Алевиз Новый.
В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексей".
В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей.
XVI век - период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города). Возводятся деревянные церкви - восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в селе Уне Архангельской области и другие). Самый выдающийся памятник такого типа - церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника - будущего царя Ивана Грозного. Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Выдающейся иконой этого времени является "Церковь воинствующая", или "Благословенно воинство", где представлено торжественное шествие пеших и конных воинов. Среди них - князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван Федоров издал "Апостол" (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.
Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в "царском" или "молельном месте" Ивана Грозного в Успенском соборе.
Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.

23. "Светская" культура – это явление распада предшествовавшей ей церковной культуры. Происхождение светской культуры из религиозного начала говорит о том, что в светской культуре есть всегда своя религиозная стихия. Идеал, одушевляющий светскую культуру, - христианское учение о Царстве Божием, но уже земном и созидаемом людьми. В силу этого культурная психология заключает в себе дух утопизма, ожидания воплощения идеала на земле.
Деятели культуры настолько обычно внецерковны в самых основах своей творческой жизни, что среди них возможны и дружелюбное, и враждебное отношение к Церкви. Но в обоих случаях светская культура движется в сторону вытеснения Церкви из жизни; этот внутренний конфликт Церкви и культуры объясним только из того, что секуляризация культуры (т. е. освобождение от религиозного влияния) развивалась в линиях разрыва с Церковью, но не с христианством.
В России процесс отхода от церковности начался уже в конце XV века, но уже тогда он осложнился тем, что новый стиль жизни формировался под влиянием западной светской жизни, притягательность которой сильно действовала на русских людей. Этот процесс принимает острые формы после Смутного времени, т. е. с середины XVII века, но во всей своей силе он проявился при Петре Великом и его наследниках. В XVII веке открывается театр, а при Петре I внедряются разные формы западного быта. Новый стиль жизни формируется в верхних слоях русского общества с такой быстротой, что уже через несколько десятилетий старый быт сохранился лишь в провинции.
Менялись не только внешние формы жизни. Вырастала потребность в новой "идеологии" вместо былой (церковной). Всюду вспыхивает жажда образования и именно светского, в данный момент находимого на Западе. Отрываясь от церковного уклада жизни, русские люди в первое время попадали в безоговорочный плен Западу, не имея у себя никаких зачатков для выработки самостоятельного типа жизни. Вот почему долго на Руси было так много слепого подражания Западу.
Русские оказались очень восприимчивы и к философской культуре Запада. Можно отметить следующие основные течения в философском движении в России в XVIII веке: 1) "Русское вольтерьянство". Социально-политический идеал вольтерьянства — “царство разума”, т. е. справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права. Его целью было избавление людей от суеверий. Из вольтерьянства впоследствии оформились радикализм и нигилизм.
2) Второе течение определялось потребностью создать новую идеологию национализма. Одни искали нового обоснования национализма в "естественном праве", другие - в линиях "просветительства" (гуманизм).
3) Третье течение, тоже идущее по линии секуляризации, ищет удовлетворения религиозно-философских запросов вне Церкви - сюда относится русское масонство. В нем кроме религиозно-мистического пробивалось натурфилософское направление.
Все это - направления секулярной мысли, знаменующие начало свободных философских исканий. Ученическое следование тем или иным течениям западной мысли не мешает тому, что начинает работать собственная мысль.

24. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер. Светская культура в России - явление распада предшествовавшей ей церковной культуры. В этот период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры, расширяются культурные контакты со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей восприимчивость к включению в свою систему результатов развития других культур. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры.
В петровское время были открыты инженерные, кораблестроительные, ремесленные и другие школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей. Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а позже к открытию первой публичной библиотеки в Петербурге. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".
Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений.
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все «старое и необыкновенное». В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Позже она была открыта для свободного посещения. Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук. При ней также были открыты университет и гимназия.
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского назначения. Наиболее яркий пример - строительство Петербурга. Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. Портреты окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей. Происходило превращение театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве в 1702 г.
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами. Важное нововведение той эпохи - принятие юлианского календаря. Началом года стало считаться 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.
В результате реформ в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои. Реформа положила начало разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью.

25. История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.
Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т. д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства. Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство - личность, разум - чувство, общественная польза - частное право, национальная гордость - космополитизм), которые, тем не менее, обе пропагандировали просветительские идеалы.
Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая, прежде всего, началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким образом, наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась на два крыла: консервативно-хранительное и либеральное.
На рубеже ХIХ-ХХ столетий в международных спорах, мнениях, суждениях, концепциях, теоретических построениях, обращенных к проблемам культуры отчетливо и уверенно зазвучал голос русских исследователей. Оценить значение наследия отечественных философов, ученых, деятелей культуры и просвещения для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки.
1. Философия русского Просвещения
«Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского философского мышления. Ее становление и развитие, специфику и основные черты следует искать в динамике бытия России, в реальных процессах важнейшей эпохи нашего исторического прошлого, в духовной культуре страны.
XVIII в. расставил заметные вехи во всех сферах общественной жизни. По законам преемственности они еще долго служили точкой отсчета в последующих начинаниях.
В политической стратегии были поставлены и успешно решались цели укрепления абсолютизма и европеизации России. Огромным изменениям подверглась правовая сфера. И Петр I, и Екатерина II ставили целью в этой области полностью изменить устаревшее законодательство и много работали над этим. Наиболее заметными явлениями здесь стали «Духовный регламент» Петра, написанный Ф. Прокоповичем, подчинявший религиозную власть светской, и «Наказ» Екатерины.

В экономике, несмотря на постоянное тормозящее действие крепостного права, на новых основах сформировался российский рынок, что имело далеко идущие последствия для страны.
Произошло оздоровление религиозной жизни. Этому способствовали жесткие меры Петра по устранению раскола, учреждение Святейшего Синода и ликвидация патриаршества в 1721 г., что пресекало двоевластие путем подчинения государству религиозной власти. В то же время влияние западной просветительской идеологии также не могло не сказаться на внутрирелигиозной жизни. Элементы просветительства целенаправленно или помимо воли проникали в теологию и религиозную философию.
Одним из основных способов «обхода» теологических догм стал деизм. С одной стороны, он позволял избежать обвинений в атеизме, ибо православную идеологию официально никто не отменял, более того, никто не мог отменить сложившуюся систему религиозного воспитания и вековые традиции. С другой стороны, деизм развязывал руки для свободного философствования. Наиболее ярко это проявилось в творчестве М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, хотя нередко наблюдается и у других философов.
Секуляризация философии, как любое сложное явление, конечно, имела и свою оборотную сторону. Религию принято отождествлять с духовными аспектами бытия. Поэтому при освобождении от религии всегда имеется опасность «освободиться» от духовного, впасть в приземленность, натурализм и вульгарный материализм. Такие тенденции существовали и в XVIII в. в России, но на их пути встала сильная просветительская гуманистическая традиция в российской философии этого времени. Более определенно она проявилась в XIX в.
Освобождение мысли позволило самореализоваться многим образованным людям. Официально и стихийно создаются многочисленные общества, кружки, собрания, где происходит свободный обмен мнениями, дискутируются острые вопросы общественной жизни, формируются многообразные философские направления. Даже при Петре I существует «ученая дружина», в которую входят такие знаменитые мыслители XVIII в., как Феофан Прокопович, Василий Татищев, Антиох Кантемир.
Век XIX - век подлинного ренессанса России, высших ее достижений во всей ее истории, имевших и имеющих общемировое значение, ставших общечеловеческой классикой. XVIII в. имеет самостоятельную, но несопоставимую ценность и может рассматриваться как заложение основ для расцвета российской духовности.

Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо, - гуманизм. Но в России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян - а именно здесь основной пафос российского гуманизма - оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений. Внимание к проблеме человека, его освобождения неизбежно порождает антропологизм, который делает единичного человека точкой отсчета философских систем. На Западе антропологизм нашел высшее выражение в теориях Фейербаха; у нас в XVIII в. следует считать работы Радищева.
Развитие на Западе естественно-научных теорий вызвало в России пристальное внимание к сенсуализму и натурализму вообще. Почти все российские просветители, в том числе и религиозные, отдали дань этим направлениям, особенно если учесть, что в России XVIII в. естественно-научные изыскания достигли впечатляющих результатов - речь, прежде всего, идет о М. В. Ломоносове. Такое внимание определялось стремлением понять естественные корни духовности человека, найти синтез естественно-научных и гуманитарных знаний. Оно же порождало крайности в виде утилитаризма и прагматизма. В частности, в этом духе с позиций теории «разумного эгоизма» трактовались благородные, хотя и идеалистические западные теории «естественного права» и «общественного договора». Алгоритм естественно-научного обоснования гуманитарной проблематики оказался в России очень живучим. Это заметно и в философии XVIII в., но особенно ярко проявилось в философском антропологизме Н. Г. Чернышевского.
Еще одной особенностью Просвещения XVIII в. в России является сильное религиозное направление внутри него. Российское самодержавие, претендующее на то, чтобы насаждать Просвещение «сверху», естественно, ради этого не могло пойти на отрицание религии и церкви, свойственное многим направлениям западного Просвещения, в частности Вольтеру и Дидро, которые были кумирами Екатерины II. Православие хотя и было низведено до роли «служанки политики», все же имело огромное влияние в стране и поддерживалось государством. С другой стороны, в России, православной стране, имеющей корни в религиозной философии Востока, были сильны традиции философствования в рамках религии. Кроме того, православной теологии было свойственно достаточно уважительное отношение к науке, а века сосуществования теологии и философии в России не могли не привести к их относительной толерантности. Отдадим должное «прогрессивности» российских теологов: в своих охранительных системах они использовали просветительские идеи и идеалы, что сделало их взгляды если не прогрессивными, то по крайней мере современными.

Завершая краткую характеристику Просвещения в России, необходимо со всей определенностью подчеркнуть: просветительская направленность есть обязательная составляющая и объединяющая черта всех направлений философствования XVIII в. в России, включая религиозные. Другими специфическими чертами этого периода, на наш взгляд, были антропологизм и стремление подвести естественно-научное обоснование под философские построения. Обзор философских направлений и взглядов их представителей в XVIII в. целесообразно разделить на две части, соответствующие эпохам Петра I (первая половина века) и Екатерины II (вторая половина). Это не формальное деление: пафос петровских реформ заключался в приобщении России к западной цивилизации; екатерининские времена, особенно после восстания Пугачева, наиболее точно характеризуются идеологической борьбой по поводу проблемы крепостного права. Эта разнонаправленность не могла не отразиться на философии.
Наиболее яркое выражение новые научно-философские идеи петровских времен получили в кружке Феофана Прокоповича, в который входили В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, A. M. Черкасский, И. Ю. Трубецкой и др. На собраниях кружка обосновывался приоритет светской власти над духовной, говорилось о необходимости размежевания науки и религии, обсуждалась идея светской философии, свободной от опеки теологии.
Вторая половина века характеризуется более резким размежеванием философских направлений. Этому способствовали демократизм Екатерины II в начале ее правления и обострение проблемы крепостного права. Можно выделить собственно просветительское направление (Д.С. Аничков, М.Т. Болотов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков) - дворянско-либеральная оппозиция, в основе которой лежала антикрепостническая идеология; патриархально-консервативное направление (виднейший представитель М.М. Щербатов) с его враждебностью западничеству и сетованиями о повреждении нравов и забвении традиций; радикально-демократическое, представленное революционным гуманизмом А.Н. Радищева; материалистическое, имевшее базу в естественно-научных прозрениях М.В. Ломоносова, и религиозно-просветительское (А. Байбаков, П. Величковский, Тихон Задонский, Г. Конисский, митрополит Платон). Излишне говорить, что такое деление весьма условно. И не только потому, что все эти философы мыслят оригинально и не образуют философских партий или что направление порой представлено одной фигурой. Важно и то, что они не исчерпывают всего спектра философской мысли XVIII в.»

27. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.
Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.
Что касается русского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.
Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.
В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

28. ответвление русской культуры, созданной на протяжении неск. периодов российской истории эмигрантами; как правило, противостояла официальной. Истоки К.р.з. восходят к первым рус. полит, эмигрантам 16-17 вв., сам факт эмиграции к-рых говорил о неординарном образе мыслей, оппозиционности и независимости суждений, сознат. нонконформизме незаурядных личностей, способных преодолеть стойкие стереотипы рус. ср.-вековья. В 18 и 19 вв. деятели рус. культуры своей добровольной или вынужденной эмиграцией демонстрировали иногда обществ, вызов, социальный протест, свою особую религ., полит, или филос. позицию в отеч. культуре, расходящуюся с официальной, и всегда — явное нежелание примириться с заданной пассивной ролью в обществ, и культурной жизни страны, со сложившимися истор. обстоятельствами в стране, с тем status quo, к-рый личность не в силах изменить по своей воле. Поэтому ряды эмигрантов пополняли не только В. Пече-рин, Герцен и Огарев, Бакунин, Лавров, Кропоткин, бывшие сознат. оппонентами существующего полит. режима или конфессии, но и, напр., Кипренский, С. Щедрин, К. Брюллов, 3. Волконская, И. Тургенев, навсегда оставшиеся за границей по причинам нередко личного свойства, и Кантемир, Карамзин, А.Иванов, Гоголь, П. Анненков, В. Боткин, Глинка, Тютчев, А. Боголюбов и др., подолгу жившие вдали от родины и взиравшие на нее из своего “чудного далека”, творившие с ощущением чисто эмигрантской ностальгии.
Для каждого из них даже временная эмиграция была тем необходимым смысловым, а не только геогр., расстоянием, той социокультурной дистанцией, с позиций к-рых можно было увидеть в России и рус. жизни нечто принципиально иное, нежели находясь в ней самой. Эмигрантами по преимуществу были в своем огромном большинстве рус. революционеры. Идейные вожди рус. революц. народничества, “отец рус. марксизма” Плеханов и все его товарищи по “Освобождению труда”, вожди Октября Ленин и Троцкий, как и множество их соратников — большевиков и меньшевиков, — были продуктом рус. эмиграции. Их теории, бесцензурные статьи и брошюры, сам план революц. преобразования России и построения в ней социализма — все это рождалось уроженцами России во время их неустроенной жизни на Западе — в удалении от предмета своего теоретизирования, в атмосфере относит, зап. свободы, как некий мысленный эксперимент над угнетенным и страдающим. Другие эмигранты — “красные” до революции, “белые” после революции — были во власти творимой ими же утопии, когда дело касалось России и ее истор. судьбы. Поэтому не только критико-публицистич. статьи, филос. трактаты, культурологии. эссе, но и мемуары таких незаурядных эмигрантов, как Керенский, Милюков, Степун, Ильин, Бердяев, Бунин, Г. Иванов, Ходасевич, Зайцев, Одоевцева, Берберова, Тэффи и др., страдали “худож. преувеличениями”, откровенным субъективизмом и даже произвольным домысливанием, фантазированием действительности, особенно если она была незнакома мемуаристам (“советская жизнь”).
Инокультурный контекст, высвечивавший своеобразие рус. культуры, выявлявший инновативное содержание тех или иных ее феноменов, позволял европ. и мировой культуре заново открыть для себя рус. культуру, придать ее достижениям значение и смысл, выходящие далеко за пределы нац. истории. Нек-рые открытия рус. культуры не получали адекватной оценки в контексте отеч. культурной традиции, выпадая из системы ценностей и норм, общепринятых в данную эпоху. В эпоху серебряного века признание нередко находило новаторов рус. культуры — художников и ученых — именно на Западе, а не в России. “Рус. сезоны” дягилевского балета, слава Кандинского и Шагала, Ларионова и Гончаровой, Скрябина и Стравинского, Шаляпина и М. Чехова, А. Павловой и Нижинского, Мечникова и И. Павлова и мн. др. началась именно за границей, и эмиграция многих знаменитых деятелей рус. культуры началась задолго до революции.
“Взаимосвязь” советской культуры и К.р.з. приводила не только к углублению внутр. раскола в советской культуре (между офиц. культурой и оппозиционной контркультурой), но и к углублению идейных разногласий в среде рус. эмиграции, постепенно утрачивавшей последние признаки единой, целостной и самостоят, в своем саморазвитии культуры. После падения тоталитарного режима в СССР процессы “диффузии” и конвергенции между “материковой” рус. культурой и культурой рус. диаспоры еще более усилились.

29. Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период “серебряного века” высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.
Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через “выдвиженчество” (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы.
Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.
Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, отрицая культурное наследие.
В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.
Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привели к заметному снижению качества обучения.
В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый, менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, - переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.
Поэтическим символом русской эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов -В.Маяковского, А.Блока и С.Есенина.
Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют “внутренней эмиграцией”.
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В.Кандинскому (1866-1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С.Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus -высший, последний), или искусства геометрической абстракции.
Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е.Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н.Филонов (1883-1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда - так называемого аналитического искусства.
Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З.Шагал (1887-1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным “человеческим измерением”, сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.

После Великой Октябрьской революции литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом “певцами” новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на западе явилось самобытное учение - евразийство.
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился “серебряный век” русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький (1868-1936).
Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы - А.Ахматова и М.Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М.Шолохов, Б.Пастернак, А.Солженицын и И.Бродский.

30. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан.
В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что изменило принцип функционирования большей части институтов культуры.
Реформировалась сис-ма образования. Наряду с гос-ными действовали негос-ные гимнозии, лицеи, колледжы. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия. Но присутствовала нехватка квалифицированных педагогов и падение образоват. подготовки части выпускников школ и вузов.
В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. АН испытывала острую нехваку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований.
Федеральная программа «Сохранение и развитие искусства и культуры» уделяла внимание спасению важнейших объектов национ. культуры.
Новым стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов. Возобновилось проведение Московских кинофестивалей, участились зарубежные турне театральных коллективов, отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.
Деятели культуры и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

1. Столкнувшись (особенно после поражения под Нарвой в 1700 г.) с более эффективными на тот момент западными государственными институтами, Россия ощутила жизненную необходимость проведения реформ, чтобы сохраниться самой. На этом пути необходимо было решать взаимозависимые задачи. Чтобы дать отпор враждебным соседям, России надо было провести реформирование своих войск. Но для этого требовались как создание технической базы, так и подготовка кадров. На все это нужны было немалые средства. А для их получения был необходим свободный выход в Европу. Этого не хотели допустить соседи. А чтобы они "захотели", нужна была современная армия. Требовались масштабные реформы в промышленности и образовании. Это стало сутью внутренней политики Петра I. Учтя уроки поражения в битве под Нарвой, Петр I приступил к созданию регулярной армии. К моменту его смерти Россия располагала мощным войском, состоявшим из 210 тыс. регулярных и 110 тыс. вспомогательных солдат (казаков, иноземцев и т. д.), а также 24 тыс. моряков. Это войско создавалось не на основе найма (как в большинстве европейских стран), а путем рекрутских наборов. От каждых 20-дворов требовалось ежегодно поставлять одного солдата. Воинская служба была пожизненной. Особую заботу Петр проявил в подготовке русского командного состава: офицеры наемники были ненадежны. Не меньшее внимание он уделил строительству флота. Для окончательной победы в Северной войне требовалось превосходство на море. На верфях, созданных в Лодейном Поле и в Петербурге, были построены морские суда различных классов. Из Северной войны Россия вышла сильнейшей морской державой Балтики. Чтобы оснастить армию и флот, нужно было в короткий срок создать военную промышленность. Если к началу XVIII в. в России насчитывалось до двух десятков мануфактур, то к 1725 г. их было уже 191. Преобладали верфи, горные, оружейные заводы и предприятия для армии и флота. В России выделялись три вида мануфактур: казенные, купеческие, помещичьи. Использовался как вольнонаемный труд (квалифицированные работники, беглые люди), так и принудительный (приписные крестьяне, посессионные крепостные крестьяне, принадлежавшие владельцу мануфактуры). Особенностью российской мануфактуры эпохи Петра I было то, что, будучи буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение труда, работа на рынок), по способу эксплуатации рабочей силы она оставалась феодальной.

2.Создание регулярной армии и флота. Многие петровские реформы были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота "Потешными" полки 1687 г. были не чем иным, как ядром новой армии. Они стали своеобразной школой боевой подготовки для новых формирований. Реорганизация армии началась уже в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. В основу комплектования их был положен опыт наборов солдат и драгун, сложившийся во второй половине ХVII в. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, и офицерский корпус - из дворян. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных солдатских полков из "сдаточных" и "охочих" людей. А указ 1705 г. завершил складывание "рекрутчины". В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия была доведена до 52 пехотных (в том числе 5 гренадерских и 33 кавалерийских) полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100-тысячная русская армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ландмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс., - в казачьих и иных иррегулярных частях. Для обучения солдат и офицеров помимо "Устава воинского" (1698) были подготовлены многочисленные наставления: "Упреждение к бою", "Для военной битвы правила", "Воинские статьи" и др. Наконец, в 1716 г. был издан "Устав воинский", обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 - 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морском флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. был Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля (от 50- и до 96-пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов (впервые в 1705 г.). Для обучения морскому делу составлялись инструкции: "Артикул корабельный", "Инструкция и артикулы военные Российскому флоту", "Устав морской" и, наконец, "Регламент адмиралтейский" (1722). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Проведение военной реформы Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой[6] Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и двадрагунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами издворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

3. - Изыскание правительством мер по активизации мануфактурного производства в стране.Создание органов управления промышленностью и торговлей.- Развитие мануфактурного производства в условиях господства крепостного права. Развитие вотчинных и посессионных мануфактур.Если вотчинные мануфактуры организовывались землевладельцем на своих землях (вотчинах)с использованием труда принадлежащих ему крепостных крестьян,то посессионные (владение) организовывались частными лицами,не имеющими земли с крестьянами на государственных землях.Государственные крестьяне передавались в условное владение владельцам таких мануфактур, то есть приписывались к ним и были обязаны работать на этих предприятиях. В XVIII в. в условиях крепостничества сложилась категория посессионных крестьян, принадлежащих по посессионному праву соответствующим частным предприятиям, которые они обслуживали или работали на них. - Проведение государством политики поощрения частного предпринимательства с помощью организации казённых заказов как формы поощрения национальной промышленности. Попытки государства проводить антимонопольную политику (1719).- Учреждение гильдий и цехов (1722) с целью более эффективного использования труда разрозненных мелких производителей для изготовления изделий, нужных армии и флоту. - Поощрение государством развития национального производства, опираясь на принципы меркантилизма и протекционизма.В XVII-XVIII вв. в европейской науке господствовала теория меркантилизма, согласно которой богатство государства основывалось на практике накопления денег за счёт развития национального производства и активной внешней торговли, когда вывоз товаров превышал их ввоз. Сущность протекционизма сводилась к изысканию средств поощрения национального производства. К ним можно отнести установление низких вывозных пошлин, стимулирующих вывоз отечественных товаров и высоких ввозных, препятствующих ввозу в страну иностранных товаров, подрывающих развитие национального производства.В 1724 г. был введён протекционистский таможенный тариф для поощрения российской промышленности.В 1712 г. прекращается ввоз в Россию оружия из Европы. Ведя длительную войну со Швецией, государство нуждалось в больших средствах. Основным источником финансирования армии были подворные налоги. Естественно, что по мере затрат на войну они возрастали. Вместе с тем существовавшая до 1718 г. практика их сбора давала возможность части крестьян и посадского люда облегчать налоговое бремя, поселяясь несколькими семьями на одном дворе. Испытывая потребность в деньгах, государство пошло на перепись населения, чтобы взимать налоги с каждой мужской души.

4. Приоритетными для времени правления государя Петра I стали два направления. Первое из них — южное — заключалось в борьбе с Турцией и Крымским ханством за выход к Черному и Азовскому морям. Заодно Россия получала доступ к торговым путям в Иран и Индию.Вторым направлением являлось завоевание побережья Балтийского моря.Начало (1695-1699) и конец (1722-1725) царствования Петра ознаменовались успехами на южном направлении.1695 — Петр предпринимает первый поход в азовском направлении, окончившийся неудачной осадой крепости Азов.1696 — второй - успешный - поход на Азов, его взятие, строительство Таганрога — российской пограничной крепости. В конце 17го века Турция обладала большим военно-морским могуществом, а Россия были отстала в экономическом и военном направлении. «Великое посольство» (1697-1698), которое Петр снарядил в Европу для создания антитурецкой коалиции потерпело неудачу. Совокупность этих факторов заставила Петра Первого временно приостановить деятельность на черноморском направлении, сосредоточившись на выходе к Балтийскому морю.В 1722-1724 для закрепления России в регионе Каспийского моря и оказания помощи христианам Закавказья (армяне, грузины) в борьбе с мусульманским Ираном был произведен Каспийский поход. Константинопольский мирный договор 1724 года признал за Россией завоевания в Прикаспии, а за Турцией — в Западном Закавказском регионе. Рештский договор 1732 года с Ираном: города Решт, Дербент, Астрабад возвращены Россией Ирану.Северная война - одно из главных событий, которыми ознаменовалось ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА I. Она велась в два этапа, а на стороне России выступал союз Дании, Саксонии и Польши. Петр Первый решил стоящую перед страной в течение двух веков задачу — был получен выход к берегам Балтийского моря. Октябрь 1721 года стал знаковым месяцем в истории России — торжества в честь победы над Швецией окончились принятием Петром Первым нового титула — Император Всероссийский. Российская империя создавалась: 1) при дальнейшем укреплении крепостничества, что приостанавливало формирование капиталистических отношений; 2) при сильнейшем налоговом нажиме на население. 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира (торжества продолжались несколько недель) Сенат вручил Петру I титулы Великого императора всероссийского и «отца отечества». Вместе с принятием Петром I титула императора Россия становится империей. Возросший международный авторитет государства сказался в том, что его признали империей европейские страны: Пруссия, Голландия, Швеция, Дания в 1722–1724 гг., Англия и Австрия в 1742 г., Франция – в 1744 г. И позднее всех Российскую империю признала Польша – в 1764 г.

5. Политическое наследство Петра I и его влияние на развитие России. - Укрепление самодержавной власти и приобретение ею отдельных черт европейского абсолютизма («секуляризация» Верховной власти, открытость, светскость, абсолютистский рационализм).- Формирование и укрепление положения в высших слоях общества «новой» петровской аристократии.- Укрепление авторитета и положения служилого дворянства в России.- Активное привлечение к государственной службе иностранцев.- Создание российской гвардии и окончательный переход к современной регулярной армии и флоту.- Превращение России в великую державу (империю). Активизация внешней политики в Европе.- Ломка традиции передачи царской (императорской) власти от отца к сыну и превращение воли государя в легитимный способ её наследования.Решающую роль на принцип наследования императорской власти на протяжении многих десятилетий оказывал «Устав о наследии престола» (1722), который отменил традиционную практику передачи короны от отца к сыну и поставил её в полную зависимость от воли царствующей особы.

6. Дворцовые перевороты. После смерти Петра I часть придворных и гвардия совершили дворцовый переворот в пользу его вдовы Екатерины I. При ней фактически правил А.Д. Меншиков. Был создан Верховный тайный совет, чтобы разгрузить от лишних дел сенат. После Екатерины царём стал внук Петра Пётр II. А. Д. Меншикова сослали. В 1730 г. Пётр II умер, Верховный тайный совет предложил трон племяннице Петра I Анне Ивановне, но с ограничениями в пользу совета. Дворянский съезд в Москве высказался за неограниченную монархию. Совет был распущен, многие его члены арестованы.При Анне Ивановне (1730-1740) увеличилось число иностранцев в верхах, за нее правили ее фаворит Э. Бирон («бироновщина»), канцлер А. Остерман, фельдмаршал Б. Миних. Недовольные русские дворяне подвергались репрессиям (казнь А. Волынского). Но это была борьба за теплые места, а не идеи.Однако управление было компетентным, а дворяне получали послабления в службе.В 1740 г. Анна умерла, ее сменил годовалый внучатый племянник Иван VI Антонович при регентше матери Анне Леопольдовне. В 1741 г., опираясь на гвардию, их свергла дочь Петра I Елизавета 1(1741-1761). Она удалила иностранцев из высших эшелонов власти. Почти прекратились репрессии. Усилилась власть дворян над крестьянами, были снижены налоги.В 1761 г. Елизавета умерла, на престол вступил внук Петра I по женской линии Пётр III. Он издал в 1762 г. Манифест о вольности дворянской, освобождавший дворян от обязательной службы. Пётр, преклоняясь перед Пруссией, вернул ей все, что захватила Россия в Семилетнюю войну, пытался ограничить влияние гвардии. В 1762 г. он был свергнут заговорщиками во главе с его женой Екатериной и вскоре убит.В результате дворцовых переворотов выросла роль дворянства.

8. Екатерина II Великая(1729 — 1796).Российская императрица. По происхождению немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.В 1745 г. вышла замуж за великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола в 1762 г. При Екатерине II произошло значительное укрепление российского государства, проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. Провела реорганизацию Сената в 1763 г, секуляризацию земель (1763—1764 гг.), упразднила гетманство на Украине. Возглавляла Уложенную комиссию 1767—1769 гг. При ней усилилось угнетение крестьянства, в результате чего произошла Крестьянская война 1773—1775 гг под руководством Емельяна Пугачева. Издала Учреждение для управления губернией 1775 г., Жалованную грамоту дворянству 1785 г., которой окончательно оформила сословные привилегии дворян. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768—1774 гг., 1787—1791 гг. Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию. В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772,1793,1795 гг.), по которым России отошли западно-украинские, белорусские и литовские земли. 5 ноября 1796 г. у императрицы произошло кровоизлияние в мозг и 6 ноября скончалась. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

10. 1. Территория,население. Во второй половине XVIII в. территория Российской империи значительно расширилась. В ее состав вошли Белоруссия и Правобережная Украина, Крым и Приазовье, часть Северного Причерноморья и Литва. За 1747-1796 гг. численность населения выросла вдвое: с 18 до 36 млн. человек. И все же Россия оставалась аграрной страной- в городах проживало лишь 4% населения.. 2. Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно - за счет освоения малонаселенных земель в Новороссии. Для привлечения сюда населения правительство выделяло участки по 60 десятин всем желающим, за исключением крепостных. Из Новороссии даже не возвращали беглых. И все же в стране не хватало свободных людей, которые могли бы поселиться в плодородном пустующем краю. Поэтому решающую роль в заселении Новороссии играла помещичья колонизация. Помещикам, переселявшим крестьян в Причерноморье, правительство выделяло имения от 1,5 тыс. до 12 тыс. десятин. К концу XVIII в. Новороссия стала поставлять зерно на рынок и сбывать его за границу через черноморские порты. Происходило и земледельческоеосвоение восточных районов: Южного Урала и Сибири.Постепенно внедрялись новые культуры: подсолнечник (в основном на Украине)и картофель. 3. Промышленность. Число мануфактур выросло до 1200. Увеличилась выплавка чугуна. Успешно развивались парусно-полотняные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: