IV. Поэтика былины

III. История былины и ее историзм

I. История обнаружения и собирания былины (по любому учебнику); сборник Кирши Данилова и его значение.

Здания к семинару по Былине

20___

Санкт-Петербург

Образец оформления титульного листа курсовой работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра экономики и менеджмента в городском хозяйстве

Курсовая работа по дисциплине

«Здания и сооружения»

Расчет наружных стен и подошвы фундамента
жилого дома

Выполнил: ______________________________________

(ФИО)

студент ________ курса ____________спец. 080502(2)

(срок обучения)

группа_________№ зачетной книжки________________

Подпись: ________________

Преподаватель: _________________________________

(ФИО)

Должность: ______________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: _______________ Дата: _____________________

Подпись: _________________

Семинар будет протекать так: открываем Хрестоматию (с текстами) и комментируем по всем позициям все подряд былинные тексты, начиная с первого по порядку.

II. Иторическая жизнь и живое бытование былины:

¨ По ст.: П.Н. Рыбников. Заметка собирателя [М.–П.]:

a) Ситуации, в которых былины исполнялись.

b) Отношение северно-русских крестьян к былинам и сказителям.

c) От кого сказители усваивали искусство сказывать / петь былины (просто выписать примеры, приводимые ПНР).

d) От чего зависит содержание былины, пропетой сказителем, вплоть до черт его характера и настроения в момент сказывания / пропевания былины.

¨ По ст.: А.Ф. Гильфердинг. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды. [М.–П.]; [З.–К.]:

a) Охарактеризовать природные и социально-экономические условия, благодаря которым, по Гильфердингу, на Русском Севере и сохранилась эпическая поэзия; здесь же – род занятий, способствующий усвоению былины.

b) Нравственный облик сказителей.

c) Возражение Гильфердинга Рыбникову о состоянии былинной традиции, если сравнивать Прионежье с Выгозером, Водлозером, Кенозером.

d) Значение для сохранения былины «громадной силы памяти» и приверженности традиции. О соотношении в былине «завещанного преданием» и «местных, личных стихий».

e) Соотношение в былине мест типических и переходных.

¨ По ст.: В.Ф. Миллер. Русская былина, ее слагатели и исполнители [Ю.Г.К ]

Обоснование концепции о профессиональных корпорациях исполнителей былин. как ее храниелях. Здесь же – об общих местах и сюжетном соствае былинны.

¨ По работам В.Ф. Миллера: «Очерки русской народной словесности» [М.–П.]; «К былинам о Садке» [М.–П.]:

a) Задачи, которые исследователь перед собой ставил, методы, которыми он пользовался, и трудности, которые ему пришлось преодолевать.

b) Подтвердить результаты его «разбора былины о Садке» (ссылаясь на него самого).

Внимательно прочесть ст.: В.Ф. Миллер. Очерки истории русского былинного эпоса [М.–П.]; [З.–К.].

¨ По ст.: В. Я. Пропп Фольклор и действительность. [М.–П.]

a) Соотношение, по В.Я. Проппу, сказка – эпос.

b) Критика «исторической школы» в исследовании былин.

NB!: Эти позиции см. на стр. 269 – 270 в Хрестоматии, но статью законспектировать полностью!

¨ По работе: В.Я. Пропп. Русский героической эпос. Введение [Ю.Г.К.]

Законспектировать так, чтобы понять и смочь внятно и осмысленно воспроизвести все.

¨ Все то же и критика по ст.: А.М. Астахова. Происхождение северной эпической традиции [Ю.Г.К.]

¨ По учебнику: все кратко законспектировать. Особенно что касается идейного содержания всех (!) былинных сюжетов, которые есть в природе.

¨ По работам: А.П. Скафтымов. Поэтика и генезис былин. [М.–П.] или Он же: Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах [Ю.Г.К.]

Законспектировать так, чтобы суметь подтвердить его выводы; см. также задания к анализу непосредственно былинных текстов

¨ По ст.: П.Д. Ухов. Типические места (loci communes) как средство паспортизации былин [М.–П.]:

a) Проблема, на решение которой направлена эта работа П.Д. Ухова.

b) Способ решения этой проблемы, предложенный исследователем.

c) Выписать все былинные общие места, цитируемые исследователем; см. также задания к анализу непосредственно былинных текстов.

IV. По былинным текстам (и по текстам, помещенным в раздел исторической песни – «Гнев Ивана Грозного на сына», «Скопин») из Хрестоматии РНПТ, сост. Ю.Г. Кругловым, третье (!) издание 1993 г.

1. Выписать и сопоставить общие места пира (с похвальбой или без, с поручением или без), седлания коня, богатырской поездочки, входа в помещение, въезда во двор, поднесения чары, царей не казнят.

2. Сопоставить общие места, рассматриваемые П.Д. Уховым (см. выше), и те же общие места из текстов (какие найдутся).

3. Выписать из каждого былинного текста примеры реализации следующих качеств былинной поэтики (если они, разумеется, в данном тексте присутствуют):

a) Идеализация предметного мира, героя и вообще всего, с чем только герой ни соприкасается;

b) Ретардации и троекратные повторения;

c) Гиперболизация;

d) Детализация повествования (внимание к мельчайшим деталям и разного рода относительно второстепенным обстоятельствам происходящего);

e) Единочатия;

f) Эстетические эффекты, по А.П. Скафтымову (см. выше), предварительного умаления героя, неожиданности, выделения героя-богатыря, резонации (со стороны персонажей) и проч. и проч.

4. Определить основную идею данной былины, соотносясь, во-первых, с тем, что написано в учебниках, и, главное, непосредственно с былинным текстом, о котором идет речь.

5. И, наконец, попытаться выделить в каждой былине мифологическую, просто архаическую или, напротив, историческую основу ее фабулы (=сюжета), образности, предметного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: