Раннее феодальное государство Западной Европы

Итак, первый этап хозяйственного развития Западной Европы характеризуется полным господством натурального хозяйства. Земли Европы были не многолюдными (численность населения Европы составляла примерно 25-30 млн. человек), а население занималось в основном земледелием. Условия этого труда были чрезвычайно тяжелыми, земледелие в основном носило подсечно-огневой характер. То есть, в случае необходимости получения площадей под посевы в лесной зоне деревья подпиливали, потом валили, обрубали сучья и ветки, а следующей весной все сжигали и в разровненную еще теплую золу сеяли. Первые годы такой участок давал неплохие урожаи, но с каждым годом урожайность снижалась, и участок приходилось оставлять и готовить по той же технологии новый.Однако такой экстенсивный способ земледелия не мог продолжаться долго, ведь свободных земель, пригодных для расчистки под посев, становилось все меньше и меньше, земледельцы вынуждены были возвращаться на те же прежние, когда то оставленные участки. Продолжительность использования такого участка увеличивается с появлением более совершенных орудий труда, которые позволяли эффективнее обрабатывать почву, особенно с появлением плуга (на юге) и сохи (на севере). Хорошо известными культурами этого периода были зерновые, наибольшее распространение приобрела полба (разновидность пшеницы), ячмень, просо. Урожайность зерновых была очень низкой - сам - полтора, сам -два, очень редко – сам - три, то есть с одного посеянного зерна получали от 1,5 до 3 зерен. Условия жизни земледельцев были чрезвычайно тяжелыми, в постоянной борьбе за выживание, беззащитностью перед стихийными бедствиями, частыми неурожаями и голодоморами. Рацион питания был чрезвычайно узким, крупного рогатого скота было мало, так что в рационе почти не было мяса и молочных продуктов. Отсутствие какой-либо санитарии приводила к эпидемиям и высокому уровню смертности среди населения, особенно среди детей. Продолжительность жизни по сравнению с античными временами резко сократилось и редко превышала 40 лет. В этих тяжелых условиях идет процесс образования раннефеодальных государств, крупнейшим из которых было Франкское, территория которого занимала большую часть Западной Европы.

Любому государству присуща определенная экономическая система, главным признаком которой всегда есть форма собственности. В Европе начиная с V -VI веков неуклонно шел процесс формирования общественно экономических структур, получивших название «феодализм». Характеризуя этот этап в развитии Западной цивилизации, В. Левитский отмечал как одну из его важнейших черт то, что «феодализм», подобно античному обществу, был основан на принципе отождествления личной свободы и поземельной собственности, то есть право собственности на землю мог иметь только свободный человек. Вместе с тем феодализм имел определенную иерархическую структуру общественных классов, которая отвечала определенной иерархии земель, которые могли быть как свободными, так и зависимыми, а отношения между объектами собственности были лишь выражением отношений, царивших между людьми. Это была так называемая структура вассалитета, то есть система «сюзерен - вассал»: король распределяет земли между верхушкой, которая обязана перед ним военной службой, они же раздают свои земли на условиях уплаты ренты или также несения военной службы лицам, стоящим ниже их на иерархической лестнице, и так далее, пока наконец земли, окутаны целым сетью взаимных обязательств, переходили к зависимым категорий непосредственных земледельцев. Иногда вассал получал от сюзерена вместе с землей так называемые иммунитеты, то есть освобождение от вмешательства королевских должностных лиц в дела земельной аристократии. Судебные, административные, полицейские и фискальные функции передавались крупным вассалам и их администрациям. Землевладельцы - феодалы имели монопольное право на землю, то есть владеть землей могли только представители высших сословий (церковь, дворяне), что и определяло в условиях аграрной экономики их господствующее положение. Рост крупной земельной собственности, источником которой были не только «пожалования», но и прямые захваты общинных земель, происходит быстрыми темпами. При этом формы землевладения и социальную структуру, существовавшие во Франкском государстве, можно представить по «Салической правде» (Lex Salica), которая является одним из древнейших собраний традиционного права и достопримечательностью не только правовой, но и экономической мысли средневековья.

Итак, в Салической правде, нашли отражение имущественные отношения и защита прав собственности через систему штрафов за различные преступления, в том числе за кражу скота (смотреть, например титул III «Про кражу рогатого скота», или титул IV «Про кражу овец» и другие). В ней также рассматриваются вопросы имущественного неравенства (титул LVIII), расписания общины (титулы LV, LXII), формирование землевладения, в частности такой его формы, как аллод (титул LIX и другие). По Салической правдой Франкское население в основном состоит из свободных общинников, а основной формой землевладения является общинная (или общественная). Личная же собственность распространяется на дом, усадьбу, огород, однако не на пашню, которая остается общественной, но находясь в личном пользовании. Уже со второй половины VI века в Франкском государстве аллод фиксируется как личная земельная собственность: его можно купить, продать, заложить, подарить, унаследовать. При этом вся общественно - экономическая структура опиралась на личные домохозяйства, что обеспечивало активное участие общинников в общественной жизни. Вместе с тем, аллод мог быть и большим земельным пожалованием, который получали за службу от королей франков, но это уже было крупное землевладение, которое иногда занимало территории, равные некоторым современным государствам Европы. Таким образом, формирование крупной земельной собственности в виде аллода происходит как из-за разрушения общины и поглощения крестьянских наделов за счёт так называемых коммендаций, так и от королевских пожалований. Крупным землевладельцем в государстве франков была католическая церковь, землевладения которой имели разные источники: это были и пожалования, и привлечения необработанных еще земель к возделыванию силами монахов и близлежащих селян, а особенно через завещания или внесение земли под монастыри. Именно на церковных и монастырских землях впервые возникли условные формы землевладения, которые и стали основным признаком феодальной системы хозяйства. Так, католические церковные учреждения, обычно монастыри, передавали землю на условиях прекария, то есть обязательство за пользование землей нести определенные повинности (например, платить оброк либо выполнять барщину в пользу собственника земли). Прекарии могли быть нескольких видов, а именно: прекарий пожалованный, когда крестьянин, потерявший свой аллод, обращается к землевладельцу (светскому или духовному) с просьбой предоставить ему в пользование земельный надел; прекарий возвращенный, когда крестьянин, попавший в нищету, отдает свой аллод крупному землевладельцу и получает его обратно в виде уже условного пользователя и прекарий с вознаграждением, когда прекарист не только получал обратно свой надел, но и дополнительные земли в пользование. Главной формой землевладения в этот период становится бенефиций, ведь предоставление земли в полную собственность (в виде аллода) значительно ослабляло королевскую власть и создавало слой землевладельцев, которые отказывались служить. Необходимо было найти способ, чтобы создать слой служилых людей, профессиональных военных и чиновников, освободив при этом казну короля от денежных выплат и переложив на условных владельцев заботу о поступлении налогов и выполнения крестьянами определенных повинностей. Таким способом и стали бенефиции, то есть передача земли в условную ненаследственную собственность, которая предусматривала несение определенной службы, чаще всего военной.

Со временем (IX -Х века) Возникает наследственная форма условного феодального землевладения - феод (или лен), которая также предусматривала несения службы, но и земля, и должность передавалась по наследству. В течение этого времени господствующей формой становится тезис «нет земли без сеньора».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: