Восточно-христианская и западно-христианская цивилизации византии

Как уже отмечалось, культурной базой Европейской цивилизации была античность. Византия никогда не порывала с античностью, ее культура, хозяйственные и политические институты, характеризующие общество как определенную целостность, в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наиболее всего своеобразие византийского быта связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство. Человек по своей природе предназначен для общественной жизни: в семье, в государстве, со всеми людьми, населяющими Землю. Человек - это часть мира, создание Творца. Бог - это хозяин этого величественного здания - мира, который он и создал. Бог представлен на Земле Церковью, Он управляет миром, но его связь с миром - то же, что и связь императора с государством, связь родителей с детьми. Поэтому все, что происходит с Неба - от Бога, а все что происходит на Земле - от императора. Еще со времен императора Юстиниана (527-565 годы) было четко определено место императора в Церкви, оформлено так называемую теорию «симфонии» (согласия) Царства и Священства: Священство руководит делами Божественными, внутри церковными, а царство - людскими. Именно эти представления о иерархии Бога и Человека легли в основу организации общества восточно-христианской (византийской) цивилизации. Императорская доктрина, позаимствованная у восточных монархий Старого света через эллинистические государства и императорский Рим, стала основой ее политической сферы. Слуги императора (василевса) одновременно выступали в качестве слуги государства и общественных интересов, составляли целостный корпус чиновников, связанных с императором через клятву. Такую же клятву давали императору патриархи и церковные прелаты. И хотя доступ на самые высокие должности был открыт для всех подданных императора, высокие чиновничьи должности занимали обычно представители семей крупных собственников, в частности родные и союзники императора. Со временем всё активнее становится вмешательство духовенства в дела управления государством. Хозяйственная система византийского общества базировалась на определенной структуре доходов и расходов государства, которое (государство) было собственником основных ресурсов. Ни одно государство средневековья не имело таких расходов, как Византийская империя. К ним относились расходы на выплату жалования чиновникам (они получали его, даже не выполняя определенных функций); военные расходы; дипломатические расходы. Огромными были расходы на содержание императорского дворца, различные раздачи для народа по праздникам. Очень важным пунктом расходов была поддержка Церкви, на благотворительность и образование. Интересно, что расходы на благотворительность включали в себя средства на выкуп пленных и рабов, потому что православие и рабство со временем стали считаться несовместимыми. Известно, что император Мануил Комнин (1143-1180 годы) практически исчерпал казну, выкупая константинопольских рабов. Расходы на благотворительность освобождались от налогообложения. Поэтому многие состоятельные люди, которые строили церкви и основывали монастыри, приюты, не только заботились о спасении души, но и уменьшали доходы императорской казны. Доходы Византийского государства состояли из трех частей: доходы государства - собственника, которые государство получала из имущества, которым владело (прежде всего от земли); доходы от монополий (налоговых, торговых или производственных) и самые большие доходы - по налогам. Основой налоговой системы и основным источником доходов государства был поземельный налог. Важно отметить, что именно этот налог определял статус отдельного индивида в обществе как собственника земли: собственником земли оставался тот, кто платил налоги. Таким владельцем могла быть община, частные лица, светские или религиозные учреждения, которые и выступали как собственники земли. Кроме поземельного налога, существовали налоги на горожан (торговые), налоги на наследство и ценз (налог на землю в городах), а также целый ряд косвенных налогов, которые зависели от многочисленных льгот, предоставляемых императором. Социальная структура византийского общества означала различной степени зависимость от государства. В этих условиях свободным считался тот, кто мог выполнять экономические обязательства перед государством, то есть платил налоги. Кроме свободных членов общества существовали также рабы, но христианство в целом осуждало рабство, а потому постепенно этот слой населения исчезал. Определенной хозяйственной формой византийского общества были разного рода сообщества, которые несли коллективную ответственность перед государством с точки зрения владения или налогообложения (сельская община, ремесленническая корпорация, монастырское сообщество и так далее). Византийская империя, как самостоятельное государство, перестала существовать в XV веке, после ее завоевания турками - османами и утверждения Османской империи (1453 год), но именно она заложила основы восточно-христианской цивилизации, носителями которой являются большинство славянских народов.

Становление западно-христианской цивилизации связывают с деятельностью католической церкви, которая не только имела чрезвычайное влияние на государственные дела европейских народов, но и колоссальные материальные ресурсы, ей принадлежали огромные земельные владения и финансовые средства. Она вела постоянную борьбу за политическую власть, выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения (например, Крестовые походы). Занимала она и исключительное положение в вопросах образования и научных исследованиях. В средневековье в Западной Европе хозяйственную жизнь переживает процесс аграризации, причем на значительно более низком уровне, чем это было в античные времена. Это был длительный процесс, примитивная аграрная экономика достаточно долго господствовала в Европе, но черты ее постепенно менялись, эволюционировали. В истории эволюции аграрной экономики Западной Европы можно выделить два этапа, которые имели свои характерные черты, - первый (V -XI века), и второй (ХI-ХV века). Именно такие этапы в истории Западной Европы предложил известный французский историк - медиевист Марк Блок, который считал, что к середине XI века существовала почти неизменная организация сельского пространства, в котором обмен был слабым и нерегулярным, монета редкостью, наемный труд почти неведомой. Следующий этап, по его мнению, стал результатом широкого вовлечения в обработку земель, восстановление торговли, распространение денежного хозяйства и рост преимущества купца над производителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: