Хозяйство среднивековых городов и его регулируемый характер

РАЗДЕЛ 3. РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

ХI-ХV века в европейской истории связаны с процессом возрождения старых и появлением новых европейских городов. Как уже отмечалось, на первом этапе аграрной экономики в Европе господствовало хозяйство крестьянское, инертное, малоподвижное. Города, которые существовали ещё с античных времен, - или превратились в крупные села, или стали резиденциями церковных служителей - епископов, и практически не влияли на хозяйственную систему. В этих условиях ремесло было лишь придатком к сельскому хозяйству. Начиная с X-XI веков, происходят процессы отделения ремесла от сельского хозяйства и роста роли городских поселений, обусловленные целым рядом причин. Так, существенным фактором становится коммутация ренты, которая открыла путь миграции населения, чем и воспользовались прежде сельские ремесленники. Достаточно заметна уже в XI -XIV веках интенсификация сельскохозяйственного производства, которая проявлялась в распространении технических культур, развитию огородничества, садоводства, животноводства и отраслей, связанных с ними (виноделие,маслоделие и иные), общее повышение производительности сельскохозяйственного производства создавали условия для расширения ремесленной деятельности, ее специализации, увеличения обмена. Однако эти процессы сдерживались, ведь сельский рынок сбыта ремесленных изделий был узким, а власть феодала лишала ремесленников самостоятельности. Итак, уход ремесленников из села, переселение их в более значительные рыночные сосредоточения, основание городов как их центров, становится важной чертой хозяйственной системы рассматриваемого периода. Существенно изменяется и правовой статус города. В предыдущий период города были сеньориальными владениями определенных феодалов - собственников земли, на которой возникал город. Их огораживали каменными стенами и другими оборонительными сооружениями, доступ к ним был ограничен, а население облагалось такими же повинностями в пользу феодала, как и население сел. Сеньор осуществлял суд, позволял строительство, собирал повинности, руководил обороной, покровительствовал ремеслам. Все это вызывало недовольство горожан и, постепенно возрастая, оно привело к так называемым коммунальным революциям. Население городов, достигших определенного экономического веса, начинает борьбу за освобождение от власти земельных магнатов, которая сначала была направлена на уменьшение и стабилизацию ренты, но постепенно превратилась в борьбу за свободу и самоуправление. Почти везде эта борьба закончилась победой городов (коммун). Некоторые получили желаемые свободы через выкуп у феодалов прав и свобод, другие переходили под власть более могущественных покровителей, что со временем предоставляли городам определенные права и привилегии, а некоторые из городов завоевывали их с оружием в руках. Но общим итогом коммунальных революций стало увольнение мещан от феодальных притеснений и получения ими ряда прав и привилегий, среди которых следует назвать право иметь выборочных из числа горожан должностных лиц (мэра, магистратов, стражу); внедрение своего городского права, не подвластного церковному или феодальному (земельному) праву, право иметь собственную фискальную систему, право иметь собственное войско (ополчение), собственную экстерриториальность и дипломатию, осуществление принципа «воздух города делает свободным», в соответствии с которым зависимый крестьянин, бежавший в город, через год и один день становился лично свободным мещанином, членом коммуны. Наконец, все повинности в пользу собственника земли превращались в ежегодные достаточно символические взносы (это могли быть бочка пива, унция серебра, три золотых монеты и так далее). Всё это свидетельствовало о формировании местного самоуправления и социально-экономической самостоятельности горожан, что стало главным признаком средневековой западной социально-культурной традиции.

Средневековые города были слабо заселены, хотя среди них выделялся, например, Париж, который насчитывал близко 100 тысяч жителей, хотя в большинстве городов население не превышало 10 тысяч жителей, а доминантными были города с население меньше двух тысяч жителей. Их площадь редко превышала 1,5 – 3 га. Они мало чем отличались от сельских поселений: узкие и кривые улицы, застроенные деревянными и кривыми домами (каменных сооружений насчитывалось минимальное количество, в большинстве это были церкви, городские ратуши или первые учебные заведения, например, парижская Сорбонна). Только очень богатые горожане могли позволить себе каменные сооружения.

Важным признаком городского быта было сохранение связей с сельским хозяйством. Мещане обрабатывали огороды, которые размещались вне и внутри городских стен, держали скот, а по городским улицам ходили стада коров, коз, свиней. Но, несмотря на это, городу была присуща целиком отличная от сельской, экономическая структура. Прежде всего, основным занятием горожан становится ремесло и торговля. Городской ремесленник, хотя и отдавал определенную часть своего времени на деятельность, связанную с сельскохозяйственными занятиями, но был прежде всего ремесленником - профессионалом - кузнецом, сапожником, кожевником, ювелиром и так далее. Даже такие занятия, как выпекание хлеба или изготовление пива в городах становились отдельными ремесленническими специальностями. Различаются также и купеческие специальности, преимущественно связанные с реализацией продовольствия и фуража. Итак, город экономически противопоставляется деревне тем, что в нём не только производится много разнообразной продукции, но и тем, что эта продукция производится руками ремесленников профессионалов. Кроме того, городское хозяйство, несравненно более сельского, было ориентированным на денежный обмен, ведь с самого момента возникновения городов они были тесно связаны с производством продукции на продажу, а хозяйственные взаимоотношения между мещанами никогда не носили натурального характера. Деньгами платили за труд ремесленники и торговцы своим подмастерьям, тогда как в сёлах наёмные работы оплачивались обычно натурой, чаще ежедневным питанием. Город осуществлял экономическое управление деревней, ведь именно в городе устанавливались цены, по которым происходил товарообмен; феодальное поместье вынуждено было приспосабливаться к той форме обмена, которую предлагал город.

В XIII-XV веках происходит расцвет городской жизни, а экономика средневекового города приобретает регулированный характер. Такое регулирование достигалась за счёт объединения мещан, исходя из их общих интересов: фактически не существовало таких видов деятельности в средневековых городах, которые не регулировались бы соответствующими корпоративными объединениями. Уже начиная с XI века в отдельных случаях, а со временем как норма, создаются самостоятельные профессиональные организации, с собственным выборочным управлением (старшинами) и собственными статутами. Каждая из этих корпораций приобретает определенные права - владение недвижимостью в городе, имела собственное судопроизводство, составляла определенный церковный приход. Можно сказать, что это были юридически правомерные, религиозные и военные союзы, основанные на профессиональной основе (объединяли ремесленников одной специальности).

Купцы объединялись в гильдии - объединение торговцев, которые пытались совместными усилиями утвердиться на местном рынке и за его пределами: только принадлежность к гильдии давала право на купеческую деятельность в городе. Достаточно важная задача гильдий состояла в обеспечении прав купечества на рынках иногородних рынках, для достижения чего гильдии разных городов заключали определенные соглашения, а также создавались совместные торговые дворы в некоторых городах и добивались соответствующих привилегий у владельцев городов. Таким союзом гильдий была Ганза (объединение ряда гильдий городов Германии, было в 1356-1669 годах), которая достаточно успешно отстаивала интересы купечества целых регионов.

Объединение ремесленников получило название цехов, которые ремесленники, участники корпорации устраивали для обеспечения расходов на общественные нужды. Как говорил Владимир Фавстович Левитский, «Причины, заставившие ремесленников объединяться в цеха, заключались в том, что по условиям того времени только в формах союзной организации можно было:

1) найти защиту личных прав, имущества и правильно организованного суда

2) осуществить материальную самопомощь и охрану производства от взаимной конкуренции,

3) обеспечить удовлетворение религиозных потребностей, которые в средние века занимали видное место в народной жизни.

В средние века,поэтому и, корпоративные организации выходили далеко за рамки ремесла. Все профессии замкнулись в корпорации и союзы: менялы, врачи, копатели могил, даже нищие и проститутки. Монахи и рыцари в свою очередь были организованы в ордена»

Итак, все городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку. Членами цеха были мастера, при каждом из которых находились подмастерья и ученики, которые не выступали как члены цеха. Работая у мастера, ученики постигали тайны ремесла и платили за свое обучение. Подмастерья, которые уже достигли определенного уровня мастерства, работали за оплату и со временем могли стать мастерами, для чего должны были приобрести собственную мастерскую и сдать экзамен. Количество учеников и сроки их обучения определялись уставами цеха.

Отношения между мастерами строились на принципах равноправия и солидарности, исключали какую либо конкуренцию. Каждый мастер владел мастерской и самостоятельно осуществлял сбыт собственной продукции, но сырье обычно закупали совместно. Производство осуществлялось по общим правилами, которые закреплялись в цеховых уставах и регламентах. Эти документы являются весьма важным источником экономической мысли, освещают и позволяют понять организацию ремесла в средневековье. Так, например, в уставах парижских ткачей шерсти отмечалось, что ни один парижский ткач не может иметь более двух широких станков и одного узкого в своей мастерской, а вне ее ни одного. Ограничивал устав количество учащихся (один) и регламентировал условия использования труда последнего. Регламентировалась и технология производства сукна, его размеры, качество, и даже время работы: «Никто... не должен начинать работу раньше восхода солнца... Подмастерья - ткачи должны оставлять работу с первым ударом колокола к вечерне...». Определяли цеховые уставы и качество изделий, и цены, по которым их продавали. В том же уставе парижских ткачей запрещалось подмешивать к шерсти овец шерсть ягнят, требовалось одинаковое качество всего сукна: «Все сукна должны быть целиком из шерсти, и такими же красивыми в начале, как и внутри...». Нарушение уставов наказывались штрафами, которые иногда были очень ощутимыми.

В средневековых ремесленнических цехах не существовало внутрицехового разделения труда, каждый мастер изготавливал изделие от начала до конца. Однако устав определял все технические приемы, начиная с точного набора инструментов, последовательности операций, точного соблюдения принятого образца. Любые технические новации строжайше запрещались. Работа должна производиться при открытых дверях, под наблюдением старшин, которые в некоторых случаях могли и не допустить произведенной продукции к продаже. Такая регламентация при отсутствии конкуренции призвана обеспечить достаточно высокое качество ремесленнической продукции. Строгое соблюдение цеховых регламентов в условиях достаточно узкого средневекового рынка позволяло сдерживать производство в рамках существующего ограниченного спроса и не допустить разрушения хозяйств ремесленников.

Но при отсутствии внутрицехового разделения труда средневековому ремеслу был присущ достаточно глубокий уровень специализации отдельных производств. То есть, определенные ремесла делились на целый ряд отдельных специальностей, причем производством определенных изделий занимался отдельный цех, и никакой другой ремесленник не мог производить идентичную продукцию. Например, ремесленники, которые обрабатывали железо, делились на производителей оружия, лат, замков, сельскохозяйственных орудий, каждое из производств становилось исключительным правом определенного цеха. Это делало каждый цех общественно необходимым в системе ремёсел, а следовательно, обеспечивало каждому цеху сбыт его изделий, что также способствовало общественному разделению труда и в свою очередь приводило к появлению новых хозяйственных форм.

Однако значение ремесленнического производства, царившего в средневековье, было неоднозначным. С одной стороны, на базе узкого профессионализма, технических приемов, которые повторялись из года в год, ремесленнические мастерские давали высококвалифицированных мастеров, настоящих виртуозов своего дела. Достаточно высокий уровень разделения труда, обусловившим появление сотен узких специальностей, безусловно готовил и будущего работника мануфактуры. С другой стороны, цеховая организация ремесла с ее строгой регламентацией тормозила технический прогресс, пыталась законсервировать уровень промышленного производства на уже достигнутом, но недостаточно высоком уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: