Социально-экономический строй Вавилонии

Разделы свода законов Хаммурапи

В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.

· 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «Если человек обвинил (другого) человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит».

· 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.

· 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.

· 14: похищение детей. Наказание — смерть.

· 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.

· 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.

· 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.

· 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».

· 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.

· 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.

· 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.

· 42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.

· 47: преимущественное право арендатора возобновить аренду.

· 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».

· 49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.

· 53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.

· 57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.

· 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.

· 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.

· 67-70: не сохранились.

· 71: статья, посвящённая свободной купле продаже земли, не являющейся условным держанием.

· 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.

· 74-87: не сохранились.

· 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.

· 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.

· 91-92: не сохранились.

· 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.

· 97-98: не сохранились.

· 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.

· 100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам. Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Свод законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э. Экономика Вавилонского государства времени Хаммурапи базировалась на дальнейшем развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур. В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Из документов архива Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду население — от свободных до рабов, а за уклонение от нее виновные наказывались вплоть до смертной казни. В законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают различные случаи небрежности или невнимания земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своем участке. В случае их прорыва и затопления поля соседей он обязан был возместить ущерб, в противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение нанесенного соседям ущерба. Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного «Рекой Хаммурапи», о котором говорилось, что это «богатство народа», приносящее «изобилие воды Шумеру и Аккаду». Развивалось в крупных масштабах и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, гумне, перевозки тяжестей. Ремесло представлено самыми различными профессиями: строителя домов, кораблей, столяра, плотника, камнереза, портного, ткача, кузнеца, кожевника. К ремесленным профессиям в то время причислялись также врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников законы Хаммурапи устанавливали твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен», — гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218). Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты — тамкары, которые вели крупную государственную и собственную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Важнейшими торговыми центрами являлись Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур. Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами. Свободный полноправный гражданин Именовался «авилум» — «человек». Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев. Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивавшие военную мощь государства, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за взятое в долг серебро, 33% — за зерновую ссуду); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался, пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой — рабов. Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например Бальмунамхе из Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения, приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев обедневших сограждан.

22.Понятие «Древний Восток»: географические хронологические рамки. Дайте характеристику Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Эта зыбкая грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось Именно Ближний Восток являлся родиной древних цивилизаций. Сюда входили территории Северо-Восточной Африки (Древний Египет) и значительная часть Передней Азии, охватывающая Малую Азию, Месопотамию, области Восточного Средиземноморья, Армянское нагорье, Аравийский полуостров. В 20-е годы ХХ века с интенсификацией исследований по древней истории Индии и Китая, стала очевидной близость социально-экономического и культурного развития на огромных пространствах Азии и Африки. Это привело к расширению географических рамок Древнего Востока. Еще позднее в историю Древнего Востока были включены Средняя Азия, Закавказье, страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока (Япония, Корея). Сейчас уже нельзя отрицать близость крито-микенского общества и доколумбовых цивилизаций Америки к странам «классического Востока». Возможно, что в ближайшем будущем студенты исторического факультета тоже будут изучать их в курсе истории Древнего Востока. Такое расширение границ Древнего Востока имеет теоретическое и фактическое обоснование. Названные регионы непосредственно входят в мир древних цивилизаций. И по характеру социально-экономического строя, политической организации и уровню культуры они относятся в целом к тому же типу общества, что и «классические» страны и государства. Территория, называемая ныне Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался древний Карфаген, до современных Китая, Японии, Индонезии; а с юга на север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и Южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории человечества: Великая Египетская держава, несколько крупных государств на территории Месопотамии (в том числе Вавилонское и огромная Ассирийская держава), Хеттское царство, государство Урарту, Мидия и мировая Персидская монархия (в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока), державы Маурьев и Гуптов в Индостане, империи Цинь и Хань в Китае и многие другие государственные образования.

23. Создание Ассирийской державы. Дайте сравнительную характеристику социально-экономического и политического положения Ассирийской державы В 746—745 гг. до н. э. в обстановке недовольства только что понесенным от Урарту поражением вспыхнуло восстание в Кальху, вследствие которого к власти при поддержке военной партии пришел новый царь Тиглатпаласар III, проведший серию важных реформ, способствовавший укреплению государства. Одной из реформ была административная: разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций. В обязанности областеначальников входило обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населением области, поставку воинских контингентов и командование ими. Однако управляемые ими территории стали гораздо меньше, чем прежде, их собственные владения были раздроблены, им запрещалось давать иммунитетные грамоты, освобождавшие от податей и повинностей в пользу государства, самостоятельно предпринимать военные походы. Другая реформа Тиглатпаласара III была проведена в сфере военного дела и армии. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, формировавшегося по наместничествам из числа мужского населения страны, а также из воинов-колонистов, получавших за службу участки, называемые «землей лука». Снабжение армии базировалось на принципе самоэкипировки. Теперь была создана постоянная армия — «царский полк»,— комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения, заинтересованных в военных походах. Ассирийская армия как орудие завоевательной политики. Ассирийская армия состояла из нескольких родов войск. Пехота среди них была самой большой по численности. Она делилась на тяжело- и легковооруженную. Тяжеловооруженные воины сражались копьями и мечами, легковооруженные были лучниками, пращниками и метателями дротиков. Конница стала широко применяться, видимо, с IX в. до н. э. Она также делилась на тяжело- и легковооруженную. Особенно успешно конница использовалась в тех районах, где трудно было действовать пехоте и колесницам (в горах, степях, пустынях), ее бросали в бой, когда нужно было рассеять неприятеля или преследовать отступающего врага. Ударную силу ассирийской армии составляли колесницы. В колесницу обычно впрягалась четверка (квадрига) коней, иногда два коня, а третий, запасной, привязывался сбоку. В колеснице могли находиться двое: возничий и лучник, но мог быть экипаж и из четырех человек, если к ним' присоединялись еще два щитоносца. Колесничие принадлежали к наиболее обеспеченным слоям населения и составляли привилегированную часть войска. В ассирийской армии было организовано взаимодействие всех родов войск. Такие роды войск, как колесницы, тяжеловооруженная пехота и кавалерия, были представлены в ней гораздо шире, чем в армиях других государств. Армия была хорошо вооружена и оснащена. Оборонительное вооружение изготовлялось из бронзы, наступательное — из железа. В бою воинов прикрывали щиты различных форм и размеров, изготовлявшиеся из дерева, плетеного тростника, кожи, металла. Шлемы делались из бронзы и железа. Тело воина защищал панцирь: короткий или длинный, из тростника либо из кожаных ремней, снабженных металлическими бляхами. Лошадей иногда закрывали «броней» из войлока и кожи. Икры ног защищались тростниковыми поножами. Воины носили кожаные сандалии, но иногда они изображены и босыми. При осаде городов и крепостей применяли военные машины, например тараны. Возводились насыпи до уровня крепостных стен, делались подкопы; предпринималось запруживание рек, отведение русла, разрушение плотин, следствием этого могло быть затопление города или, наоборот, возможность проникнуть в него по сухому руслу. Для укрытия войска от неожиданного нападения противника ассирийцы строили военный лагерь, окруженный валом и рвом, укрепленный стеной, оснащенный походными палатками. Они превосходно овладели искусством фортификации. Крупные ассирийские города были одновременно и сильнейшими крепостями, могущими выдержать и дерзкий штурм, и долгую осаду. Крепости обычно назывались в честь богов — покровителей войны (Ашшура, Иштар) или по имени царей, например Дур-Шаррукин («Крепость Саргона»). В состав ассирийских войск входили инженерные и вспомогательные части: саперы, оружейники, погонщики скота, обозники. Проводя наступательную военную политику, ассирийцы заботились об устройстве дорог и мостов, по которым могли двигаться их войска. Дороги мостили камнем. Существовали сторожевые посты, путевые знаки, путеводители. Мосты сооружались из стволов деревьев, камня, кирпича, быстро наводились понтонные переправы. В отличие от многих древневосточных государств Ассирия почти не использовала наемников. С достоверностью можно говорить лишь про полк киммерийцев при Асархаддоне (начало VII в. до н. э.). Но в ее армию включались лучшие военные силы, мастера-оружейники, кораблестроители покоренных народов, использовалось их вооружение.Во главе ассирийской армии стоял главнокомандующий, часто родом из царской семьи, военными действиями на местных фронтах руководили областеначальники. Армия делилась на отряды по 10, 50, 100, 1000 человек. Имелись знамена и штандарты, на которых изображались символы, связанные в основном с культом бога Ашшура — верховного бога и бога войны у ассирийцев. В армии и чиновничьем аппарате полагалось приносить присягу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: