Социально-экономический строй Ассирии

В результате завоеваний территория страны увеличилась, выросли земельные площади и пастбища. Усовершенствовался плуг, улучшилась система ирригации и водоснабжения. Получили значительное развитие такие интенсивные отрасли сельского хозяйства, как садоводство, виноградарство, разведение технических культур. Военная добыча и дань преумножили поголовье крупного и мелкого рогатого скота, ослов, лошадей, в большом количестве поступили в Ассирию из Аравии верблюды. В основе технического прогресса в ассирийском хозяйстве лежало активное использование железа. Из отраслей ремесла в первую очередь развивается металлургия, а также производство вооружения. Ассирийская армия имела лучшее по тем временам техническое оснащение. За счет захваченного разнообразного сырья (дерева, камня, слоновой кости) и драгоценностей, использования рабочих рук пленников, по увиденным в чужеземных странах архитектурным образцам в Ассирии строятся новые города, крепости, дворцы и храмы, сооружаются дороги, являющиеся одновременно торговыми путями и военными трактами. В огромной Ассирийской державе сосредоточились важнейшие источники сырья, торговые пути и крупнейшие торгово-ремесленные центры. В изобилии поступали в Ассирию пленные, переселенцы с завоеванных территорий, богатая добыча, дань, подати «без счета» из покоренных государств. Победоносные войны бесспорно способствовали развитию ассирийской экономики, однако имелась и оборотная сторона: беспрерывные войны ослабляли экономическую базу Ассирии. На плечи трудового населения ложились натуральные и денежные подати, строительные и воинские повинности, направляемые не на развитие производства, а на эскалацию войны. Из всех отраслей ремесла военное получило гипертрофированное развитие. Множество ассирийских земледельцев и ремесленников на долгие годы уходили на войну, забрасывая свое хозяйство. Распределение военной добычи было крайне неравномерным: максимальная доля доставалась царю, царской семье, военной и служилой знати, жречеству. Сама возможность существования такого источника доходов, как грабеж чужих территорий, рождала паразитические черты ассирийской экономики, не способствовала развитию производительных сил. Господствующий класс ассирийского общества был представлен военной, служилой, жреческой и торговой знатью, обладавшей большими богатствами и привилегиями, тесно связанной с существовавшим политическим режимом и активно его поддерживавшей. Между группировками знати нередко происходила борьба за монопольное положение в государстве, за царские милости, дары и прочие привилегии. Основную массу «низших» слоев ассирийского общества составлял класс мелких производителей: земледельцев-общинников, ремесленников. Они обязаны были платить в казну налоги сельскохозяйственными продуктами, скотом, серебром, выполнять различные повинности и при этом были связаны между собой круговой порукой. В I тысячелетии до н. э. в ассирийском обществе наблюдается резкое имущественное расслоение, разложение общинной организации, разорение крестьянства в связи с отмиранием общинной и развитием частной собственности, распространение ростовщичества, займов под залог земли и личности. Свободные земледельцы-общинники нередко теряли не только свои земли, но и свободу, превращаясь в рабов. Самую низшую ступень социальной лестницы составляли переселенцы, пленные и рабы, образуя класс подневольных работников. Первые две категории были значительной группой населения Ассирии. Чаще всего их сажали на царские, иногда на храмовые и частновладельческие земли. Они могли иметь семью, своих рабов, передавать по наследству имущество, несли воинские обязанности, т. е. имели некоторые права, но в то же время могли продаваться владельцем, правда, вместе с землей и семьей. Мало отличались от них категории рабов. Только рабы-слуги находились в полностью бесправном положении. В I тысячелетии до н. э. в Ассирии происходило сближение положения основной массы свободных, но разоряющихся земледельцев и подневольного населения (переселенцев, пленных и рабов). Существовавшая социальная структура ассирийского общества обусловила наличие острых противоречий между «верхами» и «низами». В то время как представители класса рабовладельцев скупали сады и огороды, поля и дома, давали займы под высокие проценты, покупали «души» и целые селения, рядовые общинники продавали свои поля и сады, рабов, членов семьи и самих себя. От воинской повинности и многочисленных царских работ крестьяне часто бежали в пограничную горную область Шуприю, перебегали в Урарту, становились разбойниками. Классовая и социальная борьба ослабляла внутреннюю силу Ассирии, делала ее, несмотря на военные успехи, колоссом на глиняных ногах. Ассирийское государство в последний период своей истории приобрело отчетливые черты древневосточной деспотии. В руках царя сосредоточивалась неограниченная власть в светской, военной и религиозной областях. Царская власть считалась священной, врученной богами и осуществлявшейся под их покровительством. Выражением этой власти были пышная титулатура и самовосхваление царя, занимавшие значительную часть их надписей. Вот как величает себя Асархаддон: «Асархаддон, царь великий, царь могучий, царь Вселенной, царь Ассирии, правитель Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кардуниаша... царь царей... Я могуч и всесилен, я герой, я отважен, я страшен, я почтенен, я великолепен, я не знаю равных среди всех царей... Я — царь, могучий в бою и сражении... уничтоживший своих врагов, покоривший себе непокорных, подчинивший себе все человечество». Власть царя опиралась на армию и огромный бюрократический аппарат. Главную роль в Ассирийском государстве играли военное и финансовое ведомства. Первое обеспечивало «порядок» внутри государства и на покоренных территориях, второе — приток доходов в государственную казну и их учет. Все население Ассирийского государства обязано было платить несколько видов налогов: подоходно-поземельные, некоторые виды храмовых податей и выполнять повинности: строительную, ирригационную, воинскую. Только царские «защитные» (иммунитетные) грамоты освобождали от несения этих повинностей, но они выдавались лишь некоторым привилегированным городам (Вавилону, Борсиппе, Сиппару, Ниппуру, Харрану, Ашшуру), храмам, придворным чинам. Формирование в VIII—VII вв. до н. э. великой Ассирийской военной державы поставило вопрос об организации ее управления. На большей части завоеванных земель были образованы провинции как органические части Ассирийской державы (города и области Сирии, Малой Азии, ряд халдейских и арамейских княжеств Приморья и др.). Они управлялись ассирийскими наместниками, штатом чиновников, там стояли ассирийские гарнизоны. На некоторых территориях сохранялись зависимые царства, платившие дань Ассирии. В таком положении находились города Финикии, Иудея, Моав, Эдом, Табал, Манна. Ряд государств, наиболее сильных и удаленных от Ассирии, сохраняли свою самостоятельность, но номинально признавали ее приоритет и время от времени направляли дары ассирийскому царю. Подобными отношениями были связаны с Ассирией Лидия, Урарту, Мидия, Элам, княжества Северной Аравии. На особом положении находился завоеванный Египет. Он был разделен на 20 небольших княжеств, во главе которых стояли местные правители: цари, номархи, жрецы. Наряду с этим в покоренной стране был оставлен большой штат ассирийской чиновничьей и военной администрации. Предметом особой заботы было управление Вавилоном, которому ассирийские цари оставляли видимость самостоятельности, проводя в нем церемонию коронации в качестве вавилонских царей и принимая вавилонские имена. Огромная Ассирийская держава, несмотря на свое внешнее легендарное могущество, была, по существу, рыхлым и непрочным политическим объединением, раздираемым внутренними противоречиями. Падение Ассирийского государства и распад великой державы. Однобокое развитие экономики, социальные конфликты, расшатывавшие ассирийское общество, отсутствие политического единства, просчеты в организации системы управления огромной державой, все нарастающая борьба покоренных государств и народов были главными причинами, которые привели Ассирию к гибели. Сыграли свою роль также утрата Ассирией ведущих позиций в военном деле и ослабление ее армии в конце VII а до н. э., когда все лучшие военные достижения Ассирии были заимствованы рядом древневосточных государств (Мидией, Египтом, Вавилоном), а новые не созданы. Понадобился, однако, сильный толчок извне, чтобы опрокинуть подточенную изнутри Ассирийскую державу. События развивались стремительно. В 626 г. отпала Вавилония, в 625 г. была восстановлена независимость Мидийского царства. Война против Ассирии, начатая Вавилоном и Мидией сначала порознь, а затем продолженная в тесном союзе, привела к военному поражению Ассирии, взятию и разрушению ее крупнейших центров: Ашшура (614 г. до н. э.), Ниневии (612 г. до н. э.),— и наконец, завершилась гибелью последних ассирийских отрядов в битве при Харране (690 г. до н. э.). Ассирийская знать была истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось по горам, деревням, окружающим областям, смешалось с другими народами. Самая крупная древневосточная держава, впервые объединившая почти всю Переднюю Азию, огнем и мечом осуществлявшая свое господство в течение полутора столетий, была уничтожена, канула в Лету истории.

24. Новохеттская держава. Охарактерезуйте внутреннюю и внешнюю политику. Ок. 1460 года до н. э. была основана новохеттская династия, при которой империя достигла своего расцвета. Возобновились походы на Сирию, сильно ослабившие страну, потерявшую большую часть своих территорий. При царе Суппилулиуме I (1380—1335 до н. э.), который правил своим государством из столицы Хаттусас (но до 1480 г. до н. э. столицей был город Каниш). Удалось победить Митанни и Египет, завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины. На завоеванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей. Мурсили II (ок. 1335—1305 до н. э.) заключил мир с фараоном Хоремхебом, приведя Хеттское царство к вершине своего могущества. Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусилиса III и войском египетского фараона Рамсеса II. Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (в северной Сирии). В итоге большая часть Сирии иФиникии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 г. до н. э. с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией, но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоеванную Верхнюю Месопотамию. Суппилулиума укрепил крепостными сооружениями ряд хеттских городов, и прежде всего столицу Хаттусу. Первоначально он направил оружие против царства Арцава. Используя дипломатию, Суппилулиума поставил под свой контроль сильное государство Киццувадна. Выдав замуж за царя Хайасы свою дочь, Суппилулиума закрепился на южных склонах Восточно-Понтийских гор и получил доступ в горный район, богатый металлами, в том числе и железом. он захватил принадлежащие Митанни сирийские города и области: Халпу, Нухашше, Нию и Каркемиш. Каркемиш был колонизован хеттскими поселенцами, сильно укреплен и превратился в одну из главных крепостей Новохеттской державы. Управление им было передано хеттскому царевичу. Суппилулиума умело вмешался в борьбу за власть в Митанни, начавшуюся после смерти царя Тушратты, завладел всей страной и посадил на трон сына Тушратты Шаттивасу, который стал его зятем и зависимым правителем. В результате напряженной деятельности Суппилулиумы Хеттское царство превратилось в могущественную военную державу, простиравшуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии. При втором преемнике Суппилулиумы — царе Мурсили II (ок. 1340 г.—1305 г. до н. э.) Хеттская держава еще более усиливается. Главные военные события в этот период развернулись в юго-западной части Малой Азии, где сложилась опасная коалиция во главе с традиционным противником хеттов — царством Арцава. Хеттам удалось ослабить коалицию и привлечь на свою сторону правителей Южной Фригии и Ликии, а также город Милаванда (Мила-ват, позднейший Милет). Однако в целом она оставалась весьма сильным соперником. Решительное сражение между войсками ар-цавской коалиции и хеттами произошло у города Вальмы в Южной Фригии. Войско Арцавы было разбито. Царь Арцавы и его наследник бежали в соседнее царство Аххиява, а хеттские войска захватили город Апасу (позднейший Эфес) и вышли к берегам Эгейского моря. Арцава попала в зависимость от хеттского царя. Большая часть Малой Азии перешла под власть хеттов. Это был апогей военного могущества великой Хеттской державы. Последующий упадок царства в XII в. до н. э. совпал во времени с общеближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс. Вследствие внутренних раздоров и внешних неудач, возможно, в стране разразился голод. Под натиском «народов моря» хеттское царство было уничтожено и перестало существовать.

25. Экономика и Социальные отношения Персидской державы. Дайте характеристику. Основной отраслью производства в большинстве областей Персидской державы было сельское хозяйство. В Египте и Вавилонии чаще всего сеяли ячмень, значительно реже — пшеницу, которая была главным продуктом питания в Палестине. В Персии и Сирии вырабатывались лучшие сорта вин. Во многих областях державы было развито скотоводство. Мидия и Армения славились своими конями. В восточных областях Ирана скотоводство было кочевым. В Египте и Вавилонии большую роль играло искусственное орошение. Крупные каналы существовали и в Средней Азии. персидские цари отбирали у покоренного населения самые плодородные земли. Их раздавали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д., освобождая от уплаты государственных податей. Владельцы крупных имений располагали собственным войском, судебно-админи-стративным управлением и целым штатом управляющих, начальников сокровищниц, писцов, счетоводов и т. д. часть земель находилась в фактической собственности царя. Эти земли обычно сдавались в аренду. Широко была распространена следующая система землепользования: царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные для них наделы коллективно, отбывали воинскую повинность и платили определенную денежную и натуральную подать. Эти наделы назывались наделами лука, лошади, колесницы и т. д., и их владельцы должны были нести военную повинность в качестве лучников, всадников и колесничих. В тех случаях, когда государство не нуждалось в этих людях в качестве воинов, они должны были платить подати. В некоторых областях Персидской державы существовали высокоразвитые центры ремесленного производства. В Навкра-тисе (Египет) и Милете (Малая Азия) производили керамическую посуду, рассчитанную на экспорт. Египетские ремесленники вырабатывали тонкое полотно, пользовавшееся большим спросом в соседних странах. Финикийские ремесленники из Сидона, Тира и других городов изготовляли стекло, одежду и предметы роскоши, вавилонские ремесленники — шерстяную одежду для продажи как внутри страны, так и для международной торговли. Развитию торговли способствовали и различия в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Персидской державы. Египет поставлял в греческие города зерно и полотно, покупая у них взамен вино и оливковое масло. Кроме того, он обеспечивал многие области золотом и слоновой костью, в Ливан экспортировал кедровое дерево. Из Малой Азии доставляли серебро, с Кипра — медь, а из районов Верхнего Тигра — медь и известняк. Из Индии вывозили золото, слоновую кость и благовония, из Аравии — золото, из Согдианы — лазурит и сердолик, а из Хорезма — бирюзу. Из Бактрии в страны Персидской державы поступало сибирское золото. Из Балканской Греции в страны Востока вывозили керамические изделия. Поставщиком хлеба кроме Египта являлась и Вавилония, которая, в свою очередь, покупала в Египте полотно, в Малой Азии — железо и другие полезные ископаемые. Международная морская торговля в Персидской державе находилась главным образом в руках финикийских купцов. В экономике древних обществ большое значение имел труд рабов. В наиболее развитых областях Персидской державы рабы наравне со скотом являлись главным предметом движимой собственности, их продавали, передавали по наследству, дарили и т. д. Большое число рабов использовалось для выполнения различных видов домашней работы, а также в сельском хозяйстве, в царских каменоломнях и на строительных работах. В обширном царском хозяйстве в Иране были заняты работники (мужчины, женщины и подростки обоего пола), которые назывались курташ. Они работали круглый год партиями по несколько сот человек. Большинство курташ, находившихся в царской резиденции Персеполе, чаще всего было занято на строительных работах. Среди них имелись ремесленники всех специальностей (каменотесы, плотники, скульпторы, кузнецы, инкрустаторы и т. д.).

26. Держава Гуптов в Древней Индии. Дайте характеристику. Государство Гуптов — государство в Индии под началом династии Гупта, существовавшее в IV—VI веках. Время правления Гуптов вошло в историю Индии как своего рода золотой век, когда были выработаны основные каноны национальных литературы, изобразительного искусства, архитектуры и философии. Происхождение Гуптов вызывает споры; вероятная их родина — восток Уттар-Прадеша либо область Магадха. Третий представитель династии,Чандрагупта I, принял титул «царя царей» после брака с наследницей могущественного клана Личчхави. Центром его владений была, очевидно,Праяга (современный Аллахабад). Судя по надписи на колонне Ашоки в Аллахабаде, основными завоеваниями государство Гуптов обязано сыну и наследнику Чандрагупты — Самудрагупте, который перенёс столицу в покорённую имПаталипутру. Самудрагупта не всегда присоединял завоёванные территории, во многих случаях (особенно на юге) он считал разумным сохранять номинальную власть поверженных правителей. Надпись на колонне сообщает, что его верховенство признавали всюду от Непала до Шри-Ланки. Наследник Самудрагупты — Чандрагупта II — более известен своими достижениями на ниве культуры, чем военными победами, хотя именно он нанёс решающий удар по Западным Кшатрапам из Уджайна. Описание его владений оставил китайский путешественник Фасянь. Управление державой Гуптов было слабо централизованным. Провинции (деша, бхукти) во главе с родственниками императора либо доверенными военачальниками (кумараматьяс) подразделялись на округа (прадеша, висайя), которыми управлял местный совет из представителей купечества, ремесленников и писцов. Многие должности передавались из поколения в поколение. Наследникам Чандрагупты II пришлось противостоять новому вторжению кочевых племён с севера — на этот раз белых гуннов (эфталитов). Эту задачу осложняли междоусобные свары между представителями правящей династии. К середине VI века владения Гуптов сократились в разы. Весь север Индии был оккупирован эфталитами. Значение Династия Гупта объединила под своим владычеством чуть меньшую часть Индии, чем та, какой владел Чандрагупта Маурья. Миф о золотом веке Индии во времена Гуптов, однако, не выдерживает проверки данными современной исторической науки. Государственное устройство эпохи Гуптов было не столь унифицировано, как властная пирамида Чандрагупты Маурьи. Данные археологии показывают, что более раннее Кушанское царство было богаче Гуптского, а подлинный расцвет индуизма приходится на послегуптский период.

27. Ведическая религия и индуизм в Древней Индии. Дайте характеристику. Первый исторический этап развития индуизма получил название ведического (от религиозных текстов, которые возникли в этот период и получили название "Веды"). В то далекое время с севера на территорию современной Индии пришли скотоводческие кочевнические племена ариев - язычников. Эти племена поклонялись многочисленным богам,лицетворявшим стихии природы. Древние арии поклонялись Дьяусу - богу неба и отцу всех богов, Притхиви - богине Земли, Индре - богу тепла, дождя и Солнца, Агни - богу огня, Митре - богу света и дня, Варуне - богу ночи Рудре - богу ветра и т. д. Центральное место в религии ариев занимали жертвоприношения. Поскольку эти племена были скотоводческими, то и жертвы богам приносились животные, кровавые и обильные (бык, корова). В честь богов зажигались костры, готовился особый легко пьянящий напиток (сома), приносились жертвоприношение, после которого мясо жертвенного животного съедалось, а сома выпивалась. Жертвоприношения сопровождались хвалебными песнями и гимнами в честь богов, ритуальными танцами и заклинаниями. Ритуалом руководили жрецы. Спустя некоторое время эти гимны были записаны и их текст получил название "Веды". История сохранила четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. В настоящее время "Веды" являются древним памятником мировой культуры. В последствие арии смешались с местным населением и их религиозные верования изменились. Место кровавых жертвоприношений заняла чашечка вареного риса, в котором древние индусы делали ямку и вливали в нее несколько капель масла. На первый план стала выдвигаться магия (особенно, врачебная и любовная). К старым богам прибавились новые: Скамбха - богиня жизни, Кама - богиня любви, Арати - богиня мужской половой силы. Жрецы, занимающиеся магией, стали пользоваться большим уважением. У индусов возникло представление о том, что основой мира является некий космический жар (энергия), - тапас, от которого зависит бытие всего живого на Земле. Благодаря этой энергии, живет человек, растет, любит, трудится и т.д. Сила мага, согласно древним поверьям, зависела от его умения владеть этой космической силой (древних магов назвали поэтому тапасья). Маги жили уединенно в лесу или горах, они мало ели и мало спали, предаваясь размышлениям и медитации. Маг отказывался от обычного образа жизни: он не тратил своей жизненной энергии на труд, зарабатывание денег, семью и даже любовь, а наоборот, концентрировал в себе энергию тапаса. Сила мага в Индии до сих пор ставится в прямую зависимость от его аскетизма. С расслоением индийского общества маги - аскеты (тапасья) стали брахманами. Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма. Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди. 1. жречество - брахманы, 2. Военная аристократия – кшатры 3. Вайши (торговцы, земледельцы и ремесленники) 4 шудры (рабы). Три основных божества: Брахма, Шива и Вишну.

28. Восстание «желтых повязок» и Падение Ханьской империи. Дайте характеристику. Ослабление военного могущества Ханьской империи Со II в. н. э. начало ослабевать военное могущество ханьского Китая. Ещё во время войн Бань Чао придворные сановники неоднократно настаивали на прекращении походов в Восточный Туркестан. В 75 г. н, э., в момент наиболее напряжённой борьбы Бань Чао за овладение Западным краем, он получил приказ о возвращении в Лоян. Бань Чао не подчинился императорскому приказу и в течение 14 лет действовал совершенно самостоятельно. Лишь в 89 г., после крупных побед Бань Чао, ему было выслано военное подкрепление и император санкционировал его действия. После смерти Бань Чао в 102 г. н. э. гунны возобновили нападения на Западный край, активизировались и племена цянов. Сын Бань Чао — Бань Юн ещё некоторое время продолжал борьбу в Западном крае, но его действия не встречали никакой поддержки при дворе. Обострение классовых противоречий и внутреннее ослабление Китая заставили правительство отказаться от дальнейших завоеваний. Ханьская империя уже не могла активно бороться за укрепление своей власти в Восточном Туркестане. Успешно действовавший в Западном крае Бань Юн был обвинён в превышении полномочий, отозван в Лоян и брошен в тюрьму. В середине II в. все территории Западного края отпали от Китая. «Великий шёлковый путь» был снова прерван, торговля по нему прекратилась. Северные и северо-восточные границы Китая стали подвергаться нападениям сяньбийских племён, занявших прежние кочевья гуннов. У Ханьской империи едва хватало сил для обороны своих границ.В связи с увеличившейся нуждой государства в пополнении доходов казны, вызванной значительным сокращением количества налогоплательщиков, возрастал налоговый гнёт. С начала II в. источники непрестанно повествуют о стихийных бедствиях, эпидемиях, неурожаях и хроническом голоде во всех областях страны.усилились противоречия и в среде господствующего класса. При дворе боролись две политические группировки: «евнухов» и «учёных». «Учёные», большинство которых являлось государственными чиновниками, конфуцианцами по образованию, выражали интересы мелких и средних землевладельцев. Они были заинтересованы в укреплении центральной власти и усилении бюрократического аппарата. Восстание «Жёлтых повязок» и другие восстания конца II в. н. э. В обстановке экономического и политического упадка в стране вспыхнуло грандиозное восстание разоряющихся свободных производителей и зависимых земледельцев, а также рабов, известное как восстание «Жёлтых повязок». Восстание разразилось в 184 г. н. э. Его возглавил даоский проповедник Чжан Цзио — основатель одной из тайных даоских сект. Чжан Цзио стал проповедовать своё учение задолго до начала восстания. У него было много последователей. Особенно популярен стал Чжан Цзио во время эпидемии чумы в Шаньдуне, когда он получил широкую известность как лекарь. Больные стекались к нему из всех областей Северного Китая. В это время он стал усиленно проповедовать своё учение «Тай пин дао» («Путь к великому равенству»), которое обещало наступление новой, счастливой жизни. Чжан Цзио предсказывал, что существующим на земле несправедливым порядкам скоро придёт конец, что зло и насилие, которые он именовал «Синим небом», погибнут и на земле наступит время великого счастья, новая жизнь, называемая им «Жёлтым небом». В своих проповедях Чжан Цзио призывал к свержению «Синего неба», и все понимали, что речь идёт об уничтожении ненавистной ханьской династии. Восстание «Жёлтых повязок» началось.во 2-м месяце 184 г. н. э. В момент выступления армия Чжан Цзио насчитывала 360 тыс. человек, но не прошло и десяти дней, как пламя восстания полыхало на огромной территории от Шаньдуна до Сычуани. Количество повстанцев увеличивалось с каждым днём. Основными районами восстания были провинции Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Хубэй. Отряды повстанцев нападали на города, убивали чиновников, сжигали правительственные здания, опустошали склады, захватывали имущество богатых, затопляли поля. Повсюду повстанцы открывали тюрьмы, выпускали заключённых, освобождали рабов. В 6 месяце 184 г. отборные силы карателей были брошены против действовавшей в Хэбэе армии Чжан Цзио. Чжан Цзио укрепился в одном из городов и успешно отражал атаки. Против него выступила сильная армия Хуанфу Суна. Когда она подходила к городу, Чжан Цзио внезапно умер от болезни, и вместо него командование принял его старший брат Чжан Лян. Несмотря на отчаянное сопротивление, армия Чжан Ляна потерпела полное поражение, город был взят, сам Чжан Лян погиб в бою. По преданию, в этом сражении погибло более 30 тыс. повстанцев, более 50 тыс. утонуло в реке и болотах во время беспорядочного бегства. Хуанфу Сун бросил все силы против отрядов, возглавлявшихся Чжан Бао, младшим братом Чжан Цзио. В ожесточённом бою повстанцы были снова разбиты, Чжан Бао захвачен в плен и казнён. Гибель трёх основных руководителей восстания ослабила силы повстанцев, но не сломила их сопротивления. Повстанцы выдвигали новых вождей и продолжали упорно бороться. Однако к началу 185 г. отряды представителей господствующего класса сумели уничтожить основные очаги восстания «Жёлтых повязок» в центральных областях Китая. Самые крупные повстанческие армии были разбиты, отдельные отряды продолжали действовать во многих районах страны. Основными движущими силами восстаний конца II — начала III в. н. э. были зависимые земледельцы, мелкие свободные производители и рабы, п повстанцам присоединяись также мелкие чиновники и небогатые землевладельцы. Несмотря на огромный размах восстания «Жёлтых повязок» и его длительную подготовку, движение в целом носило стихийный и малоорганизованный характер. Движение «Жёлтых повязок» и другие восстания конца II в н.э. выявили полную несостоятельность Ханьской империи в деле защиты интересов господствующего класса. Собрав большие армии, усмирители восстания, главы «сильных домов» и ханьские полководцы совершенно перестали считаться с императором, который потерял всякое значение и авторитет. Потопив в крови народное движение, они начали ожесточённую междоусобную борьбу за власть. В этой борьбе самыми сильными оказались Цао Цао, Сунь Цзянь и Лю Бэй, принимавшие активное участие в подавлении восстаний. После многолетних кровопролитных войн со своими соперниками Цао Цао овладел территорией Северного Китая, убил ханьского императора в основал государство Вэй. Сунь Цзянь укрепился на юго-востоке, создав государство У. В Сычуани образовалось государство Шу во главе с Лю Бэем. Восстания нанесли сокрушительный удар Ханьской империи, междоусобные войны претендентов на престол довершили её разгром. Ханьская империя была уничтожена. Китай распался на три самостоятельных царства.

29. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику Ханьской империи. Народные восстания. Основатель династии Лю Бан происходил из крестьян. Лю Бан стал во главе повстанцев, которым удалось взять столицу Сяньян и свергнуть династию Цинь. Он основал новую династию. Она вошла в историю под именем Первой, или Старшей, или Ранней, или Западной династии Хань. Система управления государством при первых ханьских императорах была крайне централизована, следуя образцу, установленному Цинь Шихуаном. Страна была разделена на административные единицы, управляли которыми назначенные императором чиновники. Последним платили жалование, а продвижение по службе было основано не на знатности, а на образованности и на успешном прохождении череды экзаменов. В отличие от предыдущей династии, ханьские императоры подняли на щит патерналистскую идеологию конфуцианства, которая сплачивала народ вокруг императора и позволяла осуществлять такие масштабные проекты, как строительство Великой стены, призванной оградить империю от набегов кочевников хунну. Третий император У-ди правил дольше всех других представителей династии. Он вошёл в историю как энергичный и доблестный правитель, на время отодвинувший от китайских границ угрозу кочевых набегов. Краеугольными камнями государства были провозглашены конфуцианская учёность и гражданская служба. Для установления дипломатических союзов с народами Средней Азии У-ди организовал миссии Чжан Цяня, которые существенно расширили знания китайцев о западном мире. Постоянное противостояние с кочевниками и забота о расширении западных границ империи истощали ресурсы страны, влекли повышение налогов и податей. Между тем каждое новое поколение императоров уделяло всё менее внимания насущным вопросам государственной жизни, находясь в плену дворцовых сплетен и интриг. Правления Чэн-ди и Пин-ди были ознаменованы соперничеством между супругами императоров и отсутствием явного наследника. Слабость императоров дошла до того, что Чэн-ди в угоду новой наложнице велел умертвить сыновей от других женщин. Смерть обоих императоров наступила неожиданно и породила множество слухов. После смерти Пин-ди регентом был назначен его тесть Ван Ман, принадлежавший к могущественному клану Ванов. Ван Ман предпринял попытку спасти государство от грозившей ему пропасти путём проведения целого ряда преобразований. Он принял титул императора и попытался привлечь на свою сторону беднейшие слои населения. Стремясь ограничить частное земле- и рабовладение, узурпатор настроил против себя верхушку общества. Экономические реформы, призванные покрыть огромные расходы на боевые действия против хунну, не приносили ощутимых плодов. Ван Ман оправдывал свои преобразования возвращением к традициям доимператорской эпохи, однако следствием их стал политический хаос. В провинциях орудовали шайки повстанцев, главари которых присвоили императорский титул. Наконец самые дерзкие из повстанцев, называвшие себякраснобровыми, вошли в императорскую столицу. Ван Ман был взят в плен, его обезглавили, а тело изрубили на куски. Обострение внутренних противоречий в Китае во второй половине I в. до н. э. при последних императорах Старшей династии Хань привело к тому, что Ханьская империя как крупнейшее гособразование древних китайцев начинает ослабевать. Китайский этнос истощился. Проведение У-ди крупных завоевательных походов опустошило императорскую казну и истощило внутренние ресурсы государства. Придворные сановники настаивали на проведении пассивной внешней политики, сторонники военных захватов не встречали ни сочувствия, ни поддержки в правительстве. Главной же причиной, заставлявшей правящие круги господствующего класса отказаться от дальнейших завоеваний, была угроза массового неповиновения населения. Вот почему после смерти У-ди до конца I в. до н. э. китайцы предприняли лишь один действительно крупный и далекий поход — в Согдиану, против гуннов (36 г. до н. э.), усиление которых угрожало нарушить торговлю по “великому шелковому пути”. Желая прославиться, поход возглавил талантливый военачальник Чэнь Тан. Он был одним из помощников наместника Западного края, как китайцы называли бассейн реки Тарима. Зная настроение придворных кругов, Чэнь Тан начал поход самовольно, подделав императорский эдикт о мобилизации войск. Император был извещен о походе, когда армии Чэнь Тана находились уже в пути. Прибыв в Согдиану, Чэнь Тан осадил ставку гуннского шаньюя Чжичжи, находившуюся на берегу реки Таласса, и дал решительное сражение, в котором гунны были наголову разбиты. Блестящая победа спасла Чэнь Тана от гнева императора, но от дальнейших военных действий ему пришлось отказаться по настоянию двора. Этот поход лишь на некоторое время укрепил власть Ханьской империи в Западном крае. Однако гунны спустя некоторое время активизировали свои действия на северо-западных границах Ханьской империи, и к началу I в. н. э. им удалось подчинить своему влиянию весь Западный край и отрезать торговые пути в западные страны. Китайцы были вынуждены прибегнуть к оборонительной тактике. Повсеместно уменьшались пограничные гарнизоны, наборы в войска были крайне скудны. Былая военная мощь пошла на убыль. Народные восстания. Как только разразилось восстание «Жёлтых повязок», по всей стране поднялась волна восстаний, не связанных с сектой Чжан Цзио. Так, в 184 г. н. э. вспыхнули большие восстания в Гуандуне и Сычуани. Одновременно поднялись восстания и среди подчинённых Китаю племён. Наиболее крупное из них разразилось на северо-западе империи. Оно началось в 184 г. н. э. в районе Кукунора и было возглавлено Бэй-гуном, Бо-юем и другими вождями из племени «малых юэчжи». Восстание сразу же было поддержано племенами Южного Ордоса и бассейна верхнего течения Хуанхэ. Повстанческие войска успешно отражали атаки отрядов усмирителей и угрожали даже Чанани. Армия Хуанфу Суна потерпела от них сильное поражение. Повстанцы укрепились в Цзиньчэне и в течение четырёх лет контролировали весь северо-западный округ Лян и бассейн реки Вэйхэ. Только в 189 г. это восстание было подавлено. В течение 20 лет в различных областях империи наряду с отрядами «Жёлтых повязок» действовали под разными наименованиями разрозненные повстанческие отряды. Так, источники сообщают об отрядах повстанцев «Чёрной горы», «Белой волны», «Жёлтого дракона», «Великого разлива» и др. Вожди этих отрядов по большей части известны нам лишь по их прозвищам, таким, как «Чжан на белом коне», «Лю-камень», «Цзо-усатый», «Начальник над рабами», «Чжан-ласточка», «Ли-большие глаза», «Бедный червяк», «Писец» и т. п. В больших отрядах было по 20—30 тыс. повстанцев, в мелких — по 6—7 тыс. Наиболее сильными были отряды «Чёрной горы», насчитывавшие до миллиона человек. Только к 205 г. армиям господствующего класса удалось расправиться с отрядами «Жёлтых повязок» и других повстанцев. Кровавое дело подавления восстания завершил известный своей беспримерной жестокостью крупнейший представитель «сильных домов» Цао Цао, разгромивший в Шаньдуне одного из последних вождей «Жёлтых повязок» — Юань Таня. Отдельные небольшие отряды «Жёлтых повязок» продолжали разрозненные действия в ряде областей вплоть до 208 г.

30) Проанализируйте предпосылки формирования культуры стран Древнего Востока и ее особенности. Человек, качественно обосабливаясь от природы, остается, однако, тесно связан с ней. Поэтому неправильно абсолютно противопоставлять природу как естественное образование, культуре, как искусственно созданному продукту человеческой деятельности. Эколого-географическая среда всегда оказывала огромное влияние на мироощущение и миропонимание человека. Это находило отражение во всех проявлениях культурного творчества. Например, характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую, так называемую «перевернутую»[28] культуру. Человек еще ощущал свое бессилие перед могущественными силами природы, олицетворяющими их многочисленными богами и грозным фараоном. Древневосточная культура оказалась в особом положении. Первые цивилизации взяли на себя пионерские функции – создавать письменность и устои государства, вырабатывать условия совместного существования людей, различающихся по своему социальному и имущественному положению, этнической и профессиональной принадлежности. У этих первооткрывателей присутствовало обостренное ощущение «начальности», новизны своего мира, его отличие от мира первобытности. Отсюда и представление о несовместимости мира городской цивилизации и мира первозданной простоты, дикости (например, отношение жителей цивилизованной Поднебесной к своим соседям). Справедливости ради, нужно сказать и о том, что во многих произведениях древней литературы идеализируется пастушеская жизнь скотоводов, простота их быта и нравов, их "неиспорченность" цивилизацией (см. Ветхий завет или широко распространенные мифы о «Золотом веке»). Нельзя не учитывать еще одну группу предпосылок, оказавших влияние на формирование древнейших культур. Они были тесно связаны с этносом, культовой общностью, общиной и др. Очень существенное воздействие на складывание культуры оказывало государства. Оно в значительной степени определяло отношение людей к природе, к труду, к различным социальным группам, активно регламентировало не только материальное, но и духовное производство. Важнейшим достижением культуры народов Древнего Востока является изобретение, усовершенствование и распространение различных систем письменности: клинопись, иероглифика, древнейшая алфавитная система. По праву письменность называет вторичным устойчивым признаком цивилизации. Человечество обрело, таким образом, бессмертную коллективную память, способную хранить и передавать практически неограниченный объем информации. Именно на Древнем Востоке появляются первые школы, архивы, библиотеки. Письменность гарантирует выполнение важнейшей функции любой цивилизации – поддержание преемственности и передача накопленного опыта. Одним из самых существенных компонентов культуры является религия, представляющая собой особую форму общественного сознания. Она может принимать форму веры во всесильного бога или многочисленных богов, духов и другого рода сакральные силы. Религия – особый и один из самых ранних способов осмысления человеком окружающей действительности, определяемый складывающимся исторически обстоятельствами. Это специфический тип социальной деятельности и система взглядов, данную деятельность регулирующих. Религия пронизывает мироощущение людей, регламентирует быт, определяет поведение в ответственные моменты жизни человека и общества в целом. Регуляция и ориентация человеческой психики осуществляется через ритуально-обрядовую практику. Она приобщает человека к коллективным устоявшимся ценностям, нормам и типам поведения. Безрелигиозных культур и цивилизаций история не знает. Огромный духовный заряд, содержащийся в проповедях первооснователей мировых религий, в священных писаниях, заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к изначальному ядру религиозных учений, свидетельствам богоявления и пророческих откровений, чтобы затем из такого рода свидетельств вывести дальнейшую судьбу цивилизаций. Нередко зарождение универсальных или мировых цивилизаций связывается с так называемым «Осевым временем». Тогда произошел радикальный сдвиг в духовной жизни общества, заключавшийся в признании принципиального разрыва между мирским и трансцендентным порядком, что породило новое видение мира и места в нем человека. Именно в факте духовного прорыва или озарения усматривает К. Ясперс начало нового мироощущения, которое дало возможность по-иному сформулировать представления о смысле человеческого бытия и о самой человеческой личности. Не случайно, что именно на Востоке сложились все мировые религии и философско-этические учения, во многом определившие судьбу конкретных цивилизаций: буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм, христианство и ислам. Религиозно-нравственные ценности определяют, в первую очередь, любую культуру, которая выступает как механизм, формирующий ту или иную цивилизацию, тот или иной тип человека и общества. Функции такого формирующего механизма культура выполняет благодаря трехуровневой структурной организации:

1. идеологический или мировоззренческий уровень, дающий представление о космосе, мире богов и человека, их взаимоотношениях;

2. ценностный уровень, на котором исходя из общих принципов, формируется система ценностей и предписывается, благодаря совокупности запретов и рекомендаций, определенная модель поведения;

3. поведенческий уровень, на котором не предписывается модель поведения, а демонстрируются поступки героев, дающие пример для подражания.

Каждый из этих уровней связан с определенным видом источников. Мировоззренческий уровень представлен богатой мифологией народов Востока, каноническими религиозными текстами (Веды, Авеста, Ветхий завет и др.) и комментариями к ним. Ценностный уровень получает выражение в философско-этических учениях (например, учение Конфуция о «благородном муже» - цюн-цзы) и дидактических сочинениях. Поведенческий уровень связан, прежде всего, с героическим эпосом, рыцарскими романами и т.д. При этом источники всех уровней ориентированы на различные сферы восприятия: тексты мировоззренческого уровня – на сферу интуиции, ценностного – на сферу разума, поведенческий – на эмоциональную сферу. Умело подбирая, в частности на практических занятиях, различные виды источников, мы можем охватить всю психологическую структуру человека, отделенного от нас временем и социокультурным пространством. Каждая восточная культура, опираясь, прежде всего, на религиозно-философские системы, создавала определенный тип человека. Отличие людей разных цивилизаций – вот проявление человеческого фактора в глобальном масштабе. Поэтому в центре современной ориенталистики должно стоять изучение человека во всей сложности его духовного и материального мира, а общества - в системной взаимосвязи политики, экономики и культуры, официальной шкалы ценностей, народных верований, культов и ритуалов, сознательных и подсознательных ментальных установок и доминант. В итоге каждая восточная цивилизация должна представать как макромасштабная социокультурная общность, имеющая свои принципы, организацию и динамику.Как бы широки ни были рамки мировых религий, они не охватывают всей сферы культуры. В каждой цивилизации возникали светские формы интеллектуальной и художественной деятельности и общественного сознания: мораль и право, богатая литература, архитектура и искусство, наука и философия. Высшие принципы религии и господство религиозного мировоззрения, конечно, во многом определяли принципы светской духовности, но не могли подавить стремление человеческого разума к познанию окружающей действительности. Именно компоненты светской культуры обусловливали богатство и разнообразие духовной жизни, что отличает полноценную цивилизацию.Народы Древнего Востока создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала большое влияние на мировую культуру. Древние писатели и поэты Востока обогатили мировую литературу интересными идеями и художественными образами. Такие гениальные произведения, как «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», Библия, священные Веды, Авеста, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», поэзия Калидасы и Цюй Юаня и в наши дни не утратили своей непреходящей ценности.Хотя в рамках духовного производства древневосточных цивилизаций не произошло окончательного отделения науки от религии, учеными были сделаны важнейшие открытия и изобретения в области естественнонаучного знания, в технике и технологии, в познании окружающего мира. Особенно много сделали в этом отношении в Древнем Китае. По утверждению Дж. Нидэма в многотомном исследовании «Наука и цивилизация в Китае» жителям Поднебесной в древности и средние века принадлежит около пятидесяти процентов всех крупных открытий и изобретений (порох, шелк, компас, книгопечатание, и многое другое). Больших успехов добились египетские медики, вавилонские астрономы, индийские и китайские математики. В области философии индийскими и китайскими мыслителями были разработаны все основные направления и созданы знаменитые школы: конфуцианство, даосизм, веданта, йога. Следует признать, что до начала нового времени, как естественные, так и социальные науки в восточных обществах существенно обгоняли научные достижения Европы




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: