ГЛАВА 4
Информация к размышлению
1.Платон: «Философы — это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей» (Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 285). Какую познавательную задачу, по мнению Платона, должны решать философы и почему?
2.Есть ли смысл в утверждении Платона о том, что мы не идеи соразмеряем с предметами, но, наоборот, предметы с идеями? Почему Платон считал, что идеи — более реальные объекты, чем материальные вещи? Мы говорим, что существуют реальные предметы: камни, деревья, животные и т. п. Но идеальные объекты, например, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), тоже существуют. Есть ли различия в их существовании? Можно ли сказать, что математический треугольник и треугольник, нарисованный, например, мелом на доске, существуют одинаковым образом? Представляется справедливым, что уничтожение любого реального треугольника (например, стирание тряпкой треугольника, нарисованного мелом) не означает одновременного исчезновения идеи треугольника, т. е. уничтожение математического объекта? Значит, идеи вечны?
3.Как объясняет подобное видение мира А. Ф. Лосев в следующем рассуждении: «Бытие есть живой организм, данный как Понятие. Это - понятие, однако не как предикат всевозможных субъектов,
но — как субъект всевозможных предикаций и притом единственно возможный, и потому необходимый, субъект. Это Мысль, физически и животно данная, Мысль и Слово, данные в виде плоти. Наконец, это живое Тело, являющее свой тайный лик и становящееся само по себе говорящим Словом... Главный принцип такой философии — проявление Смысла и степень осмысленной взаимопроникнутости и прозрачности Бытия-Мифа» (Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 134).
Почему герменевтика возникла именно в античности?
Исходные посылки средневекового мировоззрения не располагали к свободному философскому и научному осмыслению природы. Основным предметом освоения были библейские тексты, а важнейшими мировоззренческими установками — креационизм (учение о сотворении мира Богом); теоцентризм (учение, согласно которому Бог является центром мироздания); провиденциализм (объяснение исторического процесса как реализации божественного замысла); учение о спасении и учение о воплощении Слова. В трактовке познания философы и богословы исходили из того, что истина уже открыта в Священном Писании и что человек не нуждается в ее познании, ибо он создан по образу и подобию Бога и по собственной природе причастен и истине.
Что характерно для духовной культуры этого периода?
Эта эпоха — наследница античной традиции в той ее части, которая касается идей неоплатонизма, аристотелевской логики, его же «физики» (учение о лестнице существ). От античности первые христианские философы и богословы унаследовали высочайшую культуру мысли, богатейший арсенал знаний, в том числе и в области математики, астрономии, геометрии и т. д. Их риторика по-своему совершенна, а стиль изложения возвышенно-патетический. Средневековых мыслителей отличают склонность к рефлексии, способность углубленного самопознания, трактуемого как Богопознание. Их Исповедь проникновенна и демонстрирует аристократическую духовную утонченность.
Но Средневековье - альтернатива языческой Греции. Оно ознаменовало утверждение христианской религии на большей части Европы, части Азии и Северной Африки. Все, что напоминает о язычестве, вызывает резко негативную реакцию. Это эпоха идеологической нетерпимости* борьбы с любыми проявлениями язычества, даже если они исходят от верующих христиан. Духовный стержень христианства — Слово Божье («Вначале было Слово...»). Духовные пастыри комментируют, пропагандируют, разъясняют тексты Священного Писания. В центр философской проблематики выходит герменевтика, искусство толкования текстов Священного Писания. Лишь через тысячу лет после утверждения христианства Фома Аквинский высказывает крамольную для раннего христианства мысль, что Бог создал мир для человека и что непостижимая божественная сущность может быть постигнута не только через Его откровение, но также посредством познания Его творений.