Несовместимость критического рационализма К. Поппера и установок Т. Куна нашла свое выражение в длительной и острой дискуссии между ними. Своеобразным «арбитром» в названной дискуссии явился И. Лакатос, критически оценивший обе концепции. Сравнивая концепции Поппера и Куна, Лакатос отдает предпочтение критическому рационализму Поппера: «С точки зрения Поппера, изменение научного знания рационально или, по крайней мере, может быть рационально реконструировано. Этим должна заниматься логика открытия. С точки зрения Куна, изменение научного знания от одной "парадигмы" к другой — мистическое преображение, у которого нет и не может быть рациональных правил. Это предмет психологии (возможно, со
циальной психологии) открытия. Изменение научного знания подобно перемене религиозной веры» (Имре Лакатос. Методология исследовательских программ. М., 2003. С. 11). И далее: «Нельзя отрицать, что Куну удалось показать, как психология науки способна раскрывать важные и, прямо скажем, грустные истины. Но психология науки не может рассчитывать на свою автономию. Рост науки, как он предстает в рациональной реконструкции, имеет место, по существу, в мире идей, в платоновском или попперовском «третьем мире», в мире знания, ясность и чистота которого не зависит от познающего субъекта» (Там же. С. 146). Подводя итоги спора Поппера и Куна, Лакатос заключает: Кун прав в своих возражениях пробив наивного фальсификационизма, а также когда подчеркивает непрерывность научного развития. Однако Кун не видит логики научного открытия, а лишь психологию. Оценивая столкновение взглядов Поппера и Куна, Лакатос подчеркивает, что это — не спор «о частных деталях эпистемологии. Он затрагивает главные интеллектуальные ценности, его выводы относятся не только к теоретической физике, но и к менее развитым в теоретическом отношении социальным наукам и даже к моральной и политической философии. И что сказать, если даже в естествознании признание теории зависит от количественного перевеса ее сторонников, силы их веры и голосовых связок, то что же остается социальным наукам...» (Там же. С. 11-12).
|
|
Критика догматического фальсификационизма. Неприятие точки зрения Куна не означает, что Лакатос согласен с догматическим фальсификационизмом Поппера (в терминологии Лакатоса). Тем не менее он полагает, что в контексте попперовского критического рационализма можно рассматривать научные революции как рационально реконструируемый прогресс знания, а не как обращение в новую веру. Однако, исповедуя точку зрения Поппера, Лакатос вносит в нее существенные коррективы. В частности, Лакатос утверждал, что рациональность критики не означает требования немедленного отбрасывания опровергнутых гипотез. Напротив, в подавляющем большинстве случаев поведение исследователя заключает в себе целый ряд интеллектуальных стратегий, общий смысл которых — идти вперед, не останавливаясь из-за отдельных неудач, если движение обещает новые успехи и эти обещания сбываются. Тем самым Лакатос проводит демаркацию между догматическим и утонченным фальсификационизмом. Утонченный фальсификационизм формулирует определенные правила принятия теории и правила фальсификации (элиминации) теории. Для него теория приемлема, если она: а) ведет к открытию новых фактов и б) если некоторые из предсказанных фактов будут подтверждены (верифицированы). Существуют рациональные и нерациональные способы подтверждения либо фальсификации знания, рациональные и нерациональные способы удержания теории (конвен- ционалистские уловки, приемы ad hoc). Поэтому Лакатос называет решительной ошибкой применение определения «научный» к отдельной
|
|
теории: только лишь последовательность теорий можно называть научной или ненаучной. Необходимо рассматривать теорию не изолированно, а в ряде последовательно связанных между собой теорий. При таком рассмотрении применяется объективный критерий прогресса: каждая новая теория имеет добавочное эмпирическое содержание, т. е. предсказывает новые, неожиданные факты; часть этого добавочного эмпирического содержания верифицирована. Теория считается фальсифицированной, если она замещается теорией с более высоко подкрепляемым содержанием: «Всегда почитаемым эмпирическим критерием удовлетворительных теорий было согласие с наблюдаемыми фактами. Нашим эмпирическим критерием, применимым к последовательности теорий, является требование производить новые факты. Идея роста науки и ее эмпирический характер соединяются в одно целое» (Там же. С. 54).
Методология научно-исследовательских программ. Идею утонченного фальсификационизма Лакатос конкретизирует в методологии научно- исследовательских программ, элементами которых могут выступать не только понятия и суждения, но и сложные комплексы динамически развивающихся теорий, исследовательских проектов. Такие системы организованы вокруг некоторых фундаментальных идей, образующих «жесткое ядро» научно-исследовательской программы. (Как правило, эти идеи выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научным сообществом догматически). Методологический смысл «жесткого ядра» раскрывается в понятии «негативная эвристика», т. е. ограничения на процедуры опровержения. Если теория сталкивается с опровергающими фактами, то утверждения, входящие в состав «жесткого ядра», не отбрасываются, вместо этого ученые выдвигают вспомогательные гипотезы, которые образуют защитный пояс вокруг «жесткого ядра». Подобная тактика научного исследования позволяет гибко реагировать на критику и вносить в имеющиеся теории соответствующие коррективы, что обеспечивает ее рост. Задача защитного пояса — как можно дольше удерживать в неприкосновенности творческий потенциал «жесткого ядра» или его «позитивную эвристику». Функция позитивной эвристики - обеспечивать непрерывный рост научного знания, углубление ее эмпирического содержания. Критерий жизнеспособности научно-исследовательской программы — ее способность наращивать знание, увеличивая ее эмпирическое содержание. Это означает способность научно-исследовательской программы не только объяснять открывшиеся факты, не вписывающиеся в контекст старой теории и противоречащие ей, но и предсказывать новые факты. Если же научно-исследовательская программа ограничивается объяснением старых фактов, но не предсказывает новые — эта программа нежизнеспособна, она вырождается.
|
|
Внутренние и внешние источники развития знания. Развитие науки происходит под влиянием либо внутренних, либо внешних факторов. Экстернализм абсолютизирует роль внешних факторов развития нау
ки и недооценивает внутренние, интернализм, напротив, абсолютизирует внутренние факторы и игнорирует влияние внешних, главным образом социокультурных факторов. Решение дихотомии «экстерна- лизм — интернализм» Лакатос искал в возможности объяснения истории науки на почве рационализма. Его методология должна была ответить на вопрос, каким образом формируются, изменяются, а затем вытесняются конкурентами научно-исследовательские программы. В реальных исторических условиях наука погружена в контекст реальной истории с ее политическими, правовыми, религиозными и прочими идеями. Лакатос называл их «побочными факторами развития науки (метафизические идеи, религиозные верования, идеологические или политические ориентации) и предлагал учитывать их «на полях» рациональной реконструкции «внутренней» истории науки, относить их на счет отклонений от нормального, т. е. рационально реконструируемого хода событий истории. Поэтому необходимо рассматривать теорию не изолированно, а в ряде последовательно связанных между собой теорий. Фальсификация является не просто отношением между теорией и эмпирическим базисом, но многоплановым отношением между соперничающими теориями, исходным эмпирическим базисом и эмпирическим ростом, являющимся результатом этого соперничества. Тогда можно сказать, что фальсификация имеет исторический характер. Линейный характер развития науки — миф. Наоборот, лихорадка проблем в науке возникает скорее из-за быстрого размножения соперничающих теорий, а не умножения контрпримеров и аномалий. Утонченный методологический фальсификационизм предлагает новые критерии интеллектуальной честности, утверждает Лакатос. В нем соединились несколько различных традиций. От эмпирицистов он унаследовал стремление учиться прежде всего у опыта. От кантианцев он взял активистский подход к теории познания. У конвенционали- стов он почерпнул важность решений в методологии.
|
|