Теоретическое наследие Пола Фейерабенда довольно обширно, поскольку широк и диапазон его научных и философских интересов. В его трудах рассматриваются такие важные для науки проблемы, как проблема истолкования конкурирующих теорий, теоретической нагру- женности факта, специфика научной методологии и ее роль в научном познании, сравнительный анализ возможностей науки и донаучных архаических представлений, а также и современных форм вненаучно- го знания, роль науки в жизни общества и влияние на нее социокультурного и политического контекста, защита ценностей либерализма в жизни общества и в работе ученого, роль традиций и проблема рациональности и другие.
Фейерабенд принимал активное участие в дискуссиях по проблемам методологии науки, но занимал в них весьма экзотическую позицию, получившую наименование «критического анархизма». Одна из работ
П. Фейерабенда опубликована под красноречивым названием «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» (1975). Основные идеи работы сводятся к следующему: во-первых, несогласие с исходной точкой зрения методологии науки, согласно которой «существует особый научный метод, т. е. совокупность правил, управляющих деятельностью науки. Процедура, осуществляемая в соответствии с правилами, является научной, процедура, нарушающая эти правила, ненаучна» (Пол Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 127). Он утверждает, что ученый должен быть свободен в выборе методов исследования, направления исследования и оценок имеющегося интеллектуального достояния общества, начиная от мифов и кончая сенсационными предположениями паранауки. Во-вторых, Фейерабенд убежден, что изучение древних архаических верований и ритуалов, практики экзотических медицинских школ, способных диагностировать и вылечивать болезни, результаты археологии и антропологии дают основание утверждать, что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон. Больше того, мифы содержали «не только знания, которых нет в науке, хотя наука, как и всякий другой миф (курсив мой — Н. Б.) может обогащаться и изменяться благодаря им...». Он согласен с общепринятой оценкой науки, которой мы обязаны невероятными открытиями. «Научные идеи проясняют наш дух и улучшают нашу жизнь. В то же время наука вытесняет позитивные достижения более ранних эпох и вследствие этого лишает нашу жизнь многих возможностей» (Там же. С. 138). Фейерабенд — один из бескомпромиссных критиков логического позитивизма и кумулятивизма. В противовес неопозитивизму он разделял позицию экстернализма, т. е. доказывал зависимость науки от целого ряда внешних факторов, и прежде всего от методологического принуждения со стороны господствующих научных школ, а также от культурно-исторического контекста, традиций, ценностей разделяемых обществом, не говоря уже о политическом давлении на науку. Это влияние на науку может быть прямым и косвенным, поскольку независимо от ученого эти условия частично связаны с традицией, в рамках которой работает ученый, с предубеждениями и предрассудками, характерными для этой традиции, серьезное влияние на деятельность теоретика оказывают его метафизические убеждения. «Теория, выдвигаемая ученым, зависит не только от фактов, имеющихся в его распоряжении, но от традиции, представителем которой он является, от математического аппарата, которым он случайно владеет, от его вкусов, его эстетических взглядов, от мнений его друзей и других элементов, которые существуют не в фактах, а в мышлении теоретика и, следовательно, носят субъективный характер» (Там же. С. 51). В критике кумулятивистской модели развития науки Фейерабенд подвергает сомнению два важнейших принципа эмпиризма: во-первых, допущение о том, что законы и принципы новой теории «являются просто следствиями предположений первичной науки», дедуцируются
|
|
|
|
из нее. Во-вторых, значения исходных дескриптивных (описательных) терминов обеих теорий инвариантны. Оба этих утверждения допускают разные интерпретации: это либо описание реальной научной практики, либо предписание, соблюдение которого придает деятельности научный характер (Там же. С. 35). Фейерабенд подчеркивает, что данные установки восходят к раннему позитивизму, согласно которому «все дескриптивные термины научной теории могут быть в явном виде определены на основе терминов наблюдения», что обеспечивает неизменность их значения (Там же. С. 37). Реальная история науки убедительно показала, что «появление новой теории изменяет взгляд как на наблюдаемые, так и на ненаблюдаемые свойства мира и вносит соответствующие изменения в значения даже наиболее «фундаментальных» терминов используемого языка» (Там же. С. 30). Поэтому «мы должны провести четкую разграничительную линию между объективной наукой, с одной стороны, и "нашим личным знанием"— с другой» (Там же. С. 38). Отсюда вывод: ни теории, ни эмпирические факты не являются совместимыми. Наоборот, нет никакого блага в том, что в течение длительного времени сохраняется совместимость теорий. «Такую совместимость следует рассматривать как сигнал опасности, свидетельствующий о том, что новых идей нет и деятельность теоретиков прекратилась» (Там же. С. 55).
Фейерабенд подчеркивает, что свобода теоретизирования, которую нам предоставляют факты, имеет большое методологическое значение, поскольку многие проверки предполагают существование класса взаимно несовместимых и вместе с тем фактуально адекватных теорий, так что любая попытка редуцировать этот класс к одной теории приводит к резкому уменьшению эмпирического содержания оставшейся теории» (Там же. С. 55). Между теориями, сменяющими друг друга, невозможно установить логические отношения, и в первую очередь отношение логической выводимости. Больше того, Фейерабенд считает неразумным поиски условий совместимости, согласно которым новые гипотезы логически должны быть согласованы с ранее признанными теориями, поскольку при этом сохраняется более старая, но не лучшая теория.
Фейерабенд отрицает методологическую значимость деления языка науки на «язык наблюдений» и «теоретический язык», поскольку значения всех терминов теоретически зависимы, и выбор языка для описания наблюдений зависит от прагматического предпочтения: «Полученные результаты заставляют отказаться от разделения контекста открытия и контекста оправдания и устранить связанное с этим различие между терминами наблюдения и теоретическими терминами. В научной практике эти различия не играют никакой роли, а попытка закрепить их имела бы гибельные последствия» (Там же. С. 145).
|
|
Фейерабенд искал подходы к новому пониманию научной рациональности, идейной основой которой он считал методологический анархизм. «Если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно. Эта характерная черта науки
и требует анархистской эпистемологии. Осознание того, что наука не священна и что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон, только усиливает позиции анархизма» (Там же. С. 322). В его представлении история науки есть история конкуренции научных традиций. На самом деле предпочтение должно быть отдано не навязываемому научной группой тому или иному образцу методологии, который сковывает творческую свободу и самостоятельность ученого, не притязанию науки на особое место в культуре, а принципу: «пригодно все, что способствует успеху». Хотя методологические анархистские установки Фейерабенда подвергались серьезной и обоснованной критике, они в значительной мере получили продолжение в постмодернизме.