Понятие качества близко понятию сущности. Оно представляет собой такую же синтетическую категорию, характеризующую предмет в его Целостности и единстве формы и содержания. Понятие качества, как и других категорий философии, определяется с помощью категории свойства. Свойство - сторона предмета, обусловливающая его отличие или сходство с другими предметами и проявляющееся во взаимодействии с ними. Свойства могут быть существенными и несущественными. Существенные свойства определяют качество предмета. Их утрата означает и утрату предмета, сущность которого составляли эти свойства. Несущественные свойства могут приобретаться или исчезать, изменяя качественного состояния предмета. Любое свойство (температура, объем, энергия и т. п.) имеет как качественную, так и количественную определенность. А любой предмет есть совокупность всех свойств, благодаря которым он есть то, что он есть.
Качество _ внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, Необходимых и достаточных для отличения предмета в данном отношении. Качество - не простая совокупность свойств, но их система, Интегрированная в некоторую целостность и определяющая существование предмета как особой сущности, отличной от других. Многообразие отношений и связей предметов объясняет наличие противоположных свойств и качеств у одного и того же предмета. Легкое в одном отношении является тяжелым — в другом, белое в одной связи оказывается черным - в другой и т. д. Так, качественно или количественно отличаются друг от друга вода и пар? Если мы сравниваем агрегатное состояние вещества, то отличие воды и пара качественное. Если же Сравнение предполагает установление химического состава воды и пара, то их различие — количественное. Но у любой вещи одно качество в одном отношении и много качеств — в различных отношениях. Количество - степень выраженности, интенсивности некоторых свойств предмета Оно выявляется благодаря сравнению качественно однородных свойств или частей целого. Количественные отношения могут выявляться безотносительно к качеству. Больше того, количество как некоторое общее свойство разнородных предметов уравнивает и стирает качественные различия предметов. В этом смысле количество противоположно качеству. Но именно благодаря абстрагированию от качественных различий появляется возможность привлекать количественные методы исследования к изучению самых различных качественных образований. Например, измерение как частный случай сравнения, уточняющего количественные характеристики исследуемого объекта, позволяет более адекватно судить о качестве. В математике количественные отношения выражаются в понятиях числа, величины, функции, множества. Современная наука, используя точный математический аппарат, проникает в глубины микромира, исследует необъятные пространства Вселенной. Математика стала одним из эффективных средств исследования природы и общества.
|
|
|
|
Любой предмет есть некий синтез противоположностей количества и качества Его бытие предполагает сохранение присущих объекту существенных свойств. Многокачественность мироздания обеспечивается относительной стабильностью и обособленностью его элементов. Но мироздание в целом и всякий предмет в отдельности постоянно изменяются. Ничто не вечно. Все сущее когда-то возникло и когда-то погибнет. Мир изменяется и в то же время остается самим собой, относительно тождественен самому себе.
Мера. «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». Категория, которой можно определить советы, содержащиеся в данном древнеиндийском афоризме, называется мерой. Мера — это границы бытия предмета. Она определяется характером количественных и качественных изменений его свойств. Мера — это предел, при котором количественные изменения не разрушают качественной определенности вещи. Гегель писал: «Все вещи имеют свою меру, т. е. количественно определены, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем эта безразличность имеет свой предел, при переходе которого, при дальнейшем увеличении или уменьшении, вещи перестают быть тем, чем они были» (Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. Соч.вЗт. М., 1974. Т.1. С. 145). Так, различие перекиси водорода и воды — в количестве атомов кислорода в молекулах. В характеристике правовых, моральных, эстетических явлений понятие меры несет в себе элемент нормативности. Гегель пишет: «Именно через "большее" и "меньшее" нарушается мера легкомыслия и проявляется нечто совершенно иное — преступление, именно через "большее" и "меньшее" справедливолсть переходит в несправедливость, добродетель в порок» (Гегель Г. В. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 467). В праве, например, соблюдается соответствие между степенью общественной опасности деяния и мерой наказания. А вот пример эстетического понимания меры. Говорят, что одна и та же принадлежность одежды безнравственна за 10 лет до своего времени, вызывающа за 3 года до своего времени, смела за год до своего времени, красива, когда она в моде, безвкусна через год после своего времени, смешна через 20 лет, забавна через 30 лет, своеобразна через 50 лет, приятна через 70 лет, романтична через 100 лет, прекрасна через 150 лет после своего времени. Понятие меры раскрывает взаимосвязь количественных и качественных свойств. Наблюдаемые в природе переходы вещей от одного качественного состояния к другому раскрывают один из важных и широко распространенных механизмов эволюции мироздания. Понятие меры позволяет раскрывать тенденции эволюции, строить гипотезы относительно прошлого и будущего различных систем.