Качество, количество, мера

Понятие качества близко понятию сущности. Оно представляет собой такую же синтетическую категорию, характеризующую пред­мет в его Целостности и единстве формы и содержания. Понятие ка­чества, как и других категорий философии, определяется с помощью категории свойства. Свойство - сторона предмета, обусловливающая его отличие или сходство с другими предметами и проявляющееся во взаимодействии с ними. Свойства могут быть существенными и несу­щественными. Существенные свойства определяют качество предме­та. Их утрата означает и утрату предмета, сущность которого составля­ли эти свойства. Несущественные свойства могут приобретаться или исчезать, изменяя качественного состояния предмета. Любое свой­ство (температура, объем, энергия и т. п.) имеет как качественную, так и количественную определенность. А любой предмет есть совокуп­ность всех свойств, благодаря которым он есть то, что он есть.

Качество _ внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, Необходимых и достаточных для отличения предмета в дан­ном отношении. Качество - не простая совокупность свойств, но их система, Интегрированная в некоторую целостность и определяющая существование предмета как особой сущности, отличной от других. Многообразие отношений и связей предметов объясняет наличие противоположных свойств и качеств у одного и того же предмета. Лег­кое в одном отношении является тяжелым — в другом, белое в одной связи оказывается черным - в другой и т. д. Так, качественно или ко­личественно отличаются друг от друга вода и пар? Если мы сравниваем агрегатное состояние вещества, то отличие воды и пара качественное. Если же Сравнение предполагает установление химического соста­ва воды и пара, то их различие — количественное. Но у любой вещи одно качество в одном отношении и много качеств — в различных от­ношениях. Количество - степень выраженности, интенсивности не­которых свойств предмета Оно выявляется благодаря сравнению ка­чественно однородных свойств или частей целого. Количественные отношения могут выявляться безотносительно к качеству. Больше того, количество как некоторое общее свойство разнородных пред­метов уравнивает и стирает качественные различия предметов. В этом смысле количество противоположно качеству. Но именно благодаря абстрагированию от качественных различий появляется возможность привлекать количественные методы исследования к изучению самых различных качественных образований. Например, измерение как част­ный случай сравнения, уточняющего количественные характеристики исследуемого объекта, позволяет более адекватно судить о качестве. В математике количественные отношения выражаются в понятиях числа, величины, функции, множества. Современная наука, исполь­зуя точный математический аппарат, проникает в глубины микроми­ра, исследует необъятные пространства Вселенной. Математика стала одним из эффективных средств исследования природы и общества.

Любой предмет есть некий синтез противоположностей количества и качества Его бытие предполагает сохранение присущих объекту су­щественных свойств. Многокачественность мироздания обеспечива­ется относительной стабильностью и обособленностью его элементов. Но мироздание в целом и всякий предмет в отдельности постоянно изменяются. Ничто не вечно. Все сущее когда-то возникло и когда-то погибнет. Мир изменяется и в то же время остается самим собой, от­носительно тождественен самому себе.

Мера. «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слиш­ком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презре­ние, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». Категория, которой можно определить сове­ты, содержащиеся в данном древнеиндийском афоризме, называется мерой. Мера — это границы бытия предмета. Она определяется харак­тером количественных и качественных изменений его свойств. Мера — это предел, при котором количественные изменения не разрушают качественной определенности вещи. Гегель писал: «Все вещи имеют свою меру, т. е. количественно определены, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем эта безразлич­ность имеет свой предел, при переходе которого, при дальнейшем уве­личении или уменьшении, вещи перестают быть тем, чем они были» (Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. Соч.вЗт. М., 1974. Т.1. С. 145). Так, различие перекиси водорода и воды — в количестве атомов кислорода в молекулах. В характеристике правовых, моральных, эсте­тических явлений понятие меры несет в себе элемент нормативности. Гегель пишет: «Именно через "большее" и "меньшее" нарушается мера легкомыслия и проявляется нечто совершенно иное — преступление, именно через "большее" и "меньшее" справедливолсть переходит в не­справедливость, добродетель в порок» (Гегель Г. В. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 467). В праве, например, соблюдается соответствие между степенью общественной опасности деяния и мерой наказания. А вот пример эстетического понимания меры. Говорят, что одна и та же принадлежность одежды безнравственна за 10 лет до своего времени, вызывающа за 3 года до своего времени, смела за год до своего времени, красива, когда она в моде, безвкусна через год после своего времени, смешна через 20 лет, забавна через 30 лет, своеобразна через 50 лет, при­ятна через 70 лет, романтична через 100 лет, прекрасна через 150 лет после своего времени. Понятие меры раскрывает взаимосвязь коли­чественных и качественных свойств. Наблюдаемые в природе перехо­ды вещей от одного качественного состояния к другому раскрывают один из важных и широко распространенных механизмов эволюции мироздания. Понятие меры позволяет раскрывать тенденции эволю­ции, строить гипотезы относительно прошлого и будущего различных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: