Содержание и форма
Форма как идея вещи. Уже в античности понятия содержания и формы, их диалектика подвергались скрупулезному анализу. Для древних греков чувство гармонии, красоты, пропорциональности, совершенства ума и тела были чрезвычайно важны. Понятие формы в их языке было синонимом понятия идеи, благодаря которой косный материал природы приобретает прекрасные очертания. Мир идеального, мир птершенных форм парит как прекрасная мечта над будничной повседневностью, побуждая напрягать усилия, чтобы хотя бы немного приблизиться к этому идеалу. Так думал Платон и почти так же понимал форму Аристотель, для которого не существует идеи, т. е. формы, и отрыве от материи (как материала, определяющего возможность). Но если вДревней Греции проблема содержания и формы была in ктаплена, то в позднейшее тысячелетие эта проблема решалась многимимыслителями самых различных направлений. Как же понимании сегодня диалектика содержания и формы? В логике содержание понимания — совокупность его существенных признаков.
|
|
В философии содержание есть определенным образом упорядоченная совокупность частей, элементов, составляющих его основу и обусловливающих его существование, развитие и смену форм. Как видим, понятие содержании и логике и философии не исключают, но взаимно дополняют друг друга. Форма — внутренняя связь, характеризующая строение, структуру предмета, способ организации, взаимодействия элементов содержания между собой и внешними условиями. Уже в самих определения и понятия содержания и формы мы замечаем их сходство, поскольку структура, внутренняя упорядоченность — необходимый компонент и содержания, и формы. Поэтому отчленить содержание от формы возможно лишь в абстракции. Только при сопоставлении двух сходных содержаний можно отличить, выделить формальные моменты. Не только содержание «оформлено», но и форма содержательна. Поэтому одна и та же сторона, элемент могут быть одновременно и формой одного предмета, и содержанием другого.
Взаимосвязь формы и содержания выражается в том, что обе эти противоположные стороны предмета взаимно влияют друг на друга. В античности решающее значение в диалектике содержания и формы придавалось форме, благодаря которой вещь существует как некоторая данность, соответствующая своей идее (форме) или назначению (цели). В дальнейшем с развитием науки и возрастанием ее влияния на философию, уточнялось и представление о связи содержания и формы. Простой здравый смысл подсказывает нам, что форма может быть формой чего-то, т. е. определенного содержания, что без содержания форма пуста, т. е. просто невозможна. Поэтому вполне справедлива критика формализма. Попытка игры «чистыми формами» в искусстве, например, терпит неудачу именно потому, что содержание в произведении талантливого художника, считающего себя формалистом, все равно присутствует. То же происходит и в случае с бюрократизмом как разновидностью формализма в управлении государством. Бюрократ, подчиняющий свою деятельность чистым формальным процедурам, выстраивающий частокол препятствий здравому смыслу, фактически является представителем определенной государственной системы, для которой властные полномочия являются самоценными. Но так уж ли они самоценны? Думаю, что это вполне содержательная система государства, служащая интересам чиновничье-бюрократической верхушки. Частный случай формализма — позитивистское понимание права, согласно которому право есть высшее начало, не нуждающееся в экономическом, политическом, моральном или ином обосновании. Это формально-догматическое понимание права открывает простор для произвола законодателя. В результате в государстве утверждаются законы, являющиеся неправовыми. Но не будем спешить с выводами относительно диалектики содержания и формы. Ведь и без формы не существует вещи. Больше того, форма активно влияет на содержание, сообщает вещи те свойства, которых у нее может и не быть. Возьмем, к примеру, уголь, графит и алмаз. Их различие — только в структуре молекулы, т. е. в форме. Но никто из нас не будет отождествлять эти вещества друг с другом. «Тон делает музыку», говорит пословица. Фор ма активно влияет на содержание, либо совершенствуя содержание либо создавая препятствия для его реализации. Форма относительно самостоятельна от содержания. Это проявляется в том, что сущестну ет множество форм одного и того же содержания, а также в опережс нии либо отставании формы от содержания. Поэтому неразрывные формы и содержания позволяет говорить об их единстве, при которой в каждом конкретном случае приоритет может принадлежать либо форме, либо содержанию. Диалектика формы и содержания, при котором возникает их несоответствие или противоречие, является внутренним источником изменения и развития.
|
|
Понятие сущности. В современной философской литературе сущность определяется как внутреннее содержание предмета, представляющее собой устойчивое единство всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Под сущностью понимается совокупность глубинных связей, отношений, свойств и внутренних законов, обусловливающих основные черты и тенденции развития любой системы. Этимологически слово «сущность» происходит от «сущее», «существующее». И это не случайно. Существование нуждается в основе, имеет некоторое начало, источник, происходит из чего-то, что определяет главное в том, что существует. Потому-то существование обусловлено чтим главным, существенным, определяет его динамику и направленность изменений. Явление в русском языке употребляется в двух смыслах. Во-первых, под явлением понимается событие, совокупность процессов в природе и обществе. Оно означает «явленность» этих процессов нашему сознанию, восприятию прежде всего. Молния, радуга, г роза, снегопады, наводнения, землетрясения, извержения вулканов — все это и многое другое суть явления природы. Человек пытался понять, объяснить явления природы и обнаруживал определенное расхождение между тем, как он их воспринимал, и тем, каковы они «на самом доле». Явления природы характеризуют внешнее, изменчивое, то, что «на поверхности», что воспринимается человеком в первую очередь и о том, что в конечном счете обманывает его, уводит от сущности в мир Нижущегося, в мир «мнений», но не истин. Так возникает собственно философский смысл категории явления как противоположности сущности.
|
|
Сущность и существование. Платон определял сущность как идею, НР сводимую к телесно-чувственному бытию вещей. Подобно всякой шаг, сущность нематериальна, неизменна и вечна. Аристотель пони- мил под сущностью вечный принцип бытия вещей. Он был убежден, чью сущность вещи определяется формой, но не косной материей. Напомню, что в античной традиции понятия «форма» и «идея» имеют одинаковый смысл. Однако в отличие от Платона Аристотель не обособляет форму (идею) и материю, а утверждает их неразрывную связь. К нюху Средневековья осознается различие между сущностью и существованием. Сущность содержит в себе некую цель, предназначение,воспитание сущности выражается в дефиниции (определении), которая соответствует ее родовому основанию. Отмеченное в средневековой философии различие между сущностью и существованием имело далеко и пущие последствия. Это различие понимается как несоответствие сущности и явления, которое может быть случайным, единичным и уводить от понимания основополагающего принципа, т. е. замысла Творца, создавшего вещь с ее существенными свойствами. Таковы исходные предпосылки эссенциализма, т. е. представления о сущности как некоей окончательной реальности, познание которой означает обретение абсолютно истинного знания.
Видимость. Различие между внутренним содержанием вещи и ее чувственно-эмпирическим обликом в нашем сознании получило подтверждение в Новое время в открытиях волновой природы звука и корпускулярной природы света. Что это значит? Предположим, у нас возникло ощущение приятного запаха розы. Откуда возникло это ощущение? У розы есть запах или у нас есть ощущение запаха? Оказывается, у розы имеются эфирные масла, которые легко испаряются, воздействуют на наш орган обоняния, в результате чего и возникает ощущение приятного запаха. Спрашивается, имеется ли сходство нашего ощущения запаха розы с эфирным маслом? В определенном отношении такое сходство отсутствует, а в другом отношении оно, несомненно, есть. Ведь ощущение запаха — порождение не чего-либо, но эфирного масла. Ощущение приятного запаха порождено определенным химическим составом такого масла. Приятно оно только человеку, и притом сформированному в условиях определенной культуры. Аналогично и зрительное ощущение цвета розы. Ведь в природе нет цвета, а есть световые волны различной длины. Разница между нашим восприятием и реальными свойствами вещей позволила Локку выдвинуть идею первичных и вторичных качеств. Он полагал, что есть свойства, не отделимые от предмета, они даются нашему восприятию в том виде, как они существуют в природе. Это первичные качества (фигура, протяженность, непроницаемость, сцепление и взаиморасположение частиц, движение, покой, длительность и т. п.). Вторичными Локк называл цвет, запах, звук, вкус и др. Это качества, которые так же, как и первичные, вызываются силами, коренящимися во внешних объектах, но сходство наших ощущений с этими силами проблематично.
|
|
Гносеологическое значение идей Локка состояло прежде всего в том, что они подрывали представления о тождестве вещей и наших ощущений, указывали на различие сущности и явления, ориентируя познание на раскрытие глубинных, не известных науке, значимых для человека важных (существенных) свойств вещей и отношений. Кант развил и дополнил концепцию Локка. Он определял явление как форму опытного постижения бытия вещей. Признавая объективность вещи «самой по себе», он считал, что различие между сущностью вещи и нашими представлениями о ней непреодолимо. Он аргументировал этот тезис, во-первых, тем, что сущность вещи неисчерпаема в ее объективном существовании. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин также высказывал мысль о неисчерпаемости материи: «Электрон также неисчерпаем, как и атом». Вторая причина несоответствия сущности и нашего представления о ней (явления) со стоит в том, что наше познание возможно благодаря априорным понятиям, т. е. взятым из предшествующего опыта человечества. Поэтому, полагал Кант, наше знание о вещах в определенном смысле (именно по причине использования априорных форм познавательной деятельности, мышления человека) никогда не будет окончательным и исчерпывающим.
Явление и сущность диалектически взаимосвязаны как две противоположности. Их противоречие особенно наглядно обнаруживает себя, когда явление искажает сущность и предметы предстают перед нами в одеянии вводящих в заблуждение призраков. Мираж в пустыне - яркое, но единственное тому подтверждение. Безмятежная гладь озера скрывает от нас омут, способный погубить даже опытного пловца. Такого рода противоречия носят название видимости или «кажимости». Видимость обусловлена объективными особенностями реальных отношений и свойств бытия. Она может объясняться также особенностями нашего восприятия. Исследования ошибок восприятия в современной психологии и установление их причин показывает значимость субъективного фактора в познавательном процессе. Поэтому так необходимо различение кажущегося и реального. Но и во всех других случаях явление выглядит иначе, чем сущность, т. е. глубинный процесс, вызвавший данное явление. Так, болезнь заявляет о себе в форме симптомов. Но даже опытный врач не всегда увидит за некоторыми симптомами именно ту болезнь, проявлением которой они являются.
Диалектика сущности и явления. Приведенные примеры видимости отнюдь не свидетельствуют о том, что явление и сущность не связаны друг с другом. «Кажимость» (видимость) не только не уводит нас от познания сущности, но и позволяет увидеть за ее обманчивым обличьем глубинные сущностные стороны, свойства вещи. В марксистской философии категории сущности и явления рассматриваются как универсальные характеристики материального мира, а процесс познания — как ступени восхождения от явления к сущности, от сущности первого — к сущности второго, третьего и так далее порядка. Маркс и Энгельс были далеки от того, чтобы полагать, подобно Гегелю, что процесс познания сущности когда-либо в будущем достигнет своего завершения. Обоснование своего диалектико-материалистического мировоззрения они связывали с достижениями науки, каждое новое, составляющее эпоху, открытие которой придает философии новый вид.
Явление — способ обнаружения сущности. Оно возникает, как правило, при взаимодействии предметов, когда сущность прорывается, обнаруживает себя. Каков предмет, таков и характер названных связей и взаимодействий. Так, хищник остается хищником, сколько бы ни пытались сделать из него вегетарианца. Однако его поведение меняется в зависимости от того, в какой среде и с какой потенциальной жертвой своего аппетита он сталкивается. Вот почему явление так или иначе проявляет, высвечивает суцщость предмета, т. е. внутреннее и важное его свойство.
Важнейшая задача познания - получение знания, отвечающего критерию истинности. Такое знание есть проникновение в сущность исследуемого предмета. Познание сущности предполагает раскрытие глубинных связей, отношений, законов, которые определяют основные черты и тенденции развития. И поскольку сущность природы неисчерпаема, бесконечным является и процесс ее познания. Понятие сущности имеет значение регулятивного принципа, направляющего человеческое Познание к достижению полного, исчерпывающего знания. Понятие явления имеет методологическое значение, указывая на тот способ, каким можно осуществлять познание сущности. Не случайно научный Эксперимент, в котором исследуемый объект ставится в необычные для него условия, позволяет зафиксировать принципиально новые явления, и тем самым открывать неизвестные ранее законы его формирования и функционирования.