При рассмотрении категорий причины и следствия мы неоднократно обращались к понятиям случайности и необходимости, возможности и действительности. Понятия случайности и необходимости были предметом внимания философов начиная с глубокой древности. Их трактовки изменялись, некоторые философы исключали наличие случайности в природе, другие - абсолютизировали ее. В синергетике, например, понятию случайности и ее роли в самоорганизации сверхсложных систем отводится значительное, даже определяющее место. Категории случайности и необходимости имеют большое методологические значение в целом ряде научных направлений: в биологии и медицине, в правоведении и истории и т. д. Фактор случайности в практической деятельности людей не менее значим, чем необходимость. Но еще более важно понимать их диалектику, их противоречивое единство.
Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определяется ее внутренними законами, структурой, порядком. Необходимость близка к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает. Например, неисправные тормоза с необходимостью приведут к аварии автомобиля, к столкновению pro либо с близлежащими предметами, либо с движущимися другими автомобилями, либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно может произойти авария, кто окажется жертвой - вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться кто и что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними обстоятельствами. Необходимость — то, что может произойти, то, что возможно.
Необходимость - явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость. Так, необходимостью является притяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходимость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Например, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопряжены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае различать необходимость и случайность?
Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздействии на нее других вещей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэтому она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обязательно возможно. Противоположность необходимости и случайности — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи, определяемый внешними причинами. Важно иметь в виду, что понятия внутреннего и внешнего - соотносительные. То, что является внутренним в одном отношении, внешнее в другом отношении.
Например, движение планет по орбитам Солнечной системы обусловлено внутренними отношениями, связывающими эти планеты в единое целое и определяющими форму орбит, по которым они вращаются. По отношению к Солнечной системе другие космические объекты составляют внешнюю среду. Но Солнечная система - элемент галактики, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и потому эти самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.
Необходимость и случайность - противоположности, но они едины. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходимость, причину, закон - значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (например, устанавливая автора произведения искусства, либо воспроизводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне которого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единичное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.
На первый взгляд случайность противоречит причинности. Объяснение этого противоречия может быть двояким: либо случайное явление не имеет причины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действительности любое, в том числе и случайное явление, причинно обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-веках господствовало представление, что случайности в природе нет — Английский философ Т. Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, которые уже существуют.
Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть» (Гоббс Т. О теле // Избр. произв. в 2 т. Т. 1. С. 158-159). Того же мнения придерживается и Гольбах: «Ничто в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов, либо приписывать некоторые следствия случайности значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются, либо разъединяются» (Гольбах. Здравый смысл // Избранные антирелигиозные произведения в 2 т. Т. I.e. 35). Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает как необходимость. Такова точка зрения механистического материализма.
Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Из отрицания случайности следует, что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм: все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являются неотъемлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле говорит, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еще только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным- давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда» (Франс А. Собр. соч. Т. 5. С. 76—77).
Фаталистическое представление оценивает как неизбежное любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, а у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала в США и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в будущем, и нам ничего не остается, как покорно ожидать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале 19 века в диалектике Гегеля, а затем и Маркса была показана связь случайности и необходимости. Энгельс подчеркивал: случайность — форма проявления необходимости, необходимость пробивает себе дорогу сквозь толщу случайностей.
Хаос и организация. Римский император и философ Марк Аврелий Антонин писал в своем дневнике «Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX веке случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Правда, имела место и абсолютизация случайности, связанная с отрицанием необходимости. Так, Л. Витгенштейн утверждал: «Не существует необходимости, по которой одно должно произойти потому, что произошло другое. Имеется только логическая необходимость... Вне логики все случайно» (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 90, 94).
Однако современная наука наглядно продемонстрировала и ошибочность высказывания Витгенштейна, и ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX века случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы имеют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследование поведения сложных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в момент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему.
Например, после того как система вышла из состояния бифуркации, ее развитие по-прежнему определяется теми же случайными воздействиями, которые она испытывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации центральное место начинает занимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом понимается нагромождение случайностей как альтернатива «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуации, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструктивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.
Возможность и действительность
В категориях возможности и действительности отражена изменчивость, динамика бытия, тенденции его изменений. Возможность выражает объективные тенденции развития, она возникает на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изменяющейся вещи. Все ли возможно? «Для нас ничего невозможного нет» — внушали нам в период построения социализма и коммунизма. Однако следует иметь в виду, что невозможность имеет такие же объективные предпосылки, как и возможность. Невозможность — понятие, противоречащее возможности. Понятие невозможности имеет двоякий смысл. Во-первых, невозможно то, что несовместимо с природой предмета. Невозможно, например, вырастить огурец из семени кедра.
Другой смысл понятия невозможности связан с отношениями категорий возможности и необходимости. Необходимость и возможность — звенья одной цепи: необходимость развивающегося предмета обусловливает возможность другого его состояния. Но поскольку в развитии предмета существуют, как правило, много альтернативных возможностей, постольку выбор одной из них не является необходимым. Реализация одной возможности делает невозможной реализацию остальных. Кто из нас не испытывал сожаления о принятом решении, о необдуманных поступках, которые повлекли непоправимые последствия. Зачастую невозможность существует в форме упущенной возможности. Возможность в таком случае предстает как то, что не невозможно, и одновременно то, что не необходимо. Понятие действительности используется в двух смыслах.
Во-первых, действительность это наличное бытие, это мир, в котором мы живем, это наше сознание как образ мира. Понятие действительности относится также к бытию отдельного предмета, это настоящий момент, характеризующий состояние объекта. Во-вторых, действительность определяется как реализованная возможность. В этом смысле понятие действительности является соотносительным с категорией возможности. Это противоположности, взаимно переходящие друг в друга. Возможность потенциальна, действительность актуальна. Возможность — понятие абстрактное и бедное в содержательном отношении. Действительность — понятие конкретное и богатое по содержанию, поскольку в свой объем оно включает множество свойств, индивидуально-неповторимых черт.
Каждый предмет существует в определенной среде, создающей предпосылки для образования множества связей. Поэтому существует множество возможностей, которые могут быть существенными или несущественными, случайными либб необходимыми. Решающая роль в реализации возможности принадлежит внутренним и необходимым связям, но условия ее реализации, хотя и имеют случайный характер, также оказывают большое, а иногда решающее влияние на ход развития. Поэтому и действительность также представляет собой единство необходимого и случайного.
Виды возможностей. Различают реальную и формальную, абстрактную и конкретную возможности. Реальная возможность означает наличие условий, при которых возможность может стать действительностью. Формальная возможность — результат случайных факторов развития. Например, формально каждый гражданин Российской Федерации может стать депутатом Государственной думы, миллиардером, иметь несколько детей и т. п. Очевидно, однако, что для большинства граждан такая возможность может и не стать действительностью.
Различие абстрактной и конкретной возможности — это различие сущности и существования, а также идеального образа предмета и его объективных, не зависящих от нашего сознания особенностей. В нашей философской литературе зачастую отождествляются конкретная и реальная возможность, с одной стороны, и формальная и абстрактная — с другой. В этом случае реальная возможность определяется наличием условий ее реализации, а формальная или абстрактная возможность — отсутствием в данный момент условий для превращения возможности в действительность.
Для сложных систем существует, как правило, несколько альтернативных путей развития. В одной и той же среде могут возникать разные структуры, процесс развития может осуществляться многовариантно, в силу чего возможны неожиданные повороты в развитии. Поэтому прогнозы — экстраполяции от наличного - могут быть ненадежными либо просто ошибочными. И тем не менее в данной среде возможен не любой вид эволюции, а лишь определенный спектр путей. Количественное соотношение между альтернативными возможностями может быть выражено математически как степень вероятности наступления некоторого возможного события. Человек в своей деятельности учитывает реальные возможности и создает условия для их превращения в действительность.