Наука, безусловно, автономный и весьма специфический мир. Научная деятельность подчас напоминает «игру в бисер» в обособленной от мира Касталии, о которой пишет Герман Гессе. Правда, такое обособление чревато серьезными негативными последствиями и для науки, и для общества. Связь науки и общества по-разному осмысляется в концепциях интернализма и экстернализма. Важнейшим аспектом данной проблемы является проблема демаркации научного и ненаучного (обыденного, философского, художественного и т. д.) знания. Поиски такой демаркации имеют Давнюю историю. Вопрос о месте и роли науки в культуре современной цивилизации предполагает принять одну из установок. Сторонником интерналистской концепции был, в частности, А. Койре, который придавал главное значение в развитии науки внутринаучным факторам. Он утверждал, что теоретический мир полностью автономен, отделен пропастью от реального мира. История науки — это история идей, понятий, теорий, обусловленная внутренней логикой их развития. Тем не менее Койре не отрицал влияние на науку внешних факторов, но оценивал их как некоторые «мутации». Исключение составляет философия, поскольку научная мысль никогда не была отделена от философской; великие научные революции всегда определялись изменением философских позиций. Койре вполне обоснованно утверждал, что научная мысль развивалась не в вакууме, это развитие всегда происходило в русле определенных идей, фундаментальных принципов, наделенных аксиоматической очевидностью, которые, как правило, считались принадлежащими собственно философии. Отвечая на вопрос, является ли положительным либо отрицательным влияние философии на развитие научной мысли, Койре утверждал, что «наличие некоей философской обстановки или среды является необходимым условием существования самой науки (курсив мой. — Н. Б.) — либо обладает очень глубоким смыслом, ибо приводит нас вновь к проблеме прогресса — или декаданса — философской мысли как таковой» {А. Койре. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 14).
Экстернализм исходит из признания ведущей роли внешних науке факторов, в первую очередь, социально-экономических. Эту концепцию выдвигали советские ученые, в частности, Б. М. Гессен, выступавший с докладом о социально-экономических корнях механики И. Ньютона на Международном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне в 1931 году (в 1936 году Гессен был расстрелян). Его доклад был положительно оценен представителями западной философии. В частности, английский ученый Дж. Бернал подчеркивал, что выступления Гессена оказали на Историческую науку глубокое влияние. Результатом было возникновение целой школы, которая обосновала важность социальной истории науки.
Дихотомия «интернализм—экстернализм» предполагает поиск некоторой «золотой середины», при которой учитывается специфичность науки и ее социокультурная обусловленность. Анализируя реальный процесс влияния социокультурных факторов на структуру познавательного отношения, Б. И. Пружинин обращается к характеристике мотиваций научно-познавательной деятельности. Автор подчеркивает, что разделение науки на фундаментальную и прикладную приводит к формированию двух гносеологически различных и автономных типов науки, имеющих различную гносеологическую направленность и особенности мотивации. Автор отмечает: «Традиционная цель фундаментальной науки — знание о мире как он есть сам по себе, т. е. объективная картина мира. Конечная цель прикладной науки - предписание для производства, т. е. точный и технологически эффективный рецепт. Поиски истинного знания являются для фундаментального исследования ценностью самодовлеющей; для прикладного же исследования истина является ценностью инструментальной, а самодовлеющей ценностью является как раз технологическая эффективность знания» (Познавательное отношение в классической и неклассической эпистемологии // Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лекторского. М., 2002. С. 559).
Различие мотиваций деятельности ученого в прикладной науке и науке фундаментальной имеет своим следствием различие возможностей влияния на науку социокультурных, политических и иных факторов вненаучного характера. Фундаментальная наука стремится к постижению нового, для нее познание предстает как самоценный процесс, обеспечивающий преемственность в развитии знания, она есть наука в подлинном (и традиционном) смысле слова. Что же касается прикладной науки, то ее существование обеспечивается фундаментальной наукой, она не способна производить новое знание. Зависимость прикладной науки от экономики, государственного или частного финансирования, трансформация прикладного знания в технологические рецепты «применительно к данному случаю» (ad hoc), появление такого феномена, как ведомственная наука приводят к тому, что прикладная наука не обеспечивает преемственность знания, приобретает черты фрагментарности и создает предпосылки разрывов в научных коммуникациях. Таким образом, абсолютизация идеи обусловленности науки социально-экономическими и иными прагматическими целями объективно приводит к недооценке роли фундаментальной науки. Искажается образ фундаментальной науки как носительницы высших социальных и культурных ценностей. Утверждая ориентацию на самодостаточное, самоценное познание, фундаментальная наука, выступает как хранительница познавательного отношения идеала «чистой науки». Ценность познания как такового объективно утверждает приоритет духовных ценностей и духовных потребностей. Фундаментальная наука стимулирует познавательный интерес и формирует личность ученого, ориентированного на бескорыстное служение науке.
Тем самым фундаментальная наука опосредует идущие из экономики и политики влияния и превращает их в факторы развертывания познавательного отношения как такового. Она создает общезначимые формы представления о мире и на этой основе — возможности социального общения, социальной коммуникации. Разделение науки на прикладную и фундаментальную позволяет предположить, что интер- нализм опирается на образ науки как фундаментальной, экстернализм не делает различий между фундаментальной и прикладной науками, абсолютизируя инструментальную функцию науки.
2. Наука в условиях глобализации
Современный мир неоднороден в культурном, экономическом, социально-политическом отношениях. На земном шаре сосуществуют и взаимодействуют различные цивилизации и культуры. Среди многообразия цивилизаций выделяются европейская и традиционные, неевропейские цивилизации. Традиционные цивилизации имеют ряд особенностей, среди которых важнейшими являются деспотическая форма организации власти, опирающаяся на малоквалифицированную, но весьма обширную бюрократию; тяжелое налоговое бремя; бесправие подданных; преобладание коллективных, общинных структур, уравнительность всех на уровне бедности; невыделенность личности и приниженность индивида; неразвитость права; экстенсивная форма развития хозяйства; специфические формы трансляции социального опыта; резкая дифференциация населения с весьма малочисленной элитой и остальным населением, находящемся в состоянии крайней нищеты. И европейская, и неевропейская цивилизации внутренне неоднородны, имеют разные модели социального и политического развития, но тем не менее европейская цивилизация в целом имеет ряд особенностей, выделяющих ее из всех остальных типов и форм цивилизационного развития. Она возникла примерно в XV—XVII веках на основе античной и христианской традиции, синтез которых обусловил формирование образа жизни и менталитета техногенной цивилизации и культуры, ускоренное развитие техники и технологии, коренное изменение социальных связей и отношений между людьми. Эта цивилизация основана на становлении правового государства, выдвижении в центр общественной жизни личности как высшей ценности с ее инициативой, динамизмом и самостоятельностью. В ней ярко выражена тенденция к преодолению отчуждения человека от им же порождаемых социальных и политических структур. В культуре европейской цивилизации доминирует научная рациональность как особая самодовлеющая ценность. Приоритет науки утверждается открытием законом, в соответствии с которыми человек активно и целесообразно изменяет природу. В науке формируются требования новизны и результативности, постоянного приращения знания, свободы и самостоятельности познающего субъекта.
Именно техногенная цивилизация создала предпосылки научно- технической революции с ее достижениями, проблемами и противоречиями. В процессе колониальных войн и освоения огромных территорий мира, а также интенсификации культурных и экономических связей между народами происходил процесс диффузии, распространения ценностей техногенной цивилизации практически во все страны мира, порождая целый ряд последствий как положительного, так и отрицательного характера.
Современный мир существует в русле двух альтернативных тенденций: глобализации, единения человечества, с одной стороны, и обособления, изоляции различных цивилизаций - с другой. Глобализация есть процесс универсализации единых для всей планеты Земля социальных структур, характеризующих сущностные особенности цивилизации и культуры. В политике глобализация проявляется в доминировании наднациональных учреждений (ООН, НАТО, «Большая восьмерка»); в экономике - распространением транснациональных корпораций и наднациональных органов (Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. д.), в духовной сфере глобализация сопровождается распространением массовой культуры и формированием однородного образа жизни, в научно-технической сфере — распространением современных технологии и техники. Модернизация экономики, политики, производства осуществляется п развивающихся странах по преимуществу в форме вестернизации, г. е. внедрения в национальные культуры, политику и экономику приемов и методов организации политической, хозяйственной и культурной жизни, сложившихся в европейской цивилизации. В первую очередь это демократические институты с ценностями гражданского общества, разделения властей, выборной системы, регламентированной конституцией. В производстве — внедрение новых прогрессивных технологий, экспансия крупных корпораций, которые обеспечивают улучшение жизни и труда работников. М. Л. Полищук рассматривает процесс глобализации как следствие индустриализма, сообщающего миру новый импульс развития (Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк. 2006.
806—807). Развитие глобальной экономики унифицирует жизнь (быт народов, существенно изменяя характер участия национальных государств в экономической жизни общества. Единое информационно пространство, единые мировые деньги, гибкая и быстродейству- нцая банковская система, массовое переселение народов, широкое медрение современных технологий в производство развивающихся ран на фоне низкого уровня образования населения — таков далеко не полный перечень симптомов глобализации.
Противоположная тенденция определяется как движение к распну мира, который обусловлен, во-первых, пределами роста, несущиими угрозу необратимой деградации и гибели живой природы, что будет смены парадигмы развития современной технической цивилизации; во-вторых, опасные тенденции морального вырождения, требующего смены социокультурной парадигмы, формирующей нравственный и поведенческий код современного человечества; в-третьих, углубляющаяся социальная поляризация и раскол человеческого рода на приспособленную культурную расу («золотой миллиард») и неприспособленную часть, к которой принадлежит все остальное население планеты. Наряду с позитивными переменами, которые несет глобализация, имеют место порожденные ею проблемы и угрозы: растет уровень отсталости развивающихся стран, международный рынок вынужден подчиняться «правилам игры», диктуемыми многонациональными компаниями развитых постиндустриальных стран, культурная экспансия сопровождается насильственной вестернизацией общества и т. д. Двойственная природа изменений в развитии цивилизаций получает свое отражение в наличии «волн» или стадий глобализации как неравномерного и нелинейного всемирно-исторического процесса.
Для науки глобализация несет также серьезные проблемы, обусловленные ее неравномерным развитием в странах западной и традиционных цивилизаций. Для традиционных цивилизаций характерно накопление рецептур деятельности, т. е. преимущественное развитие технологии. Вплоть до XVII века некоторые традиционные цивилизации превосходили европейскую. Как известно, порох, разборный шрифт, механические часы появились в Европе из Китая. Широко известны и другие достижения в области технологии: в декоративноприкладном искусстве — перегородчатые эмали, техника скани, филиграни, шелк и т. д.; в обработке металла — рецептура дамасской или Златоустовской стали и т. п. Поэтому и сегодня в странах традиционных цивилизаций осваиваются преимущественно технологии, т. е. результаты прикладных наук, в ущерб фундаментальным. Последние концентрируются в основном на Западе, что делает эти страны монополистами в использовании наиболее перспективных открытий науки. Например, М. Моритани, известный японский исследователь научно- технического прогресса в Японии, отмечал, что Япония вплоть до середины 80-х годов XX века следовала в фарватере развитых капиталистических стран, широко пользуясь результатами фундаментальных исследований, но не финансируя собственную фундаментальную науку (М. Моритани. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986).
Наука — неотъемлемая часть культуры, и ее особенности отражаются на содержании и характере развития науки и образования. Нормальное бытие культуры осуществляется в диалоге, во взаимовлиянии и взаимообогащении. В современных условиях межкультурные связи осуществляются на разных уровнях: межэтнические взаимодействия между локальными этносами, проживающими на одной или соседней территориях; межнациональные взаимодействия, осуществляемые в рамках политики государств, взаимодействия, приобретающие форму давления одной культуры на другую. Если для современной
западной цивилизации характерно деление культуры на элитарную и массовую, то в традиционных цивилизациях отсутствует резкая дифференциация элитарной и массовой культуры. Это является одной из причин широкого проникновения влияния массовой как наиболее доступной западной культуры в духовную культуру традиционных обществ. В современных условиях темпы и последствия модернизации претерпели существенные изменения под влиянием качественно новых компьютерных технологий, порождением которых явились технологии информационные, распространяющие свое влияние на общественное и индивидуальное сознание. Распространение информационных технологий обусловило перераспределение интересов интеллектуальной элиты, обладающей своим специфическим мировоззрением, системой ценностей и стилем поведения. Обособление во всех странах групп людей, работающих в сфере информационных технологий, привело к их концентрации в наиболее развитых странах, что обусловило углубление технологического и культурного разрыва между развитыми и развивающимися странами.
Интенсификация культурного взаимодействия ускоряет получение его результатов, что зачастую сопряжено с эмоциональными стрессами и резким отторжением всего западного влияния - науки, образа жизни и т. п. Культурная экспансия может осуществляться в самых агрессивных формах. Попытки отторжения влияния западной культуры зачастую приводят к отказу от наиболее ценных ее достижений. В результате наибольшее распространение приобретает массовая культура, которая ведет традиционную культуру к деградации и упадку. Одно из проявлений этого процесса фрагментарное и поверхностное освоение научных достижений. Особенно наглядно трудности и противоречия «прививки» западной науки, рационалистической культуры и технологии проявляются в системе образования.