ГЛАВА 12 НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
2. Ъашяр Г. Новый рационализм. М., 1987.
3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
4. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.
5. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
7. Кравец А. С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1988.
8. Кугель С. А. Введение в социологию науки. СПб., 1992.
9. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.
10. Ильин В. В, Критерии научности знания. М., 1989.
11. Кравец А. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 2003.
12. Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.
13. Мамчур Е. А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии. 2003. № 12.
14. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.
15. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.
16. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8.
|
|
1. Культурные универсалии в контексте науки.
2. Идеалы и образы классической рациональности, их достоинство и историческая ограниченность.
3. Научные коммуникации, современные требования к оформлению научных трудов.
4. Наука как ценность и ценность научной рациональности.
5. Благо и истина как классические и неклассические нормы научной деятельности.
В структуре общества социальные институты играют значительную роль. Содержание понятия социального института включает ряд существенных признаков. Это организованная относительно обособленная система сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфере социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удовлетворяющим основные потребности общества. Социальные институты организуются и управляются устойчивым комплексом формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок. Это ролевая система, предполагающая дифференциацию людей в соответствии с их статусом и нормами. Главное в социальных институтах - наличие норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений как базовых элементов общества в целом.
Необходимым условием производства знания является объединение людей, причастных к исследовательскому поиску, обладающих познавательными способностями и потребностями в приращении знания. Поэтому развитие философии, искусства, религии, науки, т. е. любых форм познания, осуществляется в рамках некоторых сообществ. Научные сообщества представляют собой объединение ученых, работающих в одной научной дисциплине, приверженных общим ценностям, принципам и основаниям исследования. Такой тип научных сообществ возникает сравнительно поздно, когда наука уже сформировалась как особая профессиональная сфера деятельности. На самых ранних ступенях формирования научного знания возникают научные школы, являющиеся легальной и санкционированной обществом формой кооперации научной деятельности и осуществляющие трансляцию знаний последующим поколениям способом интенсивного научного общения единомышленников.
|
|
Первые известные школы возникли в Античности. Это были своеобразные школы философов, осуществлявших обучение и воспитание молодежи (школы сократиков, перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, пифагорейский союз и т. д.). Свое наименование школы получали либо в соответствии с именем ее основателя (сократики, платоники, эпикурейцы), либо по месту их пребывания (Милетская школа, элеаты и т. д.), либо по другим признакам (академия, ликей, стоики). Иногда в таких школах учились десятилетиями. Научные школы сохраняются и сегодня — в условиях, когда наука приобрела статус института. Такого рода школы зачастую носят имя выдающегося ученого (школа Сеченова, школа Узнадзе), иногда - имя города (Ленинградская школа, Новосибирская школа, Оксфордская школа и т. д.). Основное назначе-
ние школы — сохранение традиции, передача знаний, т. е. подготовка специалистов, призванных сохранять и умножать научные достижение своей школы. Но всякая школа известна теми достижениями, инновациями, которые она внесла в науку. Особенности научной школы в значительной степени определяются научным авторитетом их создателя. Он выдвигает идею, которую разделяют все представители его школы, формулирует программу деятельности школы, методы ее решения. В свою очередь, создание собственной научной школы является крупным достижением ученого, обусловливающем признание его заслуг обществом и государством. История и облик каждой школы индивидуальны и неповторимы. Между членами школы сохраняются тесные неформальные связи, которые ценятся выше статусных и формальных отношений. И это не случайно: членов научной школы объединяют не только научная идея и программа ее реализации, но и общие духовные ценности, стиль научного мышления, эмоциональная «захваченность» научной идеей, понимание ее общесоциальной значимости. Научная школа формирует не только исследователя, но и личность. Социальнопсихологическая атмосфера, взаимное влияние членов научной школы друг на друга, интенсивный обмен научной и иной информацией, семейные связи — все это оказывает огромное влияние на личность ученого. Неслучайно М. Полани указывает на творческую значимость личностного знания, которое формируется, в частности, и в процессе воспитательного воздействия научной школы.
Различают следующие виды научных школ; а) школа как центр образования; б) школа как исследовательский коллектив; в) школа как научное направление. Как правило, научные школы выполняют все названные функции. Кроме того, различают классические школы (античность) и современные научные школы. Для классических школ свойственно объединение множества интересов: философско- мировоззренческих, научно-познавательных, политических, нравственных, эстетических. Современную научную школу может представлять как исследовательский коллектив, так и различные представители данной школы, работающие в самых разнообразных научных учреждениях. Научные школы так или иначе включены и взаимодействуют с другими научными структурами и организациями.
Конец XII века ознаменовался возникновением университетов: Болонского, Парижского, Оксфордского, Кембриджского, Неаполь- ского, Палермского. В университетах осуществляется и научная деятельность, и подготовка кадров науки — образование и воспитание молодежи. В конце XVI — первой половине XVII веков возникают вольные сообщества, клубы, академии, ставящие в центр своей деятельности исследовательские интересы. В XVII веке в связи с оформлением науки как особого вида профессиональной деятельности возникают соответствующие формы ее организации. Это университеты, существовавшие еще в эпоху Средневековья и сохранившие свое влияние и статус в качестве учебных и научных учреждений. Возни
|
|
кают академии: Лондонское королевское общество (1662); Парижская академия наук (1666); Берлинская академия наук (1700); Петербургская академия наук (1724). В этот период наука получает возможность широкого внедрения эмпирических исследований: создаются государственные обсерватории в 1672 г. (Париж), в 1675 г. (Гринвич). Снаряжаются экспедиции, открываются новые неизвестные ранее континенты, исследуется их необычная фауна и флора, накапливается огромный материал наблюдений. Наряду с формальными организационными структурами существовали неформальные объединения ученых. Развитие и трансформации научных сообществ в значительной мере определялись уровнем развития науки и способами осуществления научной коммуникации. Так, образование «Республики ученых» в XVII веке обязано своим возникновением формированию особого способа коммуникации. Это была переписка на латыни, в эпоху Возрождения ставший языком межнационального общения. Переписка гуманистов эпохи Возрождения трансформировалась в переписку между учеными — естествоиспытателями, которые сообщали о своих достижениях, сомнениях, результатах экспериментов, гипотезах, их объяснении и т. д. Это были неформальные контакты ученых разных стран в отличие от формальных научных сообществ, существовавших на базе университетов и академий. Переписка стала способом закрепления научных знаний наряду с фолиантом — книгой, излагавшей целую систему взглядов ученого.
|
|
В конце XVIII века в связи со становлением дисциплинарно организованной науки возникают соответствующие объединения ученых, связанных интересом к некоторой определенной отрасли знания. Возникают специализированные высшие учебные заведения: Парижское (1747) и Петербургское (1773) горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж, 1761) Горная академия (Фрейберг, 1765), Парижская политехническая школа. Способом коммуникации становятся научные журналы, а языком общения - национальный язык. Например, журнал «Химические анналы» объединяет общество немецких химиков. В 1790 году возникает ассоциация ученых «Французская консерватория (хранилище технических наук и ремесел)», в 1822 году - «Собрание немецких естествоиспытателей», в 1831 году — Британская ассоциация содействия прогрессу. В XIX веке образование начинает строиться на основе специализации в области науки. Открываются специализированные центры подготовки специалистов по аналогии, например, с Политехнической школой в Париже, что свидетельствует о разделении науки на фундаментальную и прикладную.