Научные сообщества и их исторические типы

ГЛАВА 12 НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Темы докладов и рефератов

Литература

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

2. Ъашяр Г. Новый рационализм. М., 1987.

3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

4. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

5. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

7. Кравец А. С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1988.

8. Кугель С. А. Введение в социологию науки. СПб., 1992.

9. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

10. Ильин В. В, Критерии научности знания. М., 1989.

11. Кравец А. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 2003.

12. Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

13. Мамчур Е. А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии. 2003. № 12.

14. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.

15. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.

16. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рацио­нальность // Вопросы философии. 2003. № 8.

1. Культурные универсалии в контексте науки.

2. Идеалы и образы классической рациональности, их достоинство и историче­ская ограниченность.

3. Научные коммуникации, современные требования к оформлению научных трудов.

4. Наука как ценность и ценность научной рациональности.

5. Благо и истина как классические и неклассические нормы научной деятель­ности.

В структуре общества социальные институты играют значительную роль. Содержание понятия социального института включает ряд суще­ственных признаков. Это организованная относительно обособленная система сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфе­ре социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удовлетворяющим основные потребности общества. Социальные институты организуются и управляются устойчивым комплексом формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок. Это ролевая система, предполагающая дифференциацию людей в соответствии с их статусом и нормами. Главное в социальных институтах - наличие норм и механизмов, регулирующих определен­ную сферу общественных отношений как базовых элементов общества в целом.

Необходимым условием производства знания является объедине­ние людей, причастных к исследовательскому поиску, обладающих познавательными способностями и потребностями в приращении знания. Поэтому развитие философии, искусства, религии, науки, т. е. любых форм познания, осуществляется в рамках некоторых со­обществ. Научные сообщества представляют собой объединение уче­ных, работающих в одной научной дисциплине, приверженных об­щим ценностям, принципам и основаниям исследования. Такой тип научных сообществ возникает сравнительно поздно, когда наука уже сформировалась как особая профессиональная сфера деятельности. На самых ранних ступенях формирования научного знания возникают научные школы, являющиеся легальной и санкционированной обще­ством формой кооперации научной деятельности и осуществляющие трансляцию знаний последующим поколениям способом интенсив­ного научного общения единомышленников.

Первые известные школы возникли в Античности. Это были своеоб­разные школы философов, осуществлявших обучение и воспитание молодежи (школы сократиков, перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, пифагорейский союз и т. д.). Свое наименование школы получали либо в соответствии с именем ее основателя (сократики, платоники, эпикурейцы), либо по месту их пребывания (Милетская школа, элеаты и т. д.), либо по другим признакам (академия, ликей, стоики). Иногда в таких школах учились десятилетиями. Научные школы сохраняются и сегодня — в условиях, когда наука приобрела статус института. Тако­го рода школы зачастую носят имя выдающегося ученого (школа Се­ченова, школа Узнадзе), иногда - имя города (Ленинградская школа, Новосибирская школа, Оксфордская школа и т. д.). Основное назначе-

ние школы — сохранение традиции, передача знаний, т. е. подготовка специалистов, призванных сохранять и умножать научные достижение своей школы. Но всякая школа известна теми достижениями, иннова­циями, которые она внесла в науку. Особенности научной школы в зна­чительной степени определяются научным авторитетом их создателя. Он выдвигает идею, которую разделяют все представители его школы, формулирует программу деятельности школы, методы ее решения. В свою очередь, создание собственной научной школы является круп­ным достижением ученого, обусловливающем признание его заслуг обществом и государством. История и облик каждой школы индиви­дуальны и неповторимы. Между членами школы сохраняются тесные неформальные связи, которые ценятся выше статусных и формальных отношений. И это не случайно: членов научной школы объединяют не только научная идея и программа ее реализации, но и общие духовные ценности, стиль научного мышления, эмоциональная «захваченность» научной идеей, понимание ее общесоциальной значимости. Научная школа формирует не только исследователя, но и личность. Социально­психологическая атмосфера, взаимное влияние членов научной шко­лы друг на друга, интенсивный обмен научной и иной информацией, семейные связи — все это оказывает огромное влияние на личность ученого. Неслучайно М. Полани указывает на творческую значимость личностного знания, которое формируется, в частности, и в процессе воспитательного воздействия научной школы.

Различают следующие виды научных школ; а) школа как центр образования; б) школа как исследовательский коллектив; в) школа как научное направление. Как правило, научные школы выполняют все названные функции. Кроме того, различают классические шко­лы (античность) и современные научные школы. Для классических школ свойственно объединение множества интересов: философско- мировоззренческих, научно-познавательных, политических, нрав­ственных, эстетических. Современную научную школу может представлять как исследовательский коллектив, так и различные пред­ставители данной школы, работающие в самых разнообразных науч­ных учреждениях. Научные школы так или иначе включены и взаимо­действуют с другими научными структурами и организациями.

Конец XII века ознаменовался возникновением университетов: Болонского, Парижского, Оксфордского, Кембриджского, Неаполь- ского, Палермского. В университетах осуществляется и научная дея­тельность, и подготовка кадров науки — образование и воспитание молодежи. В конце XVI — первой половине XVII веков возникают вольные сообщества, клубы, академии, ставящие в центр своей дея­тельности исследовательские интересы. В XVII веке в связи с оформ­лением науки как особого вида профессиональной деятельности воз­никают соответствующие формы ее организации. Это университеты, существовавшие еще в эпоху Средневековья и сохранившие свое влияние и статус в качестве учебных и научных учреждений. Возни­

кают академии: Лондонское королевское общество (1662); Парижская академия наук (1666); Берлинская академия наук (1700); Петербург­ская академия наук (1724). В этот период наука получает возмож­ность широкого внедрения эмпирических исследований: создаются государственные обсерватории в 1672 г. (Париж), в 1675 г. (Гринвич). Снаряжаются экспедиции, открываются новые неизвестные ранее континенты, исследуется их необычная фауна и флора, накапливается огромный материал наблюдений. Наряду с формальными организаци­онными структурами существовали неформальные объединения уче­ных. Развитие и трансформации научных сообществ в значительной мере определялись уровнем развития науки и способами осуществле­ния научной коммуникации. Так, образование «Республики ученых» в XVII веке обязано своим возникновением формированию особого способа коммуникации. Это была переписка на латыни, в эпоху Воз­рождения ставший языком межнационального общения. Переписка гуманистов эпохи Возрождения трансформировалась в переписку между учеными — естествоиспытателями, которые сообщали о своих достижениях, сомнениях, результатах экспериментов, гипотезах, их объяснении и т. д. Это были неформальные контакты ученых разных стран в отличие от формальных научных сообществ, существовавших на базе университетов и академий. Переписка стала способом закре­пления научных знаний наряду с фолиантом — книгой, излагавшей целую систему взглядов ученого.

В конце XVIII века в связи со становлением дисциплинарно орга­низованной науки возникают соответствующие объединения ученых, связанных интересом к некоторой определенной отрасли знания. Воз­никают специализированные высшие учебные заведения: Парижское (1747) и Петербургское (1773) горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж, 1761) Горная академия (Фрейберг, 1765), Па­рижская политехническая школа. Способом коммуникации становят­ся научные журналы, а языком общения - национальный язык. На­пример, журнал «Химические анналы» объединяет общество немецких химиков. В 1790 году возникает ассоциация ученых «Французская кон­серватория (хранилище технических наук и ремесел)», в 1822 году - «Собрание немецких естествоиспытателей», в 1831 году — Британская ассоциация содействия прогрессу. В XIX веке образование начинает строиться на основе специализации в области науки. Открываются специализированные центры подготовки специалистов по аналогии, например, с Политехнической школой в Париже, что свидетельствует о разделении науки на фундаментальную и прикладную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: