Названные формы организации научного творчества, образования и воспитания свидетельствуют о становлении институализации науки. Она сопровождалась закреплением социальных норм, правил научной деятельности, разделением труда, стратификацией работни
ков научного труда, определением их статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Научные институты интегрируют и координируют множество индивидуальных действий людей и упорядочивают социальные отношения в науке как одной из наиболее важных сфер общественной жизни. В. В. Ильин перечисляет ряд важнейших особенностей научной деятельности, получивших отражение в регламентах, канонах, принципах, нормах. Универсальность научной деятельности, которая осуществляется в качестве общекультурной кооперации труда ученых; уникальность результатов, которые’ не имеют адекватного стоимостного выражения, персонифицирован- ность, научного творчества, дисциплинированность, которая регулирует науку как социальный институт (гражданский этос) и как иссле- дование (кодифицированные методологические и уставные нормы); демократизм, предполагающий гарантии свободы мысли и защиту критики (Ильин В. В. Философия. В 2 т. Т. 1. Ростов-на-Дону, 2006. С. 451). Наука удовлетворяет потребность в производстве знания, необходимого для решения жизненно важных проблем и потребностей общества и личности. Любая деятельность сегодня имеет свое научное обеспечение и обоснование (оправдание). Как социальный институт наука предполагает образование групп и организаций (местных, государственных, региональных, национальных и международных ассоциаций). В качестве ценностей научных институтов являются объективные исследования и открытая публикация полученных данных. Внутри научных институтов имеется разделение труда и возможные роли: ученый, исследователь, техник, администратор. Нормы, которыми руководствуются члены научных институтов: применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные. Кроме того, наука занимается воспроизводством субъектов научной деятельности, т. е. подготовкой специалистов. Она нуждается в интенсивной коммуникации, обмене научной информацией, без которой никакой научный прогресс невозможен.
Процесс институализации науки осуществляется параллельно с сохранением неформальных научных сообществ. Так, наряду с университетами и академиями существовала «Республика ученых», которая, безусловно, объединяла ученых, лично знакомых, уважаемых, пользующихся заслуженным авторитетом, их связывали личные симпатии. В современных условиях, когда процесс институализации науки завершен, возникает особый вид неформального научного сообщества - «невидимые колледжи», основывающиеся на неформальной коммуникации ученых. Связи между учеными образуются независимо от их официального статуса (Тимофеев-Ресовский, например, не имел ни публикаций, ни степеней и званий, но был признанным лидером науки); они объединены приверженностью общей парадигме, стилем научного мышления, научными и социальными ценностями. Деятельность членов «невидимого колледжа» носит индивидуальный харак
тер, они могут быть разделены географически (Вавилов Н. И., Лекторский В. А.). Включение ученого в «невидимый колледж» также имеет неформальный характер и определяется его творческим потенциалом, моральными установками, профессионализмом и чисто личностными качествами. Проще говоря, «невидимый колледж» объединяет элиту научного сообщества всего мира. Их коммуникация осуществляется не только в личной переписке, но на встречах на конгрессах, симпозиумах, конференциях. Сегодня переписка осуществляется по Интернету. А одним из критериев оценки личности ученого и его профессионализма является «индекс цитирования». Последний вошел в научный обиход в связи с информационным кризисом, трудностями поиска необходимой информации. Индекс цитирования помогает найти работы тех ученых, которые наиболее востребованы.