ГЛАВА 13
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
2. Ильин В. В. Философия. Ростов-на-Дону, 2006. Т. I.
3. Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1981.
1. Особенности науки как социального института.
2. Научная школа как форма научной традиции./'
3. Наука и политика. Свобода и ответственность ученого: идеалы и реальность.
4. Наука в современном обществе: потребности и границы государственноправового регулирования.
Понятие знания является определяющим в характеристике структуры научного знания. Однако среди множества определений данного понятия нет единства. В учебнике «Философия» под редакцией проф.
В. Д. Губина и проф. Т. Ю. Сидориной (М., 2004. С. 405) знание определяется как адекватное и обоснованное убеждение В «Современном философском словаре» (составитель и редактор — Кемеров В. Е. М., 2001. С. 241) под знанием понимается информация об окружающем мире и самом человеке. При этом понятие информации в данном словаре не определяется в силу неоднозначности данного термина. Этимологически в терминах обыденного языка от лат. information — разъяснение, изложение, осведомление. Положив в основу понимания информации философские категории отношения и разнообразия, ученые определяют информацию как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних. Информация определяется количественно как мера разнообразия и качественно как свойство упорядоченности, системности, структурной организации, что обусловливает ее особенность как управляющей системы.
В Новой философской энциклопедии (М., 2001. Т. 2. С. 51—52) знание определяется как «форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая система деятельности и общения, результат обозначения t структурирования и осмысления объекта в процессе познания». Знание рассматривается как творческое, динамическое измерение сознания... Оно есть не только преобразование опыта в сознании путем структуризации, обозначения его элементов, не только фиксация опыта в социальной памяти, оно является способом трансформации знаковых систем, сознания, деятельности и общения, придания им новой формы, т. е. нового смысла и значения. Знание возникает как осмысление человеком контекстов своего опыта. «В таком случае всякий тип знания выступает как смысл, вносимый в специфическую реальность (производственную практику, социальную регуляцию, ритуальный культ, языковый текст) (Там же. С. 52).
И. Т. Касавин заключает свое определение знания: «В отличие от задачи когнитивных наук, философский анализ знания связан прежде всего с пониманием его не как информации о внешней и независимой реальности, но, напротив, как элемента мира человека, говорящем о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность, создавая тем самым предпосылки ее практической трансформации». (Там же. С. 52).
Различаются два важнейших класса знания: знание, содержащее информацию о действительности, и знание о том, как, какими методами и средствами эту информацию получить. Информация о действительности в науке существует либо в виде фактов науки, либо в качестве теоретического знания. Соответственно выделяются эмпирический и теоретический уровни знания. Каждому уровню соответствуют ме
тоды получения эмпирического и теоретического знания. В структуру научного знания включаются многообразные научные дисциплины, которые классифицируются по разным основаниям. Особое место в структуре научного знания принадлежит основанию науки.
Понятие оснований науки может быть определено двояким образом: во-первых, основание означает почву, условие, фундамент науки. Во-вторых, логическое основание науки означает наличие предпосылок, аргументов, обосновывающих истинность полученного знания. Названные смыслы, будучи нетождественными, совместимы: то, что составляет фундамент науки,, может выступать как обоснование и оправдание ее положений. Структура оснований науки: это в первую очередь предпосылочные знания, полученные в процессе практической деятельности, обыденного познания и других форм постижения реальности. В процессе развития познания и, главное, в результате накопления научного знания складывается научная картина мира, которая служит важнейшим основанием дальнейшего развития наличного знания. Второй элемент структуры оснований науки - философия, функция которой — рефлексия науки, позволяющая осмыслить опыт развития науки и осуществить отбор и обоснование онтологических и методологических оснований науки. В качестве одного из важнейших оснований науки является культура, которая формирует идеалы и нормы исследования, определяя критерии надежности, истинности результатов познания, оценку и отбор достижений науки.
Предпосылочное знание. Проблема предпосылочного знания была поставлена уже в Античности Платоном и Аристотелем, определена Лейбницем в его законе достаточного основания, а также И. Кантом в его «Критике чистого разума». Важнейшую предпосылку познания Кант усматривает в априорных формах мышления, т. е. в понятиях, благодаря которым обеспечивается связь чувственного и рационального моментов познания и которые человек получает в готовом виде. Собственно предшествующее знание, носителями которого являются логические формы, осваиваемые вместе с освоением языка и несут в себе тот массив знания, которое является предпосылочным.
Понятие предпосылочного знания чрезвычайно широко по своему объему. В широком смысле предпосылочное знание включает в свой состав весь массив знаний — научных и ненаучных, осознаваемых и неосознаваемых, эксплицируемых и неэксплицируемых. Соответственно классификация элементов, входящих в состав предпосылочного знания, может осуществляться по разным основаниям. Само понятие пред посылок, т. е. того, что имеется в наличии, предшествует и обусловливает появление возникающего знания, отсылает нас к историческому рассмотрению структуры предпосылочного знания. Глубинное основание предпосылок собственно научного знания — донаучное знание, сложившееся на протяжении всей истории существо
вания человечества. Донаучное знание репрезентируется в языке межличностного общения и включает в себя не только обыденное знание, но и мировоззренческие, аксиологические, религиозные, эстетические, нравственные представления и установки, определяющие духовный мир человека. Это знание представлено духовной и материальной культурой, формирующей личность человека, познающего мир. Подчеркну, что богатство познавательных способностей человека определяется не узкоспециальными интересами (хотя это и необходимо), но творческим потенциалом личности высочайшей культурной организации. Мысль Паустовского, что все великие ученые были в известной степени поэтами, на мой взгляд, не является метафорой или гиперболой, это лишь подчеркивает общую особенность творчества как такового. С возникновением науки научная картина мира выступает в качестве собственного основания дальнейшего углубления и развития знания. При этом роль иных форм духовной культуры и познавательной деятельности по форме как бы отодвигается на периферию познания, наука даже стремится обособиться от него как от чего-то внешнего и противоречащего самой природе науки. Фактически обыденное знание, различные формы ненаучного знания, миф, религия, философия, искусство, т. е. все, что составляет содержание духовной культуры, — продолжают оставаться неустранимыми и необходимыми основаниями науки.
Говоря о предпосылочном знании, необходимо учитывать его носителя, личность ученого, который руководствуется не только понятийным аппаратом науки, но и концептами здравого смысла, не только логико-понятийным аппаратом, но и интуицией, воображением, поэтическими образами, неосознаваемыми установками, ценностными ориентациями. В самом общем смысле предпосылочное знание включает в себя осознаваемые и неосознаваемые формы духовной деятельности, эксплицируемые и неэксплицируемые, вербализованные и невербализованные представления, интенции, ориентации, т. е. все то, что составляет массив личностного знания, значимость которого в познавательном процессе трудно переоценить.
Рассматривая познавательные способности человека, Кант в «Критике чистого разума» выделяет чувственность, рассудок и разум. Если чувственность и рассудок ориентируются на достижимые познавательные задачи, на исследование тех проблем, которые даны нам в опыте, то разум постоянно устремляется за пределы опыта, пытается распространять знания, полученные из опыта на бесконечный мир. Кант утверждает, что человек так устроен, что он постоянно стремится выйти за пределы опытного знания, выражает суждения, претендующие на всеобщность, которые опыт не может ни подтвердить, ни опровергнуть, и запутывается в неразрешимых противоречиях. Однако разум, по Канту, имеет свое оправдание в том, что он формулирует регулятивные принципы познания. Сегодня идея Канта получила дальнейшее развитие: в структуру предпосылочного знания включается не только
гносеологические предпосылки, но и идеалы, нормы, ценностй, мировоззренческие и философско-методологические представления. Названные представления прямо или косвенно оказывают свое влияние на выработку оснований научного познания.
Таким образом, содержание предпосылочного знания включает не только научную картину мира, но и совокупность философских принципов и категорий, идеалов и норм научного познания, стилей мышления, общенаучных методологических регулятивов, представлений обыденного сознания. Центральное место в системе названных предпосылок принадлежит научной картине мира.






