Дмитрий Донской 5 страница

Постоянно помня, что Деникин «не справился с территорией», главнокомандующий и приглашённый им на пост главы правительства А.В. Кривошеин считали, что большевиков можно свергнуть не «походом на Москву», не «завоеванием России», а «созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа».

Укажите год, когда происходили события, упомянутые в источнике? Назовите фамилию генерала, имя которого пропущено в тексте. Какую главную задачу ставят перед собой деятели белого движения в описываемый период?

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

1) 1920 г.:

2) П.Н. Врангель:

3) главная задача: добиться поддержки крестьянства.

C1 № 2694. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

<...> Тебе напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко мне. я уже со всей истиной ответил: теперь же напомню немногое из многого. Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»: так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым. и со всеми своими родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог даст власть тому, кому захочет.... Вы не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел... А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди... А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство: на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого у дельного князя. Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?

Назовите автора данного послания. Укажите фамилию адресата. Укажите период (с точностью до двух десятилетий), когда было написано данное послание.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

1) автор - Иван IV Грозный:

2) адресат - Андрей Курбский:

3) период - 1560-1570-е гг.

C1 № 3208. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения <...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте. Укажите годы его руководства.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период - перестройка;

2) фамилия Генерального секретаря - М.С. Горбачёв;

3) годы его руководства - 1985-1991.

C1 № 3248. Из воспоминаний государственного деятеля

«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу. <...> В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. <...> Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России. <...>

Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.

<...>То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них - убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне <...> стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли. <...> После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».

О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

событие:

- Февральская революция (свержение монархии);

- год - 1917;

органы власти:

- Временное правительство (Временный комитет Государственной Думы);

- Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов).

Поиск исторической информацииC2 № 35. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие направления:

1) введение эффективных методов хозяйствования;

2) повышение реальных доходов трудящихся;

3) увеличение производства потребительских товаров;

4) расширение жилищного строительства;

5) реформы образования и здравоохранения.

Могут быть указаны другие направления.

C2 № 74. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин участия России в этой войне.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины:

— защита Россией братской Сербии

— защита Россией своих интересов на Балканах

— стремление России к установлению контроля над черноморскими проливами

— исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией

— желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти

C2 № 113. Каким образом автор проекта предлагает преодолеть «крамолу»? Укажите, какие государственные органы предлагает создать М. Т. Лорис-Меликов и каковы были бы их функции. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что:

— автор проекта считает, что для преодоления «крамолы» необходимо и полезно призвать общество к разработке нужных мероприятий, то есть сотрудничество власти и общества

— М. Т. Лорис-Меликов предлагает создать временные подготовительные комиссии для разработки законопроектов

— далее предлагается создать выборный орган при царе из представителей земств и городов (общая комиссия)

— как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности

C2 № 173. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что выбор династии Романовых был обусловлен:

— Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, политические группы, что давало возможность достичь примирения интересов

— Романовы — знатный боярский род, связанный родственными узами с династией Рюриковичей

— Романовы пользовались немалой популярностью, в том числе и в среде казачества

C2 № 212. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие черты, особенности:

— форсированный характер индустриализации

— большая роль энтузиазма, социалистического соревнования

— партийный контроль над индустриализацией

— изначально низкий уровень технической оснащённости строек, большая роль ручного труда

— высокий уровень производственного травматизма, вызванный пренебрежением к технике безопасности на ударных стройках

— использование принудительного труда (труд заключённых ГУЛАГа)

— индустриализация происходила за счёт перекачки средств и рабочей силы из деревни

C2 № 251. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)

Показать текст

Пояснение.

- речь идет о призвании варягов на Русь; - причины призвания варягов на Русь заключались в том что "род встал на род"; 0 начались распри и усобийцы; - искали князя, который правил и судил по праву.

C2 № 290. Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.

Показать текст

Пояснение.

В исторической науке есть две точки зрения:

1) норманнская теория образования Древнерусского государства (созданная немецкими учёными в XVIII в.); сторонники норманнской теории приписывали создание Древнерусского государства варягам;

2) государство на Руси возникло как результат естественного процесса развития древнерусского общества, варяги были призваны на княжение, когда у славян существовали основы государственности.(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

C2 № 329. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие недостатки:

— хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям;

— отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли;

— антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, толкали их на насильственные действия против частных собственников;

— несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине;

— находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам предприимчивых крестьян создать крупное хозяйство путём покупки земли;

— в условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать своим сообщинникам, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств

C2 № 368. На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие задачи Тарутинского марш-манёвра:

— сохранить армию;

— защитить стратегически важные регионы страны (прикрыть Калугу, где были сосредоточены военные запасы, и Тулу с оружейными заводами);

— обеспечить пополнение и снабжение русской армии (расположиться лагерем в Тарутино)

C2 № 407. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие задачи царствования:

— сохранение самодержавия;

— пересмотр политики предыдущего царствования, корректировка проведённых Александром II реформ;

— восстановление сословного начала, покровительство дворянству;

— русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин;

— борьба с революционным движением и либералами.

C2 № 446. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие положения:

— ликвидация Кабинета министров;

— учреждение Императорского совета;

— восстановление роли Сената;

— восстановление коллегий, Главного магистрата;

— в центре внимания — армия и флот;

— восстановление количественного состава русской армии.

C2 № 485. Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:

— отсутствие частной собственности на средства производства;

— плановый характер хозяйства;

— командные (бюрократические) методы руководства экономикой;

— отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

— бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;

— государственный контроль за ценообразованием;

— государственная монополия на внешнюю торговлю.

Могут быть названы другие характерные черты.

C2 № 524. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие реформы:

— реформа Сената;

— секуляризация церковных владений;

— ликвидация гетманства на Украине;

— губернская реформа;

— городская реформа;

— расширение дворянских привилегий;

— финансовая реформа;

— введение свободы предпринимательства.

C2 № 563. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины Февральской революции:

— нерешённость аграрного вопроса;

— нерешённость рабочего вопроса;

— нерешённость национального вопроса;

— противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;

— поражения и потери в ходе Первой мировой войны;

— усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;

— непопулярность правительства;

— падение авторитета царской власти в результате «распутинщины»

C2 № 602. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов; причины их призвания на Русь заключались в том, что:

— «встал род на род»;

— начались распри и усобицы;

— это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву

C2 № 641. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие причины победы:

— беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров;

— активная помощь фронту со стороны гражданского населения;

— переброска свежих дивизий с Дальнего Востока;

— сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения;

— действия Г.К. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления;

— суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере своё техническое преимущество (создававшая при этом проблемы и для обороняющихся);

— поступление в Красную Армию первой техники по ленд-лизу

C2 № 680. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»

Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций.

Показать текст

Пояснение.

Университетская профессура с тревогой наблюдала за событиями в стране. Их беспокоила ситуация безвластия, опасность установления власти толпы, прекращения занятий, грязь в аудиториях.

C2 № 719. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.

Показать текст

Пояснение.

– Приглашал на службу чиновников-иностранцев;

– отправлял молодых бояр за границу;

– приглашал студентов из Англии и Франции;

– способствовал росту международного авторитета России.

C2 № 758. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? (Укажите не менее четырех).

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие преобразования:

– возвращение конституции Царству Польскому;

– амнистия политических ссыльных;

– освобождение крепостных крестьян;

– дать право свободной покупки земли;

– облегчение цензуры.

Могут быть приведены другие формулировки ответа.

C2 № 953. На основе текста и знаний по истории приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие меры:

— учреждение законодательной Государственной думы;

— предоставление населению основных гражданских прав и свобод;

— сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;

— смягчение цензуры;

— отмена выкупных платежей;

— право создавать политические партии.

C2 № 992. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите не менее четырех причин поражения России.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины поражения России в войне:

— экономическая отсталость России;

— отсутствие парового флота;

— недостаточность снарядов;

— неразвитая инфраструктура не позволяла своевременно доставлять снаряды к месту сражений.

C2 № 1031. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие обещания:

1) назначение вместо Плещеева и Тихоновича достойных людей;

2) отмена усиленного налога на соль;

3) уход Морозова с поста государственного советника, если это будет угодно народу.

Обещания могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

C2 № 1070. Используя текст, укажите не менее трёх политических проблем, отмеченных выступающим.

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

1) потеря доверия к власти;

2) провал попыток политических реформ;

3) частая смена министров правительства, личные и политические

качества министров;

4) неэффективность управления;

5) подозрения в государственной измене царя и царицы.

C2 № 1110. В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны обвинения:

1) вмешательство во все государственные дела;

2) причинение экономического ущерба государству;

3) хищение и вывоз за границу государственных средств.

C2 № 1149. Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие принципы:

1) дарование гражданских свобод;

2) создание высшего органа народного представительства;

3) наделение Думы законодательными полномочиями.

Принципы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

C2 № 1189. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

Показать текст

Пояснение.

1. Могут быть названы такие явления, как:

— отток населения из Киевской Руси;

— запустение городов Киевской Руси;

— колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.

2. Могут быть названы причины этих явлений:

— потеря Киевом своей исторической роли вследствие перемещения основных торговых путей;

— падение роли «пути из варяг в греки»;

— постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за «киевский стол»;

— набеги кочевников, ослаблявшие Киевскую землю.

C2 № 1232. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее двух объяснений автором такого отношения.

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) Приведена следующая оценка:

— автор с одобрением относится к внутренней и внешней политике императора Александра III.

2) Приведены объяснения:

— мероприятия императора по решению крестьянского вопроса;

— повышение благосостояния народа;

— любовь императора к явлениям русской, народной культуры;

— строительство железных дорог;

— отказ от разрешения международных споров военным путем;

— рост международного авторитета России.

C2 № 1439. «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.

...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...

И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...

Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»

Какие новые формы объединения горожан вводил данный указ? Укажите не менее двух форм. Чем поощрялась служба в органе городского управления?

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие формы объединения горожан:

— Горожане делились по профессиональному признаку на цеха и гильдии.

Служба в органе городского управления поощрялась возможностью получить дворянское звание.

C2 № 1478. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: