Коллективизация в А. Ходзь

Одним из драматических периодов в истории адыгского народа, как и всех народов бывшего Советского Союза, был период коллективизации — претворение в практику идей на­учного коммунизма. Под лозунгом того, что интересы трудо­вого крестьянства требовали социалистического укрепле­ния, началось насильственное создание кооперативов, раз­личных форм.

На примере а. Ходзь мы постараемся проследить за дра­матической историей этого периода. «Аул Ходзь, с количе­ством в 500 с лишним хозяйств, до Октябрьской революции не имел никаких кооперативов. Теперь в этом ауле организовано Общество потребителей и 10 дек. 1926 г. состоялось первое организационное собрание. Обществом установлен размер пая в сумме 10 рублей. Завербовано ко дню собрания 192 пайщика. Избрана специальная комиссия по коопериро­ванию, рассрочке бедняцкой части населения в уплате пае­вых взносов. Общество уже приступило к своим операциям. Обслуживается оно хозяйственно Лабинским отделением Крайсоюза. Несмотря на наличие в а. Ходзь отделения Адыгчеркпромторга, которое пока снабжает население этого аула промтоварами, все же организация общества Потреби­телей в этом ауле прошла с успехом, что говорит о росте культурного развития и сознательности населения Адыгейс­кой области»1.

В декабре 1922 г. 1-й съезд Советов Адыгеи уделил большое внимание организации и работе комитетов кресть­янской взаимопомощи (ККОВ), которые также являлись од­ной из форм кооперации и сыграли большую роль в органи­зации взаимопомощи среди крестьянства. ККОВы стали возникать повсеместно. 11 марта 1923 г. проходил 1-й съезд ККОВов Фарского округа. Съезд разъяснил делегатам необ­ходимость дальнейшей организации ККОВов там, где их нет, избрал окружной комитет. После съезда возникли но­вые ККОВы в а. Ходзь и других хуторах2. О том, какую роль играли ККОВы в хозяйственной жизни аула, свидетельству­ют следующие факты: «ККОВ а. Ходзь Натырбовского рай­она своим трактором запахал школе 10 десятин земли, а по­лученные им 60 м3 леса распределил между беднейшими»3.

«Наш ККОВ имеет мощное хозяйство: трактор, триер, 4 молотилки, сеялку, кожзавод, пекарню, мясную лавку и 39 дес. посева. Обладая таким богатством (?!), ККОВ много­сторонне обслуживает потребности населения. В прошлом году он распределил семссуды 720 пудов, осенью бесплатно запахал беднякам 6 дес. и на льготных условиях 20 дес., а весной около 100 дес. Закупил лес для бедняков. Коопери­ровал 25 бедняков, снабжал бедняков кормом для скота, ку­пил корову одной беднячке. Сейчас помощь бедноте сокра­тилась, так как большие расходы ККОВ сделал на ремонт сельскохозяйственных машин и кожзавод»4.

Состоявшийся в дек. 1927 г. съезд ВКП(б) сохраняет до сих пор название съезда коллективизации, хотя такая трактовка его решений соответствует скорее последующей прак­тике, а не их подлинному содержанию. В действительности же на съезде речь шла о развитии всех форм кооперации, о том, что перспективная задача постепенного перехода к кол­лективной обработке земли будет осуществляться на основе новой техники, а не наоброт. И сроков, тем более единствен­ных форм и способов кооперирования, не устанавливалось. Точно так же решение съезда о политике наступления на ку­лачество имело в виду последовательное ограничение эксп­луататорских возможностей, их активное вытеснение эконо­мическими методами. В полной мере это тоже можно ска­зать о налоговой политике, которую проводило Советское государство в период НЭП: сохранился документ, подтверж­дающий гибкий подход государства в этой области. «Под­писка. 1925 г. января 13 дня Мы, нижеподписавшиеся гр. а. Ходзь сим удостоверяем, что водяная дертяная мельница, принадлежавшая гр. а. Ходзь Хананову Хаджумару, по слу­чаю сильных морозов не имеет никакой производительности с 6 дек. 1924 г. и по настоящее время.

В том подписываемся: Каспот Беданоков, а по неграмот­ности по доверию, а равно и за себя расписались Т. Курмалиев, Терчуков Айса. Действительность сей подписки свиде­тельствуется 13 янв. 1925 г. Председатель совета — Тук. Секретарь Шаж.

Печать: Сельсовет Натырбовского района АЧАО»5.

Кризис хлебозаготовок в 1927 г. возник как результат рыночных колебаний. Сокращение государственных загото­вок хлеба создавало угрозу планам промышленного строи­тельства. Сталинская группа не проявила мудрости и гуман­ности по отношению к крестьянству, да и не могла проявить. Появились директивы с указанием поднять на ноги партий­ные организации, указав им, что дело заготовок является де­лом всей партии, что в практической работе в деревне отны­не делается ударение на задачи борьбы с кулаком. На Север­ном Кавказе были организованы тройки для усиления хлебозаготовок: им было предоставлено право ареста. В сле­дующей хлебозаготовительной кампании 1929 г. чрезвычай­ные меры стали применяться еще жестче. Под давлением не­посильных заданий местные организации становились на путь повальных обысков и арестов. Таким образом, транс­формация политики всемерного развития кооперации во всех ее формах в «курс на коллективизацию» начался в этот период. Уже в это время наблюдаются факты бюрократическо­го планирования сверху: «разверстки заданий», «ударных кам­паний», нереальных обещаний снабжения техникой и т. п.

В 1929 г. провозглашается лозунг «сплошной коллекти­визации» крестьянских хозяйств целых округов. Руководи­тели Северного Кавказа стали брать «обязательства» по проведению коллективизации за год — полтора. Разъясни­тельная работа подменялась грубым нажимом и демагоги­ческими обещаниями. Раскулачивать стали не только кула­ков, но и середняков — тех, кто еше не хотел вступать в кол­хозы. Число раскулаченных достигало 15%, число «лишенцев» (лишенных избирательных прав) — 20%. Гру­бейшие извращения допускались при обобществлении средств производства. ТОЗы в административном порядке переводились на устав артелей. В артелях добивались мак­симального обобществления — включая единственную коро­ву, мелкий скот и птицу»6. Никакие объективные условия не могут оправдать того насилия над крестьянством, которое было совершено в тот период. Адыгейская областная парт­конференция в 1926 г. поставила вопрос о кооперативном строительстве. Делегаты, как записано в документах, едино­гласно приветствовали план коллективизации. Для укрепле­ния кооперативов конференции считала необходимым: обра­зовать по 1-му сельскохозяйственному товариществу с кре­дитными функциями в каждом районе. Она отметила такое нездоровое явление в кооперативном строительстве, как преобладание зажиточных крестьян в некоторых артелях (?!). В источниках, написанных в период, когда мы жили в «развитом социализме», многие факты преподносились та­ким образом: «Сплошная коллективизация и политика лик­видация кулачества как класса вызвали обострение классо­вой борьбы в адыгейском ауле. В период организации колхо­зов кулаки и другие антисоветские элементы применяли разнообразную тактику борьбы против социалистических преобразований, пытаясь вступать в колхозы обманным пу­тем, а кое-где создавали собственные колхозы. Так в а. Ходзь был создан колхоз, состоящий исключительно из представителей кулацких хозяйств. Этот колхоз имел 2 мельницы, несколько паровых машин и трактор. Кулаки не принимали новых членов в колхоз»7 По рассказам старожи­лов, в ауле было немало таких, которые в страдную пору любили посидеть в холодке, сторонились всякой работы и зача­стую сдавали в аренду свои наделы «ныкъохь». Может ре­зонно, что таких лодырей трудяги не хотели принимать в колхоз. Вот маленькая иллюстрация отношения к труду и хозяйству некоторых аульчан: «Гъатхэр — гъэтхей хъуат, ходзыл1 горэм былым икодт. Яригъэшхын и1эжьтэкъым бжъышъхьэ к1апэм и1эбурэ былымым хьэуарзэ къахуш1ичт. А лъэхъаным зи зимы1э горэ блэк1т, 1ахъомбит1у дурэщым бащыр дэлъу игъэк1эрахъу. Сэлам зэраха.— Акъужъым зегъэзри, жэмыжъ зи1эр тхьамыш1к1э, — жи1а зи зимы1эм.— Е хьэм къилъхуа, мыбы къыжи1ар зэхэпха, жери игу къеуа мыдрэм... Гъатхэр ирех, ибылымхэри малъхо, мэбагъо, гъэщри икод. Зы махо горэм ифызым жьыри1а гъэщ нэмыш1 1энэм темытэу шхын къыхуйгъэхьэзырыну. Езым зехуапэри мэжгытым мак1о - а къышъыдэхьэщхыгъа л1ым ара к1уап1эу и1этэр. Зэрышъыгугъао ш1эсу хоза. Сэлам ярихри, а л1ым к1эрихьэри жьыри1а: «алахьым шъхьэк1э нобэ сиде щэджэгъуащхэ дызэдэгъак1о...» — Ухуемэ нак1о джыпсту,— жери псынш1у адрэм жьыуап къыритыжьа.— Хьэо, мо щэджэгъо нэмэзыр зэф1эк1мэ дык1он. Нэмэзыр шъаухым къык1эрыхьа л1ыр — нак1о. Нак1омэ — нак1о, къежъэжхэри унагъом къихьа. Фызыри къапежъа, тас — къубгъан и1ыгъ, 1энэри гъэщ хэк1 нэмыш1 темыту япашъхьэ къыригъува.— Алыхьым шъхьэк1э зомыгъэхаму хэ1эбэ, жери бысымым жьи1а,— осэпс тхьэгъум зегъэщри, гъэщ зимы1эр тхьамыш1к1э... Хэт шхэжьынэтэр?»8.

«В начале 1929 г. завершилась коллективизация в а. Ходзь. На общем собрании сельхозартели присвоили на­звание «Трудовой Кабардинец». Председателем был избран Абидов Лакман. В 1930 г. на базе одного колхоза было обра­зовано два: «Трудовой Кабардинец» и «Непобедимый Ка­бардинец». В августе 1950 г. колхозы а. Ходзь были объеди­нены в единое хозяйство. На общем собрании колхозников 27 августа 1950 г. колхозу было присвоено имя Ленина9. С 1993 г.— коллект.-долевое хозяйство «Ходзь».

Немаловажный фактор, отпугивавший от колхоза и не стимулировавший более производительный труд — уравнилов­ка: «Когда колхоз «Непобедимый Кабардинец» только что был организован, был устроен большой ш1ихьаху по скирдованию сена. Къэрэхъукъо (Абдурахманов) Хаумар носил на вилах це­лые копешки сена, а такое же количество Дзагаштов Сагид пе­реносил в 4—5 приемов...— Дилэжъэк1эми фыкъеплъ — къэдлэжъыр т1уми зы трудодень, шутил Хажумар»10. Для партийного руководства колхозным строитель­ством, как это делалось в то время, в аул был прикомандиро­ван уроженец аула Уляп Хухалов Магомед. Активными строителями колхоза были: Афашагов Харун Митуович (1904-1985 гг.), Афашагов Туган Муссович (1883-1975 гг.) - один из организаторов ККОВа. В 1925 г. ККОВ приобрел трактор «Фордзон», и первыми его трактористами были Афашагов Т. М., Ахметов Мухажир Решевич (1904—1961), Бричев Юнус Патович (1903-1972).

Апазов Сагид Тешевич (1896-1977 гг.)

Бегеретов Магил Даурович (1895—1942 гг.)

Тхабисимов Меджид Цажевич (1900-1977 гг.)

Шоров Адальгерий Мащевич (1905—1965 гг.) Приведем биографию одного из них, кто не запятнал себя никакими проступками. Бегеретов М. Д.— один из орга­низаторов колхоза, возглавил животноводство. Он включил­ся в стахановское движение и добился высоких результатов в овцеводстве. Был делегатом краевого съезда стахановцев Азово-Черноморья в 1937 г. За активное участие в колхоз­ном строительстве и большие достижения в животноводстве в 1938 г. его избирают депутатом Верховного Совета СССР. «В 1935 г. состоялся 1-й съезд колхозников-ударников, де­легатом которого был наш земляк Магил Бегеретов. Когда он вернулся из столицы, жители района встретили его тор­жественно: по этому случаю возле райисполкома состоялся митинг»11. В августе 1942 г., когда гитлеровские войска про­рвались на Северный Кавказ, ему была поручена эвакуация кохозного скота, но немцы перерезали путь в горы, и он вы­нужден был вернуться в аул и раздал скот аульчанам. Кто-то из местных жителей выдал его фашистам, и он был замучен в Лабинском гестапо в 1942 г.»12.

Далее без комментариев приведем выдержки из различ­ных источников, относящиеся к этому периоду. «Лучшие стахановцы Адыгеи были отмечены Советским правитель­ством. За достигнутые успехи в увеличении поголовья скота и повышения продуктивности животноводства, Бегеретов М. Д. Примером в труде являлись стахановцы Ахметов Исмаил, Керефов Махмуд, Юналиев Исмаил, Юналиев Мах­муд (механизаторы Натырбовского MTC)13.

«В результате огромной помощи Советского государ­ства и большой организаторской работы областной партийной организации задания 1-й пятилетки успешно выполня­лись. В эти годы вошел в строй в а. Ходзь маслозавод!14. «Широкий размах получило соревнование колхозов адыгей­ских аулов и русских сел, что способствовало установлению дружеских отношений в процессе социалистического строи­тельства: мы брали на буксир отстающий Натырбовский колхоз, отгрузив ему 130 подводами 3200 ц продукции и за­пахав 78 га, писали ходзинцы»15.

Соревнования организовывались как внутри района, так и между колхозами различных районов: «Ходзинский кол­хоз «Трудовой Кабардинец» принимает вызов лакшукайцев на соревнование...»16. И к ходзинцам тоже обращались с вы­зовом на соревнование: «Бригада Керефова, принимай вы­зов. Тракторная бригада № 10 Натырбовской МТС вызыва­ет на социалистическое соревнование бригаду Керефова из а. Ходзь. Бригада обязуется экономить 15% горючего, ежед­невно запахивать 7 га на глубину 20 см»17.

В самом ауле между двумя колхозами шло постоянное соревнование. Итоги этих соревнований подводились почти ежедневно и отстающему колхозу лидер посылал в подарок черепаху.

«Дояры овец колхоза «Трудовой Кабардинец» а. Ходзь Хамирзов Шихам, Бекиров Нох, Тлекемпашев Юсуф доят 230 овец, после чего выходят на работу громадить сено и норму в

I га на человека выполняют ежедневно»,— писал председатель
колхоза Апазаов Сагид в газету18. Все это — парадная сторона
медали, а на самом деле жизнь аульчан была трудной и полной
лишений. Сегодняшние сорокалетние не знают, что такое «хьэтыкъ» — лепешка из кукурузной муки, «хьэбык1ущыпс» - болтушка, и т. п. Но что характерно — в любых трудностях мои земляки не теряют присутствия духа и юмора: «Дэсто губгъо
пш1энак1о ситу ныбажь сохъу. Таурэ узэрымыхъунэр: махо
къэс губгъуак1охэр хьантхъупс къоде дырагъафэт... Модэк1э
сожьэри фыз, мыдэк1э къызогъэзэк1ри — фыз! Аорэ къожъэн —
сип1эжьа! Лъэхъу тезубыдэри Лабэ сык1уа. Сишъыгъыныжъ
т1эк1ур къэзгыш1ыжьри, т1эк1у зэрыгъушъу, губгъом сихьэжьри си1эхьэр спш1эжьа»19. До сих пор аульчане не забывают мет­ких сочинений Тумова Аскера Лютовича (1925—1977), относя­щихся к колхозной жизни: «Хьантхъупс — хъумп1, трудодень — думп!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: