ОТЧУЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ХОДЗЯ
Начиная с 20-х годов по 40-е годы XX произошло отчуждение земель, принадлежавших ходзинцам. (Мы не касаемся того, что принадлежало ходзинцам до Кавказской войны). Всего по нашим уточненным данным было отрезано 2— 3 тыс. га. О том, как это произошло, существуют различные мнения. В 20-х годах беноковцы попытались захватить некоторые сенокосные угодья. Дело кончилось грандиозной потасовкой без жертв и беноковцы были согнаны с покосов. И после этого, когда между ходзинцами и беноковцами возникали какие-то трения, ходзинцы с гонором напоминали: «Помнишь за Чехраком!»
До начала коллективизации костромчане захватили ходзинские земли за Чехраком. Надо сказать, что жители ст. Костромской — казаки, и дракой с ними этот вопрос трудно было решить. Спор был решен с помощью властей: Агиров Схатчерий был одним из грамотных и уважаемых людей аула. К тому же он неплохо знал русский язык. Обойдя разные инстанции в 1928 г., он добился возвращения этих земель. Однако, в 1936 г. часть земель ходзинских колхозов была отчуждена и передана ст. Костромской и х. Шелковниково. А во время Великой Отечественной войны аульчане сами отказались от части своих земель, мотивируя тем, что у них не хватает рабочих рук. Здесь, видимо, не последнюю роль сыграло то, что государство облагало земли большим налогом, и еще: выращивай, не выращивай — все равно, все вывозится подчистую.
|
|
Инициаторами отчуждения земель в 40-е годы были:
Афашагов Туган Муссович (1883—1975 гг.), Хананов Мусса Абрегович (1870—1967 гг.), Шуков Масхуд Угурлиевич (1882-1975 гг.)20.
Голод — не простое следствие коллективизации по-сталински. Беда пришла потому, что весь хлеб полностью изымался в колхозах и единоличных хозяйствах ради выполнения нереальных заданий индустриального развития. Для закупки промышленного оборудования требовалась валюта. Получить ее можно было в обмен на хлеб. Между тем, в мировой экономике разразился кризис, цены на зерно резко упали. Но сталинское руководство и не подумало пересмотреть установку на непосильный для страны индустриальный «скачок». Вывоз хлеба за границу все возрастал. «В 1932 г. валовый урожай зерновых составил 699 млн. ц, но часть его оставалась на корню: после горького опыта 1931 г. колхозники вынуждены были искать любые заработки на стороне, уклоняясь от колхозных работ. Они хорошо помнили, куда уходил выращенный ими хлеб. К лету 1932 г. деревня после полуголодной зимы вышла физически ослабленной. На еще не вызревших полях появились «парикмахеры» — отчаявшиеся при виде голодных детей женщины. Они ножницами срезали колосья на кашу. Когда начались уборка — первые обмолоты вновь полностью вывозились — появились «несуны». Зерно несли с токов в карманах, за пазухой. Более двух десятков ходзинских женщин отсидели различные сроки за такое преступление. Закон об охране социалистической собственности, по которому вводилась высшая мера наказания - расстрел с конфискацией всего имущества, и с заменой этой меры при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет. Аминистии по этим делам были запрещены»21. И вдобавок ко всем этим несчастьям в 1932 г. на юге страны разразился сильнейший неурожай - «Къуим иш1ы1у — горэф!» В колхозах Северного Кавказа средний урожай зерновых с одного гектара не достиг и 4-х ц. Голод охватил прежде всего ту часть населения страны, которая обычно ее кормила. И первыми жертвами становились дети.
|
|
В а. Ходзь имелся общественный амбар, построенный еще в начале века. В нем хранился семенной фонд и неприкосновенный запас зерна, на случай различных стихийных бедствий. Естественно, во время коллективизации он стал колхозным, и никакие запасы в нем не оставлялись. Так поступали с колхозным зерном, а что говорить о единоличниках, которые были абсолютно бесправны перед местной администрацией: под лозунгом борьбы с кулачеством — жестокость в корыстных целях.
Наряду с богатыми аульчанами были раскулачены середняки и даже некоторые малоимущие. Угроза раскулачивания стала кнутом, с помощью которого строптивых загоняли в колхоз. "Этот же метод использовался при сведении личных счетов»22.
Единственный ходзинец, который до конца жизни остался единоличником — это Хамуков Мурзэбэч (Лау) Тухович (1888-1961).
При реквизации имущества раскулаченных допускались большие злоупотребления: конфискованные дома продавались за бесценок заинтересованным лицам, а другое разное имущество, что не попадало в колхоз, сортировалось и делилось в бывшем доме Пшизапекова Харуна при свете фонаря. Зачастую очень многое «прилипало» к рукам тех, кто занимался этим дележом.
Старый бревенчатый дом, в котором проживает Пафифова Кина, был построен в 30-х годах под начальную школу. В нем обучался и Афашагов Хаджимурат. Через несколько лет один из активистов к-за Пафифов Адам (1895—1948) отдал стройматериалы для строительства школы в другом месте, а это здание приспособил себе под жилье.
Можно утверждать, что голод 1932—33 годов не только следствие неурожая, он был вызван искусственно: даже когда на всей территории Кубани во время засухи все выгорает, на полях а. Ходзь собирают относительно неплохой урожай. Хотя мы приводили жестокие сталинские документы, но сердцем не могу поверить, что давались указания устраивать подворный обыск, снимать с очага и уносить с собой на глазах у голодных детей последний котелок с мамалыгой! А почему бы и нет? Вспомним недавние события пашей бурной истории: горбачевскую «водочную атаку» или его «борьбу с нетрудовыми доходами» — это они, ходзинские первые коммунисты, ломали теплицы, вырывали с таким трудом выращенную рассаду, а теперь они — демократы!
В любой эпохе человек должен оставаться Человеком и тогда можно жить при любом строе!
Сельские активисты и местная власть протыкали каждый метр двора в поисках спрятанных продуктов. И еще такой эпизод: после коллективизации в колхозах аула произошел сильный падеж скота. По всей вероятности, из-за отсутствия кормов или плохой ветеринарной службы, но виноваты были «враги народа». Из-за нехватки лошадей и быков приходилось пахать даже на коровах, а какие могут быт урожаи при такой агротехнике? «30-е годы в моей памяти хорошо сохранились: у меня такое было ощущение, что в то время даже солнце светило тускло, что аул в это время жил в постоянных сумерках. Наверное, эта иллюзия создавалась настроением и поведением аульчан. Помню, как в наш огород забрался огромный мужчина, и я застал его за тем, что он рвал лук с грядок. Когда он увидел меня, он выполз с огорода и пошел на Бжъэпэ с пучком лука в руках. По моим предположениям, тогда вымерло пол аула. Мужчин и детей умерло больше всего. Трупы вывозили подводами. Большую жестокость проявляли местные руководители: во время очередного обыска нашей крытой соломой хатки с «адыгэ уанджакъ» они не поленились обыскать все закоулки нашего чердака, но что могли они там найти? Вывалили из котелка и забрали мамалыгу, на которую мы смотрели голодными глазами. Даже различные семена из бутылочек, что стояли на полке, высыпали и забрали с собой. Во время массового раскулачивания моей матери сообщили, что наша семья тоже включена в список, подлежащих раскулачиванию. А что за имущество было у моего отчима Тлекемпашева Юсуфа? Но и без того минимума, как можно было прожить в то страшное время? Моя мать - Афашагова Унат и мы с ней вечером пошли к Афашагову Харуну с просьбой. Он ответил нам, чтобы мы шли спокойно домой и ни о чем не беспокоились. С этого времени по этому вопросу нас больше не беспокоили. Голод продолжался до нового урожая 1933 года23. «Помню, как у нас в доме Тлостнаковых производил обыск Пшизапеков Хажумар: он проверял не только все закоулки, но вскрыл пол в поисках продуктов, а смолотую для мамылыги кукурузу бабушка спрятала в старом ведре, прикрыв сверху мусором. Точно так же он обыскивал всех наших соседей»24.
|
|
«Во время голода себя и свою семью я спас благодаря тому, что умел ловко воровать: в предрассветные часы, когда караульных одолевал сон, в толстых шерстяных носках я бесшумно проскальзывал мимо охранника и с мешком на плечах возвращался с тока или со склада. Затем это зерно надо было у себя так спрятать, чтобы не нашли активисты, а потом надо было его понемногу доставать для еды...»25.
Голод 1932—33 годов в а. Ходзь достиг такого размаха, страшнее которого не было со дня основания аула. Смертность в ауле достигла такого предела, что не успевали хоронить умерших: умирали целыми семьями. Были случаи, когда матери приходилось хоронить собственного ребенка у себя во дворе. Ослабевшим людям трудно было подниматься на Бжъэпэ, и аульчане начали хоронить умерших на небольшом пустыре южнее нынешней мечети, в основном здесь хоронили детей. Статистики умерших в то время никто не вел, но по нашим примерным подсчетам, умерло от 300 до 700 человек. Такого урона аулу даже Великая Отечественная война не нанесла.
|
|