Социально-экономическое развитие А. Ходзь с 90-х гг. XIX В. До 1917 г

ДОКУМЕНТ О СОГЛАШЕНИИ

Итого 700 руб.

Имена и фамилии освобождающихся

лет от роду

муж. жен. выкуп плата

Маткерий Хананов 30 160

жена Кошнаго 25 100

дочь Мач 3

братья: Тлимар 26 150

Абрек 22 150

Хайерлы 17 105

Огурлы 12 45

отец Галиджук 80

мать Мината 60

Особенные имущественные счеты. Крест, имущество до раздела:

лошад. быков, коров, телят, мол. скот, овец и коз. пчел, капитал

5 6 8 4 - - - - -остается у крестьянина:

2 2 3 2

Отходит к владельцу:

3 4 5 2

Стоимость земли засчитывается в выкуп по особым сче­там. На основании вышеприведенного расчета крестьянин Маткерий Хананов должен уплатить своему владельцу Асланбеку Малиеву деньгами, произведениями и вещами цен­ность на сумму 700 руб. в течение 5 лет и полагая на каждый год по 140 рублей. При объявлении сего условия присут­ствовали в качестве свидетелей: (подписи на арабском язы­ке). Мировой посредник Лабинского округа сотник Штригин. В счет выкупной платы внесено по 1869 окт. 21 дня сто двадцать рублей»11.

Данный документ свидетельствует о примирении между Нагаплевыми Мусой, Касей-эфенди, Ахмедом, Заурбечем и пшитлями: Нашхо, Карабан, Мишка, Бата — жена Мишки. Суть документа состоит в согласии между Нагаплевыми с их пшитлями об освобождении их на следующих условиях скот и имущество пшитли делят поровну. Каждый пшитлъ должен внести за себя выкуп в 180 руб. в сумме 900 руб. Срок 5 лет. Договор заключен без принуждения. Имеются добровольные свидетели: Джанухов Едыдж, Хаджимахил сын Катижа, Нажуко Исламбек, Шудуко Юсуф, Нагоико Ельмирза, Хащбако Ильяс. Документ составил Идрис Беджельды. Кроме вышеперечисленных, были и другие с Къундэтей хьаблэ. Год 1285 (+622=1907) по мусульманскому ка­лендарю (На документе отпечатки круглого и квадратного тамги)12.

«Когда умер отец Афашагова Бата, мать вторично выш­ла замуж за одного крепостного Хатакжоковых, который ухаживал за охотничьими псами. Во время освобождения владелец решил дать своему бывшему крепостному презрительную фамилию — «Нэт1эбжъэ» — лоб, как рог. Афашагов Осман в тот период пользовался большим авторитетом сре­ди аульчан, хотя был из простого сословия. Он не побоялся выступить против мнения уорка и настоял, чтобы Бат и его сестры взяли фамилию Афашаговы»13.

Так в обстановке ожесточенной борьбы в Адыгее было отменено крепостное право. За счет крестьянства Адыгеи, между царизмом и адыгскими феодалами, покончившими в ходе реформы со своими сепаратистскими настроениями, был заключен прочный союз. Проводя реформу, царизм по­всюду стремился удовлетворить запросы феодалов: реформа еще больше закабалила крестьян, они получили земли гораз­до меньше, чем имели до освобождения.

«Понятие колонии приложимо к другим окраинам, напри­мер, к Кавказу. Экономическое «завоевание» его Россией со­вершилось гораздо позднее, чем политическое»1. Адыгея, как и остальные колониальные окраины России, развивалась в мучи­тельных противоречиях. Процесс подчинения хозяйства капи­тализму начался в основном после проведения крестьянской реформы. Капиталистические элементы в Адыгее развивались главным образом в земледелии: «По данным Всероссийской переписи 1897 г., около 96% адыгов было занято в сельском хо­зяйстве, 2% — ремеслами и кустарными промыслами»2. В ре­зультате воздействия рынка сельское хозяйство адыгейского аула стало постепенно приспосабливаться к его запросам. В со­ответствии с требованиями рынка, в системе сельского хозяй­ства Адыгеи произошли значительные изменения. Вместо древнейшей и очень распространенной среди адыгов зерновой культуры — проса теперь стали производить в значительном количестве пшеницу, подсолнечник, кукурузу и другие культу­ры для рынка.

В 1898 г. было посеяно и собрано жителями а. Ходзь (в четв.) 3

оз. пшен. ржи. овес, просо, ячм. кукур. коноп. греч. карт. подс, пос. 230 1 69 216 33 28 19 1. 288 56

собр. 8032 14 435 3073 160 1313 27 5. 1785. 326

О том, что адыгейские аулы тоже стали втягиваться во всероссийский рынок, свидетельствуют и следующие данные:

Состояние торговли в а. Ходзь в 1897 г. 4

oз. пшен. просо кукур. подсолн, карт. скот. мед. воск. Торг, оборот 3500 15000 5000 30000 10000 250 100 10 55000

Адыгейские аулы в тот период составили первоначаль­ную базу для ускоренного накопления местного капитала. В новых условиях новой формой закабаления крестьян яви­лись кредитно-ссудные общества, которые в начале XX в. появились в Адыгее. При распределении кредитов больши­ми льготами пользовались те хозяйства, которые располага­ли собственной землей и скотом. А горской бедноте, стра­давшей от малоземелья, выдавались кредиты под высокие проценты, что еще больше закабаляло ее. Более того, в эти общества не попадали представители сельской бедноты, ко­торые не имели возможности уплатить установленную сум­му членских взносов. В таком же положении находились и крестьянские поземельные товарищества. «В начале XX в. таких обществ на территории Адыгеи насчитывалось около 20, в том числе у Ходзинского поземельного общества было 225 дес.5 Вышеперечисленные факты говорят о том, что ады­гейские аулы все больше втягивались в капиталистические отношения. С началом 1-й мировой войны расслоение ады­гейского аула стало усиливаться: аренда к началу 1917 г. в Адыгее приняла более широкие масштабы — в Ходзе в арен­ду были втянуты более 70% хозяйств.

Аренда земли в а. Ходзь в 1917 г. 6

Общинники, Земледельцы всего

к-во хоз. Сдано в Число Сдано в арен. Хоз. Сдано

аренду хоз.. (в дес.) в аренду

254 1717,7 1 20 255 1737,7

Перечисленные факты позволяют нам сделать вывод о том, что в начале XX в. положение трудящихся Адыгеи еще больше ухудшается: к национальному гнету добавляется еще капиталистический. Вместе со старыми привилегиро­ванными зажиточными слоями: Куденетовы (300 породистых кобылиц), Дамоковы, Метовы — появляются и кулаческие элементы: Тхабисимов Хаджиуша — 1000 овец, Хамуков Хаджигуля и другие»7.

Коневодство адыгов сильно пострадало во время Кав­казской войны. В 1864 г. во многих округах исчезли коне­водческие заводы. Начальник Лабинского округа указывал, что в общих табунах аулов Ходзьского и Беноковского со­держалось 120 кобылиц. Из жителей Лабинского округа больше всех скотоводством занимались «беглые кабардин­цы». Испытывая недостаток пастбищ, они практиковали арендование земли в казачьих станицах. Вплоть до начала XX в. в документах среди многих фамилий упоминаются фа­милии Куденетовых и Трамовых, жителей а. Ходзь, постав­ляющих верховых коней для казачьего войска»8.

«Аюбовы разводили отличных коней, которые отлича­лись исключительной выносливостью. Их характерными признаками были удлиненное туловище, горбоносая голова и широкие ноздри. Казаки и царские власти охотно покупа­ли этих коней»9.

Статистические данные по а. Ходзь 10.

Годы Всего В том числе К-во иног. Земли. Лошад. КРС Ла- Мель,

насел мужч. женщ. двор. родн. вок.

1875 2289 1144 1145 9962 2

1880 2287 1192 1095 384 12 9962 1000 2700 2 1

1890 2212 400 1500 2700 2 1

1897 2160

1898 2812 400 10620 1503 7993 2 2 1916 2576 392 158 1

«Положение горцев до революции было самое ужасное: они находились почти вне закона. Горцев считали только разбойниками и за убийство горца почти не привлекали к ответственности. За малейшее проявление протеста целый аул подвергался экзекуции (мечта Жириновского)»11. Поли­тическому и экономическому произволу сопутствовал и куль­турный. Боясь пробуждения национального самосознания порабощенных народов, самодержавие всячески стремилось держать народы национальных окраин в состоянии полной неграмотности, чтобы среди угнетенного народа не было об­разованных людей. Царизм старался убить зачатки всякой государственности, преследовал национальную культуру, национальный язык, проводил насильственную русифика­цию. При осуществлении своей колонизаторской политики царизм опирался на местную эксплуататорскую верхушку, создавая для нее привилегии. Та в ответ была лояльна к вла­стям и «проявляла больше заботы о религии, чем об образо­вании: в а. Ходзь было 5 мечетей и всего 1 школа медре­се»12. Царские чиновники были полными хозяевами в нацио­нальных районах. Национально-освободительное движе­ние беспощадно подавлялось. Но в России возникла сила, способная свергнуть господствующие классы и разрешить противоречия.

Буржуазно-демократические революции в России -крупные политические события, которые имели отклик и в Адыгее. «В районе а. Ходзь и с. Бенок помещик Леонидов владел 4340 дес. земли. Крестьяне предложили управляю­щему очистить имение к 1 марта 1906 г., провести межу и угрожали захватом помещичьего имущества». «Заведующий Екатеринодарским лесничеством 8 февраля 1906 г. сообщил в областное управление о том, что жители Ходзя и Натырбова производят самовольную порубку леса»13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: