double arrow

Родосская школа

Третьим большим художествен­ным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела дав­нюю традицию, еще в 8—6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастер­ские.

Город Родос, в северной части острова, построенный в конце 5 в. до н. э., играл в эллинистическую эпоху значительную экономическую и культурную роль. Здесь работали живописец Протоген и ученик Лисиппа скульптор Харес. Этот смелый мастер создал одно из семи чудес древно­сти — колосса Родосского. Огромная, до 30м высотой, бронзовая фигура бога сол­нца Гелиоса опиралась ногами на берега гавани, но уже в 227 г. до н. э. статуя раз­билась при землетрясении.

К родосской школе 3 в. до н. э. причисяют и знаменитую статую Нике Само­фракийской (Рис. 194), стоявшую в виде победного монумента на скале остро­ва Самофракия (в северной части Эгейского моря). Богиня в стремительном порыве как бы взлетает с постамента, оформлен­ного в виде носа корабля. Могучие кры­лья раскрыты за ее спиной, тонкая одеж­да, плотно прилегая, обрисовывает строй­ное тело.

На Родосе работали в конце 2 в. до н. э. скульпторы Аполлоний и Тавриск, родом из малоазийского города Траллы. Копия их произведения — «Казнь Дирки», или так называемый «Фарнезский бык», най­дена была в Риме. Сюжет этой группы навеян трагедией Еврипида «Антиопа». Мифоло­гические герои Зет и Амфион мстят Дирке за оскорбление их матери. Они хотят привязать Дирку к рогам дикого быка. Стремление мастеров показать свою вир­туозность в ракурсах, в точности передачи анатомического строения идет за счет ясности и цельности композиции. Несмот­ря на мастерское исполнение каждой фигуры, произведение кажется перегру­женным, нарочито усложненным. Следует отметить выбор сюжета: момент взят тра­гический— обреченность Дирки, неизбеж­ность страшной казни — вот идея этой скульптуры.




Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проник­нута знаменитая группа Лаокоона с дву­мя сыновьями, созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до н.э. (Рис. 195). Небольшой алтарь с драпировкой служит опорой для фигур Лаокоона и младшего сына, уже падаю­щего от укусов змей. Страшная неминуе­мая гибель всех троих выражена различ­но: старший сын еще не чувствует мук и с ужасом смотрит на отца, который дела­ет отчаянные попытки бороться со змея­ми, младший сын уже не держится на но­гах, он гибнет. Особенно удачна фигура Лаокоона при виде гибели своих сыновей его физические муки усугубляются ду­шевными страданиями. Дыхание его прерывается, кажется, что он издает вопли, лицо искажено нечеловеческими муками. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием показать, вы­делить каждый отдельный мускул. Такая измельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее цель­ное впечатление. Не совсем удались ху­дожникам фигуры сыновей: их пропорции уже взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит ха­рактер рельефа, и положение главной фи­гуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры Алкионея. Правая рука Лаокоона реставрирована, она была в таком движении, как у гиган­та, то есть согнута к голове, что придавало более замкнутый плавный характер обще­му силуэту всей группы. Лаокоон открыт в развалинах терм Тита в Риме в 1506 го­ду и долго считался наряду с Аполлоном Бельведерским вершиной греческого ис­кусства.



Искусство эллинизма в значительной мере определило развитие античного искусства в последующие века. Рим и его провинции, далекие Индия и Средняя Азия испытали самое сильное его влияние. Глубина и широта эллинистического искусства давали возможность другим народам с самостоятельной культурой находить в нем для себя адекватные образы, художественные приемы. Искусство эллинизма - необходимый фундамент для развития культур народов, входивших некогда в империю А.Македонского.






Сейчас читают про: