IV. Список основных артефактов. II. Искусство периода Республики (6-1 вв. до н.э.)

III. Список литературы.

II. Искусство периода Республики (6-1 вв. до н.э.)

История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха Республики, — наступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. С художественной точки зрения это две чрезвычайно разные эпохи. Город Рим, основанный 19 апреля 735 г. до н.э., вначале был скромным посёлком, но со временем он набирал всё большую силу и впитывал лучшие творческие веяния, шедшие со стороны. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.

Город Рим, где сосредоточено подавляющее большинство памятников периода поздней республики и императорского Рима, возник, по преданию, еще в 8 в. до н. э. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной тремя холмами — Капитолием, Палатином и Квириналом, где и образовалась центральная площадь Древнего Рима — Римский форум (форум Романум). Форум имел назначение торговой и общественной площади, его облик сложился уже ко 2 в. до н. э. В дальнейшем, к форуму Романум примкнули еще 5 форумов (форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна).

Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моноптер — состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход к храму был по этрусскому обычаю только с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи, под Римом, окружён коринфскими колоннами (Рис.201). Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива — бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили прису­щую им в Греции пластичность. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохра­нившийся храм Фортуны Верилис на Бычьем форуме в Риме. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.

Наряду с господствующим классическим течением продолжала развиваться архитектура, имевшая чисто практическое значение, например, инженерные постройки. Мудрая простота замысла, умение достигнуть художественного результата немногими, но выразительными средствами отличают грандиозный по высоте Гардский мост в Ниме, являющийся частью акведука, снабжающего водой город Немуз. Мост представляет собой многоярусную крупнопролетную аркаду над долиной реки Гар. Почти равные по высоте крупные пролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой. Горизонтальность и масштабность сооружения и вместе с тем его легкость подчеркнуты динамикой ритма нарастающих различного размера арочных пролетов средней аркады, которая получила значение композиционного центра. Гардский мост — символ инженерного искусства Рима.

Также интереснейшим памятником архитектурного искусства является Аппиева дорога. Самая знаменитая и лучше остальных сохранившаяся древнеримская дорога, соединявшая Рим с городами Южной Италии. Она названа по имени Аппия Клавдия, цензора 312 г. до н.э., в том же году начавшего ее строительство. По ней проходили римские легионы, отправлявшиеся на завоевание новых земель или возвращавшиеся после одержанных побед. Вдоль Аппиевой дороги были в 71 г. до н.э. распяты на крестах около шести тысяч рабов — участников восстания Спартака, взятых римлянами в плен. Поскольку начиная с V в. до н.э. было запрещено хоронить умерших в черте города, кладбища располагались вдоль дорог, идущих от Рима, и в том числе по сторонам Аппиевой дороги. Здесь сохранилось немало интересных надгробных памятников. Здесь же находятся и катакомбы, ранние тайные подземные кладбища христиан, того времени, когда христианство было гонимой религией. Эти подземные некрополи представляют собой разветвленную сеть галерей, располагающихся на нескольких уровнях. В некоторых помещениях в катакомбах сохранились росписи, среди них есть и сюжетные, и декоративные изображения. Встречается изображение «Доброго пастыря» — юноши-пастуха с ягненком на плечах, — символизирующего Христа; рыбы — также символа Христа, виноградной лозы с гроздьями — символа христианства и др.

Римское изобразительное искусство формировалось в тесном взаимодействии и под влиянием этрусского и греческого искусства, но не следовало всецело по чужому пути, а выработало свои характерные особенности. В Риме получил доминирующее значение портрет, и именно в нем, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского ис­кусства.

Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая Капитолийская волчица, памятник, ставший на долгие века символом Рима. Превосходная техника бронзового литья и характер трактовки животного говорят, что это — работа этрусских мастеров (Рис. 202).

Скульптурных портретов от конца 2 в. до н. э. сохранилось очень немного. Ма­стера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности.

Значительную группу римских портре­тов начала и первой половины 1 в. до н. э. объединяют ярко характерные приемы трактовки; как бы ни были разнообразны черты портретируемого, выражение лица всегда мертвенно спокойно, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор без­жизнен и глазное яблоко запало, рот сжат, концы губ опущены, резко обозначены скулы, сильно натянута кожа на щеках. От носа к концам губ идут резкие глубо­кие складки. Волосы коротко подстриже­ны и плотно прилегают к черепу. Голова совершенно прямо поставлена, иногда чуть-чуть откинута. Моделировка жесткая, малопластичная, складки кожи пе­реданы гравированными линиями. Ха­рактерными примерами могут служить мужские портреты неизвестных (Рис. 203, 204, 205)

Характерным для республиканского портрета являются небольшие размеры бюста, захватывающего половину плеча и срезанного прямо под ключицей. Задача римского мастера — увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство. Сказанное, разумеется, не означает, что римский портретист ограничивался лишь достижением физиономического сходства, — римские мастера умели создавать яркие типические образы; в данном случае важно подчеркнуть, что римский художник исходил из конкретной индивидуальности. Этим определяется своеобразно римского портретного искусства.

Воздействие греческого искусства обнаруживается в тонкости обработки поверхности мрамора, в той живой одухотворенности, которая присуща некоторым портретам, например женскому портрету из эрмитажного собрания.

В результате близкого соприкосновения с Египтом, особенно со времени Юлия Цезаря, республиканский портрет 1 в. до н. э. начинает испытывать влияние позднеегипетских портретов. Египетские мастера, работая в базальте, обрабатывали его поверхность крупными гладкими плоскостями. Мраморные римские портреты повторяют эту скульптурную технику (например, портрет в Эрмитаже в Ленинграде).

С развитием общественной жизни, с ростом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется в Риме почетная статуя римлянина с портретами предков, закутанного в тогу («тогатус») (Рис. 206). Большой широкий плащ-тога одет поверх туники и драпируется всегда одинаково. Перекинутая через плечо тога образует три группы округлых складок: на груди у пояса, у колен и внизу. По этой схеме тога расположена на статуе римлянина с портретами предков в руках. Такая же драпировка сохраняется и на статуях 1—2 вв. н. э.

Композиционно статуи «тогатуса» очень просты. Это прямо стоящая фигура с опорой на одну ногу и со слегка отставленной другой; общая плоскостность построения не нарушается легким движением рук.

В республиканскую эпоху были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина — так называемый «Брут» из Палаццо Консерватори в Риме (вторая половина 4 в. до н. э.; дает пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведении нашел яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики. Более обобщенным является пластическое решение портрета.

Влияние греческого искусства сказалось и в живописном оформлении внутренних помещений жилого дома, в частности в росписи по штукатурке. Этот прием росписи получил название в науке «первый помпеянский стиль» (инкрустационный), так как раньше всего он был открыт в Помпеях. Все архитектурные, детали: пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры исполняются в стене объемно из штукатурки и потом расписываются. Следовательно, суть первого стиля заключается, собственно говоря, в расписывании архитектурных деталей стены. Первый стиль декорировки стены существовал в Италии во 2 в. до 80-х годов до н. э. Примером такой росписи может служить роспись Саллюстия в Помпеях.

С 80 г. до н. э. появляется в Италии новая система декорации стен, так называемый «второй стиль», существовавший до первых десятилетий 1 в. н. э.). Теперь стены комнат не обрабатываются архитектурными объемными деталями, а оставляются совершенно гладкими. В декорации стен вводятся тематические картины, которые в большинстве случаев повторяют или варьируют произведения греческих и эллинистических художников.

Примером переработки эллинистических пейзажей может служить знаменитая стенная роспись «второго стиля» из дома богатого римлянина на Эсквилинском холме с большими картинами на тему приключений Одиссея.

Замечательными образцами «второго» стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях и из виллы Боскореале (середина 1 в. до н.э.).

Образцом для росписи «Виллы мистерий», названной так по сюжету большой многофигурной композиции, украшающей стены одной из 60 комнат, вероятно, служила греческая композиция (мистерии в честь Диониса и Ариадны), которую мастер, повторяя в помпеянском доме, несколько видоизменил в соответствии с размером зала. Особенно мастерски написаны крылатая богиня, обнаженная танцовщица и группа матроны с коленопреклоненной девушкой (Рис. 207). Вторая из названных нами вилл — вилла из Боскореале, состоящая из трех десятков комнат, замечательна росписью ряда помещений (Рис. 208). Особенно интересны росписи спальни, столовой, вестибюля и перистиля. Столовая, или триклиниум, — большая квадратная в плане комната, украшена с особым великолепием. Стены зала расчленены живописными колоннами с коринфскими капителями, между которыми помещены группы довольно крупного масштаба. Над колоннадой видны уходящие вдаль строения, создающие иллюзию пространства. Толкование фигур, расположенных в интерколумниях, различно, в них видят и портреты хозяев дома, и ми­фологические персонажи, и исторические лица. Фигуры отличаются объемностью и пластичностью формы; их композиционное построение подчеркивает глубину пространства (Рис.209).

Искусство эпохи Республики, опираясь на творческое наследие этрусков и греков, дополнила их собственным мироощущением, создав простые, ясные, выразительные, жизненные произведения искусства 6 - 1 вв. до н. э.

С 30 г. до н. э. начинается новая страница в истории Рима—история империи. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.

  1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М.,1981.
  2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего,

Ближнего Востока. М., 1978.

  1. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М.,1986.
  2. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1.
  3. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970.

6. Афанасьева в., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М.,

1976г.

7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов.

Ред. Василевский В. М, 1976 г.

  1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 16 в. Очерки. 5 изд; стереотип. - М., Искусство 1985 г.

9. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.

10. Поплавский B.C. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М.: Наука, 2000.

11. Рончевский К. Римские триумфальные арки и родственные членения. М.,1916.

12. Цирес А.Г. Архитектура Колизея. М, 1940.

  1. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.

14. Вальдгауер О.Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. 1953

1. Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Этрусское искусство.

2. Роспись гробницы Чудовища в Тарквиниях. Этрусское искусство.

3. Крышка урны с изображением покойного из Вальтерры. Этрусское искусство.

4. Статуя Авла Меттела из района Тразименского озера. Этрусское искусство.

5. Храм Весты в Тиволи. Период Республики.

6. Капитолийская волчица. Период Республики.

7. Портрет неизвестного. Период Республики.

8. Статуя римлянена с портретами предков. Период Республики.

9. Росписи виллы Мистерий. Период Республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: