Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Этрусское искусство




IV. Список основных артефактов.

III. Список литературы.

II. Искусство периода Республики.

I. Этрусское искусство.

V. Список основных артефактов.

IV. Список литературы.

1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М.,1981.

2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего,

Ближнего Востока. М., 1978.

3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М.,1986.

4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1.

5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970.

6. Афанасьева в., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М.,

1976г.

7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов.

Ред. Василевский В. М, 1976 г.

8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 16 в. Очерки. 5 изд; стереотип. - М., Искусство 1985 г.

9. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.:
Искусство, 1987.

10. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства: Сб. статей, М: Наука, 1977.

11. Винкельман И.И. История искусства древности. М., 1933.

12. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1975.

13. Всеобщая история искусств. Т. 1. М.,1966

14. Всеобщая история архитектуры Т. 2. М.,1956

15. Полевой В. Искусство Греции. В 2-х тт. М., 1984

16. Виппер Б. Искусство Древней Греции. М., 1972

1. Афинский Акрополь. Период высокой классики.

2. Храм Нике Аптерос (бескрылой). Архитектор Калликрат. Период высокой классики.

3. Колона Пропилей на акрополе Афин. Архитектор Мнезикл. Период высокой классики.

4. Скопос. Амазономахия. Рельеф с Галикарнасского мавзолея. Период высокой классики.

5. Кентавромахия. Ментопа Парфенона. Период высокой классики.

6. Диона и Афродита с восточного фронтона Парфенона. Период высокой классики.

7. Дионис с восточного фронтона Парфенона. Период высокой классики.

8. Дискобол. Скульптор Мирон. Период высокой классики.

9. Афина и Марсий. Скульптор Мирон. Период высокой классики.

10. Дорифор. Скульптор Поликлит. Период высокой классики.

11. Раненая амазонка. Скульптор Поликлит. Период высокой классики.

12. Театр в Эпидавре. Архитектор Поликлит младший. Период поздней классики.

13. Вакханга. Скульптор Скопос. Период поздней классики.

14. Афродита Книдская. Скульптор Прокситель. Период поздней классики.

15. Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор Прокситель. Период поздней классики.




16. Апоксиоме. Скульптор Лисиппа. Период поздней классики.

17. Персей и Андромеда. Фреска с Помпей. Период поздней классики.

18. Портретная статуя эллинистического царя. Период эллинизма. Александрийская школа.

19. Портретная статуя Демосфена. Период эллинизма. Александрийская школа.

20. Селевк Никатор. Период эллинизма. Александрийская школа.

21. Горбун. Период эллинизма. Александрийская школа.

22. Статуэтка танцовщицы карлицы из Махдии. Период эллинизма. Александрийская школа.

23. Статуя Афродиты из Кирены. Период эллинизма. Александрийская школа.

24. Мальчик с гусем. Период эллинизма. Александрийская школа.

25. Мальчик с уткой. Период эллинизма. Александрийская школа.

26. Камея Гонзага. Период эллинизма. Александрийская школа.

27. Алтарь Зевса. Период эллинизма. Пергамская школа.

28. Статуя Афродиты из Нимфейона. Период эллинизма. Пергамская школа.

29. Ника Самофракийская. Период эллинизма. Радосская школа.

30. Лаокоон. Период эллинизма. Пергамская школа.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.



В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции. Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности.

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу «военщины» и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

История Рима делится на следующие этапы:

1. Период римской республики (6 - 1 вв. до н.э.)

2. Период ранней Римской империи (1 в. до н.э. – 1 в н.э.)

3. Период расцвета Римской империи (2 в. н.э.)

4. Период поздней Римской империи (3 – 5 вв.н.э.)

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь— этрусcков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В Италии до римского владычества, кроме городов Великой Греции, самой значительной культурной областью была Этру­рия — область, лежащая на западной сто­роне полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апен­нинами.

Политически Этрурия представляла со­бою союз 12 городов, причем каждый из них являлся центром объединения не­скольких более мелких городов и поселе­ний. Наиболее значительными и древней­шими центрами Этрурии были города: Вейи на правом берегу Тибра недалеко от Рима, Пере, Тарквинии, Ветулония на по­бережье моря; позже укрепляются и бога­теют города в глубине страны — Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Во главе каждого союза стояла аристократическая жреческая каста — лукумоны.

Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков, но все-таки последняя оказалась недостаточно сильной, чтобы отстоять свою художественную самостоятельность. Римляне ввели свой, латинский язык, свои порядки и обычаи; этруски были согнаны с родных мест; и уже ко 2 в. н.э. этрус­ский язык стал мертвым языком, а этрус­ки смешались с другими италиками и римлянами.

Этрусское искусство бога­то памятниками и разнообразно в своих художественных формах. В высшей степе­ни характерны для этрусского искусства погребальные сооружения, их украшения и инвентарь. От многочисленных цвету­щих городов Этрурии осталось чрезвычай­но мало — это главным образом оборони­тельные стены, руины храмов и ничтож­ные остатки жилых домов. В руинах обо­ронительных стен, опоясывавших этрус­ские города на юге и в центре страны, мы находим остатки городских ворот, пере­крытых различными вариантами сводов, от самого простейшего, так называемого ложного свода до полуциркульного со значительным расстоянием между опора­ми.

Этрусские храмы известны в двух вари­антах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным пор­тиком (тип храма, описанный Витруви-ем) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри). Этрусские храмы в отличие от греческих стояли на высоком пьедеста­ле — так называемом подиуме. Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колонна­ми, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так на­зываемый этрусский, или тосканский, ордер, представлявший собой своеобраз­ный этрусский вариант греческого дориче­ского стиля. Колонны этого ордера не имели каннелюр, но включали базу и ка­питель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, не­сомненно, сложился под влиянием грече­ских архитектурных сооружений, возве­денных в архаический период в пределах Великой Греции.

Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству — пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы и так называемые изолированно стоящие гробницы. Последние имели за­упокойную камеру, располагающуюся ни­же уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом — так называемой крепидой: этрусские гробницы этого тина оказали воздействие на архитектуру аналогичных сооружений Древнего Рима.

Архитектура заупокойных камер этрус­ских гробниц, с одной стороны, и дошед­шие до нас этрусские погребальные ур­ны — с другой, помогают определить об­лик этрусских жилых домов, прямоуголь­ных в плане, перекрытых четырехскатны­ми крышами с сильно свисающими конца­ми. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, так называемый комплювий, через которое освещалось главное помещение дома — атриум, во­круг него располагались жилые и хозяй­ственные помещения. Тип жилых домов этрусков с атриумом продолжал развиваться в архитектуре республиканского Рима, где атриум составлял центр офици­альной половины римского жилого дома.

Изобразительное искусство этрусков 8—7 вв. до н.э. развивается под значи­тельным влиянием восточного искусства со второй половины 7 в. до н.э. под влиянием греческого искусства.

Привозные художественные изделия Востока, серебряные чаши, кубки, грече­ские расписные вазы служили образцами для этрусских мастеров, которые смело перерабатывали, варьировали восточные и греческие мотивы, приспосабливали их в произведениях искусства согласно своим эстетическим требованиям. К 8—7 вв. до н.э. относятся знаменитые комплексы по­гребальных вещей из больших этрусских подземных склепов: великолеп­ные золотые, серебряные и бронзовые предметы из могилы Регулини-Галаци близ Цере.

Во второй половине 7 в. до н.э. появ­ляется украшение склепов росписью. Наиболее полное представление о стиле 7 в. до н.э. мы можем себе составить по рос­писи в гробнице Кампана в Вейях. Склеп вырезан в скале и состоит из двух камер с каменными ложами. Две камен­ные статуи львов фланкируют наружный вход. Стена против входа, по бокам двери во вторую камеру, украшена в два яруса росписью с изображением покойного вер­хом на коне в сопровождении демонов смерти, сфинкса и диких животных. Все фигуры обведены темным контуром, плос­кости локально окрашены. Пропорции человеческих фигур соблюдены в общем правильно, но рисунок сухой и жесткий.

6 — начало 5 в. до н.э.— время расцве­та экономического и политического поло­жения Этрурии и расцвета ее искусства. В Тарквиниях процветают живописные мастерские, в Вейях работает знаменитый скульптор Вулка, которого римляне пригласили к себе для украшения хра­ма Юпитера Капитолийского; Цере сла­вится керамическими изделиями, Клузиум — пластикой из камня, особенно релье­фами. Из греческого искусства этрусские художники используют не только художе­ственные приемы, но заимствуют мифоло­гические образы; Силен, Менада, Гермес, Аполлон, Геракл, Зевс теперь часто встре­чаются в этрусских произведениях.

Если в искусстве 7 в. до н.э. преобла­дали образы животных, реальных и фан­тастических, то теперь человек становится главной темой искусства. Появляются но­вые сюжеты в росписи и в рельефе: заупо­койный пир, оплакивание, охота, спортив­ные и гладиаторские игры.

В росписях и склепах встречаются эле­менты пейзажа, деревья, цветы, и в одном случае нам известен большой приморский пейзаж — это могила Охоты и Рыбной ловли (Тарквинии).

Форма художественного выражения в 6 в. до н.э. во многом условна. В живопи­си и рельефе это проявляется в располо­жении корпуса в фас при профильном по­ложении бедер, глаза в фас при профиле лица. Условно раскрашено темно-коричне­вым мужское тело, а женское — светлым. Но вместе с тем этрусские мастера в тече­ние 6 столетия до н. э. овладевают пра­вильным построением пропорций, изобра­жением разнообразных движений, вырази­тельностью жеста. Большое внимание в этот период уделяется натюрморту — раз­личной утвари, мебели, одеждам. Такова роспись могилы Львиц (Тарквинии).

В отличие от греческой этрусская скульптура создавалась не из мрамора (залежи которого были открыты на терри­тории Италии лишь в 1 в. до н.э.), а из глины и_ бронзы либо из местных пород камня — известняка и травертина.

Замечательными образцами терракото­вой скульптуры являются большие сарко­фаги с изображением на крышке возлежа­щих супругов, статуя Аполлона и части статуи Гермеса из Вей, а также многочисленные террако­товые раскрашенные антефиксы с голова­ми Силена и Менады.

В первой половине 5 в. до н.э. усили­вается влияние греческого классического искусства в этрусской живописи и пластике именно в пропорциях фигур, которые становятся более стройными, и в типе ли­ца, приближающегося к середине 5 в. до н.э. к классическим формам.

Тяжелое время войн с Римом во второй половине 5—4 вв. до н.э. не могло не от­разиться и в искусстве. Сокращается чис­ло роскошных расписных склепов в связи с обеднением многих старых знатных ро­дов.

Под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строят из камня и фрон­тоны украшают терракотовыми скульпту­рами.

Живопись Этрурии конца 5—4 вв. до н.э. продолжает находиться под большим влиянием греческого искусства. Грандиоз­ные композиции Полигнота, разработка живописных проблем в работах Зевксиса, Паррасия, Тиманфа и великих живопис­цев фиванско-аттической и сикионской школ 4 в. до н. э. знаменовали собою столь блестящий расцвет греческой живописи, что значение этого художественного явле­ния вышло далеко за пределы Греции.

В росписях 6 в. и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров, музыки и танцев, состязаниям ко­лесниц.В росписях конца 5—3 вв. до н.э. другое настроение: мрач­ные картины подземного мира, неумоли­мые строгие владыки Аида — Плутон и Прозерпина, страшные демоны — чудови­ща, угрожающие покойным и терзающие их. Если еще и рисуются картины заупо­койных пиров, то участники их полны грусти и печали.

Замечательными примерами росписи этого периода являются могила Чудовища в Тарквиниях (Рис. 197) и могила Щитов (Тарк­винии) (Рис. 198).

В 3—2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй хозяйствен­ный и культурный подъем, хотя и не та­кой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н.э. Ис­кусство и этого периода продолжает раз­виваться по двум главным направлениям: одно связано с эллинистическим искусст­вом, другое—традиционно-местное.

Яркая самобытность этрусского искус­ства больше всего проявилась в этот пери­од в скульптурном портрете. Теперь широко входит в погребальный обычай за­хоронение в саркофагах и урнах из тер­ракоты, реже камня, с изображением воз­лежащего покойного на крышке. Портрет на саркофаге или урне чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического. Все они отличаются боль­шой портретной точностью, без всякой идеализации передающей нам облик эт­русков (Рис. 199).

Хотя в начале 1 в. до н.э. началась ин­тенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продол­жают работать в старых традициях. К чис­лу таких позднеэтрусских памятников принадлежит большая бронзовая статуя оратора; на статуе начертано по-этрусски имя оратора — Авл Метелл (Рис. 200).

Искусство этрусков оставило значительный след в истории мировой культуры и повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Основа этрусской художественной культуры - система идеологических, религиозных взглядов. Как их отражение - строительство в Этрурии храмов и усыпальниц. С их декорировкой связано развитие этрусской пластики и живописи. Этрусская скульптура из обожженной глины и бронзы поражает образной силой и техническим мастерством. Знаменитая работа этрусского скульптора Вулки «Капитолийская волчица» на долгие века стала символом города Рима. Рим - завоеватель Этрурии, взял за основу своего художественного развития достижения этрусков в градостроении, культовом зодчестве, пластике, общественном устройстве.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1542; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10042 - | 7818 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Искусство ранней Римской империи (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.)
  2. II. Искусство периода иконоборчества
  3. II.Искусство расцвета Римской империи (2 в. н.э.)
  4. III. Византийское искусство IX-XII вв
  5. IV. Византийское искусство XIII - XV вв
  6. IV. Список основных артефактов.. II. Искусство периода Республики (6-1 вв. до н.э.)
  7. Актерское искусство
  8. Актерское искусство Франции периода романтизма
  9. Актерское искусство. В то время как в странах континентальной Европы театральная жизнь была полна художественных исканий, английский театр не претерпел никаких существенных
  10. Актерское искусство. Коклен (Бенуа Констан Коклен) (1841-1909) – ученик крупного французского актера Ренье; он учился в консерватории – главном учебном заведении. Уже на второй
  11. Актерское искусство. На театральных подмостках возрождение классицизма связано с рядом крупнейших актерских имен, из которых должны быть выделены имена А.С. Яковлева и Е.С


 

3.233.219.101 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.