Этрусская живопись. Золотой браслет из Ветулонии



Золотой браслет из Ветулонии. VII в. до н. э.

роспись по сухой штукатурке, по поверхности мо­нолитной стены). Живописными композициями по­крывалось все пространство погребального поме­щения вплоть до потолка. Характерным примером росписи в Э. и. является т. н. гробница Быков, где имеются не только декоративные изображения и сюжетные сценки, но и имитированные детали храмовой архитектуры: двускатная кровля, про­дольная балка и т. д. В последующую эпоху компо­зиции росписей в гробницах приобретают более дробный характер. Вместе с тем живопись У1-1У вв. до н. э. свидетельствует о необыкновенном интере­се этрусских мастеров к передаче движения, к пейзажу, жанрово-бытовым сюжетам.

Лишь в IV в. до н. а эта тематика сменяется тра­гически-созерцательными образами (росписи гроб­ницы Чудовищ, IV в. до н. э.), и одновременно большую утонченность и разнообразие обретают приемы живописной техники. Более тщательной и искусной становится моделировка, расширяется цветовая гамма, появляется большая точность в передаче деталей. Редким памятником погре­бальной живописи IV в. до н. э. является расписной саркофаг из Тарквиний, выполненный в мраморе и украшенный снаружи сценами борьбы греков с ама­зонками. Характерны не только свобода и смелость рисунка, точность деталей, но и чувство простран­ства и объема, проявленное этрусским мастером. Движения фигур переданы с предельной экспресси­ей. Можно сказать, что в эту эпоху этруски настоль­ко же превосходят греков в живописи, насколько уступают им в вазописи.

Искусство керамистов, торевтов и ювелиров Эт­рурии не менее своеобразно. Произведения этих мастеров долгое время служили статьей дохода для многих этрусских городов и областей. В VII в. до н. э. в Э. и. широко распространилось изготовле­ние ювелирных изделий, украшенных орнамен­тальными и фигурными композициями. Фибулы, бляхи и украшения выполнялись из золота и по стилю напоминают произведения «звериного» стиля мастеров Северного Причерноморья. Вместе с тем в орнаменте используются чисто греческие формы — треугольники, зигзаги, меандр. Замечательным ма­стерством отмечены прославленные современника­ми золотые изделия из Ветулонии, украшенные


фигурками животных, сфинксов, процессий зверей и птиц — мотивами, пришедшими из древнегре­ческой вазописи VII в. до н. э. Широко используется техника грануляции; нередко золото сочетается с другими материалами. Однако полихромия в Э. и. торевтики не была популярна, мастера предпочи­тали однородный материал, но разнообразную об­работку его фактуры. Во второй половине VI в. до н. э. ремесленники освоили производство резных камней, интерес к которым был вызван знаком­ством с греческими геммами. В V в. до н. э. все чаще появлялось в ювелирных изделиях изображение че­ловеческого лица. Все увереннее отходили этруски от условных и обобщенных форм, стремясь к боль­шей достоверности и конкретности изображений.

Э. и. оказало сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых этрусские мастера были образцом в при­кладных искусствах и строительном деле. От эт­русков римляне переняли и некоторые особенности политического устройства, структуру и вооруже­ние армии, ряд особенностей мифологии, религии и светской символики. Возможно, через этрусков италийские племена Северной и Средней Италии восприняли греческое письмо.

Интерес к памятникам Э. и. существовал еще в эпоху Средневековья, но особенно популярны они становятся в эпоху Возрождения, когда римс­кие и флорентийские гуманисты впервые описы­вают, реставрируют, изучают этрусские памят­ники наряду с греческими в поисках истоков собственной культуры и следов золотого века.

Литература:

Елъницкий Л. А. Элементы религии и духовной культу­ры древних этрусков // Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.

Чубова А. П. Этрусское искусство. Альбом. М., 1972.

ЭТРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, монументальные росписи, выполненные главным образом на стенах погребальных сооружений и на поверхности камен­ных и глиняных саркофагов этрусскими мастерами в ЛПЛ-1 вв. до е а Э. ж. — сфера искусства, отлича­ющаяся необычайной самобытностью и оригиналь­ностью, по своей художественной роли и достоин­ствам сопоставимая с областью скульптуры в искус­стве классической Греции. Как и остальные памятники этрусского искусства, произведения Э. ж. классифицируются в соответствии с принятым в настоящее время разделением процесса развития этрусской культуры на три этапа (ориентализиру-ющее, архаическое и эллинистическое искусство). Следует отметить, что нередко употребляемое по отношению к искусству этрусков определение




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: