Основные теоретические положения. 1. Систематизируйте знания об основных подходах русской педагогической мысли XIX столетия к проблемам образования, воспитания, деятельности школы в контексте

Задание №7.

L Задания для самоконтроля.

Методические указания.

1. Систематизируйте знания об основных подходах русской педагогической мысли XIX столетия к проблемам образования, воспитания, деятельности школы в контексте философско-исторического осмысления ею возможных прогрессивных путей развития России.

! Заполните таблицу:

Таблица 6.

“Общая характеристика основных направлений

в развитии русской педагогической мысли XIX века”.

направление в общественно-педагогической мысли основные представители ведущие идеи, концепции цитаты из первоисточников
       

Прежде чем заполнить таблицу, определите, кого из перечисленных мыслителей (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, В.Ф. Одоевский, П.Г. Редкин, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, А.С. Хомяков, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев) условно можно отнести к представителям общечеловеческого, а кого – к представителям общенационального направления в русской общественно-педагогической мысли XIX века. Для этого используйте основные теоретические положения (р. 4, п. 4) или вводные очерки П.А. Лебедева «Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX века» (см. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987. – С. 7-26) и «Школа и педагогическая мысль России второй половины XIX века – начала ХХ века» (см. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. – начала ХХ в. – М., 1990. – С. 5-37).

При заполнении графы 4 данной таблицы также воспользуйтесь фрагментами первоисточников, помещёнными в разделе Дидактических материалов (CD).

2. Обратитесь к выдержкам из документа Северного общества декабристов – Уставу «Союза спасения» и работы В.Г. Белинского «О воспитании детей вообще и о детской книге» (см. Дидактические материалы, CD).

! Сравните их подходы к проблеме ответственности государства и родителей за воспитание.

! Ответьте на вопросы.

- В чём сущность и как соотносятся идея общечеловеческого и идея общенационального в образовании и воспитании?

- Какое дальнейшее развитие получил принцип природосообразности в воспитании?

- Как обосновывалась идея самоценности детства в воспитании и образовании?

- Какая роль отводилась идее педагогики как науки и искусства воспитания?

- Какие точки зрения существовали на соотношение общего и специального (реального) образования?

- В чём сущность идеи русской национальной школы? В каких концепциях она получила своё обоснование?

Сделайте общий вывод: какие из идей просветителей России XIX века актуальны в настоящее время.

1. Продолжить знакомство с развитием школьного образования и воспитания в странах Западной Европы, США и России XVII-XIX веков.

I. В XVII-XIX веках в западноевропейских странах шёл процесс становления и развития национальных государств, буржуазных отношений и, следовательно, вопросы школьного образования привлекали особое внимание видных общественных деятелей, философов, педагогов.

В начале Нового времени укреплялись сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному: гимназии (в протестантских странах с немецким языком); коллегии (во Франции и у иезуитов); грамматические школы (в Англии); распространяются рыцарские или дворянские академии.

В украинских и белорусских городах на рубеже XVI-XVII вв. возникли так называемые братские школы, оказавшие значительное влияние на становление образования в Московской Руси.

В России XVII века наряду с прежними монастырскими и церковными школами стали появляться школы повышенного типа – своеобразные училища (например, Типографская школа 1681 г.), авторская школа братьев Лихудов, возникло высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия (1687). Своеобразным кодексом воспитания юношества явился трактат «Гражданство обычаев детских», автором которого был Епифаний Славинецкий.

В XVIII веке особый акцент в европейских странах был сделан на развитие начального образования, которое становилось гражданской обязанностью. Появляются авторские педагогические системы: школы в Пор-Рояле, учреждения А.Г. Франке, математическая реальная школа К. Землера и другие реальные школы. Для России XVIII век – это активный процесс становления отечественной системы образования. Появление новых моделей школ было обусловлено реформами Петра I, деятельностью М.В. Ломоносова, проектами Екатерины II: государственные начальные и средние школы гимназического типа, специализированные учреждения закрытого типа для детей дворян, профессиональные школы. Параллельно им продолжают развиваться ставшие традиционными для России церковные учебные заведения.

В эпоху XIX века практически во всех экономически развитых странах Европы были приняты законы об обязательном начальном образовании, увеличилась сеть средних учебных заведений, наряду с классическими общеобразовательными школами начали распространяться реальные школы, популярность имели авторские педагогические системы.

В России в этот период под руководством Министерства народного просвещения, учреждённого 8 сентября 1802 года, происходит активный процесс разработки школьных уставов и проведения в жизнь реформ образования. В результате складывается система школьного образования, для которой были характерны сословный характер, сочетание государственных школ с частными негосударственными учебными заведениями, появление народных земских школ и т.д.

К концу XIX века европейские школы развивались в русле идей реформаторской педагогики. Популярность получили так называемые экспериментальные школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: