Основные теоретические положения. Это задание ориентировано на продолжение знакомства с историческими типами школ, характерными для эпохи Средневековья не только стран Западной Европы, но и

Задание №4.

L Задания для самоконтроля.

Методические указания.

Это задание ориентировано на продолжение знакомства с историческими типами школ, характерными для эпохи Средневековья не только стран Западной Европы, но и Ближнего и Среднего Востока. Используйте наряду с лекционным материалом учебные пособия А.И. Пискунова, З.И. Васильевой и др. (по выбору). Также познакомьтесь с дидактическими материалами к разделу 3 (CD), посвящёнными проблемам школьного образования.

Обратите внимание на основные типы школ: духовные, светские – государственные и авторские. Наиболее ярким примером реализации гуманистического подхода в практике школьного образования являлась авторская школа Витторино да Фельтре (1378-1446), деятельность которой представлена в отрывке из работы П.Г. Мижуева «Главные моменты в развитии западноевропейской школы».

Обратите особое внимание на значение средневековых университетов как центров просвещения в XII-XVI столетиях.

1. Изучите сущность понятия «университет», его структуру, особенности организации в нём учебного процесса.

! Заполните таблицу:

Таблица 8.

“Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения”.

страна название учебного заведения время возникновения цели школы особенности организации и содержания обучения
         

! 2. Перечислите основные принципы организации авторской гуманистической школы Витторино да Фельтре.

! 3. Используя словарь историко-педагогических терминов, выпишите понятия: университет, декан, факультет, бакалавр, магистр, доктор, школяры, ваганты.

4. Изучите материал из «Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ» (1215).

! Ответьте на вопросы: почему

- в постановлении папского легата так много внимания уделяется вопросам, не связанным напрямую с учёбой (одежде магистров, их участию в похоронах и т.п.)?

- именно папский легат пытается распоряжаться в Парижском университете?

- в документе говорится о том, что книги должны быть «прослушаны», а не «прочтены»?

- именно книга Аристотеля «Метафизика», посвящённая общему устройству мира, оказалась среди запрещённых?

I. Заполните пропуски.

1. Учение религиозной философии, ориентированное на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие, используемое для обучения в церковных школах XI-XV вв., – _______________________________________

2. Объединение учителей и учеников, предоставляющее высшее образование в странах Европы, – ________________________________________

3. Форма обучения, которая была принята в семьях торговцев и ремесленников наряду с церковными и светскими школами, – _____________________________________

4. Арабская грамматическая школа, обучение в которой проходило на основе Корана, – ___________________________________

Охарактеризовать сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования.

Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания. Гуманизм (лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права: на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, сформировался «гражданский» гуманизм. Его представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – считали основной целью воспитания формирование социально активной личности, человека-гражданина, патриота, действующего на благо общества, а истоками воспитания – семью.

Идеал созерцания, свойственный средневековым учёным-схоластам, вытесняется идеалом действия. Основываясь на понимании природы человека как единства его телесной и духовной сущности, гуманисты предлагали для его гармонического развития осуществлять вместе с умственным и нравственным:

- физическое воспитание, которое наряду с традиционным развитием тела, укреплением духа, военной подготовкой предполагало также закаливание организма, гигиену отдыха;

- трудовое воспитание, так как «этим он может приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье» (Л. Альберти).

Новая политическая ситуация в Европе с конца XV в., характеризующаяся утверждением абсолютной монархии, подавляющей личность, ориентировала на проявление гражданской активности, самовыражения человека в научных занятиях. Очагами новой гуманистической культуры становятся кружки мыслителей, деятельность которых объединяла Платоновская академия во Флоренции (1459-1521).

Термин «humanitis» приобретает значение учёности. Переводы и комментарии трудов классической древности стали основным направлением развития культуры Возрождения, получившим название «филологического» гуманизма. Широкие филологические знания, достигаемые в большинстве случаев путём самообразования, дававшие человеку как бы внутреннее освобождение, уводили его вместе с тем от гармонического развития, что в результате привело в конце XVI в. к вырождению гуманистического идеала всесторонне развитой социальной личности в литературную образованность (см. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. – М., 1988. С. 94.).

Ещё в начале XVI века в Англии при Оксфордском университете под влиянием флорентийского платоника образовался кружок Джона Колета (1467-1519), в котором сложилось направление «христианского» гуманизма, ориентированного на противостояние средневековому схоластическому формализму и догматической религиозности в воспитании и образовании. «Христианский» гуманизм оказал наибольшее влияние на философско-педагогические взгляды Эразма Роттердамского (1466/69-1536), Томаса Мора (1478-1535).

В целом, ведущими педагогическими идеями гуманистов различных направлений являлись:

- утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в выработке идеала воспитания личности;

- признание природного равенства всех людей на воспитание и образование;

- развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);

- необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе, обществе, созданном на новой социальной основе (утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы);

- обучение и воспитание в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини);

- реализация энциклопедической программы обучения (Франсуа Рабле);

- опыт, эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления (Мишель Монтень, Хуан Луис Вивес).

В начале XVI в. гуманистическая мысль вступает в непримиримое противоречие с движением Реформации по вопросу понимания природы человека, призыва к земной гармонии. Тем не менее, педагогические взгляды и идеи гуманистов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие гуманистических педагогических традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: