И искусства

ЛЕКЦИЯ 3. XVIII век в истории белорусской культуры

Музыка в жизни различных слоев населения и церковных конфессий, паратеатральные действа. Школьный театр в XVIII веке (опера «Апалон-заканадаўца, ці Рэфармаваны Парнас»), частные музыкальные театры. Оркестровое исполнительство. Музыкальное образование.

Музыка в жизни различных слоев населения и церковных конфессий, паратеатральные действа. В истории мировой музыкальной культуры ХVIII в. является одним из важнейших этапов, на котором впервые за тысячелетия музыка вышла на ведущее место среди других искусств и подарила миру шедевры Баха и Генделя, Гайдна и Моцарта, Глюка и Бетховена. Именно тогда произошла настоящая «смена вех» в формах музыкальной жизни, ее жанрах и стилях. Она возвестила о начале нового этапа в развитии светской музыкально-профессиональной культуры и вызвала к жизни исторически перспективные явления музыкального искусства, которые до сегодняшнего дня во многом определяют его облик.

В XVIII веке на территории Беларуси происходили знаменательные события в городской музыкальной культуре, которая была яркой, многогранной и полноценной. В ней имели место важнейшие формы музыкальной жизни (оперно-балетный спектакль, концерт) и жанры музыкального искусства (опера и симфония), которые возникли на Западе и были чрезвычайно плодотворно, интенсивно и творчески освоены местным искусством, подготовленным к их восприятию путем своего исторического развития.

В Беларуси в XVIII веке музыкальное искусство стало играть все более значительную роль в жизни разных слоев городского населения. В первую очередь, это касалось светской аристократии, в официальном и семейном, праздничном и ежедневном быту которой музыка была неотъемлемым компонентом, она приветствовала магната, когда тот торжественно въезжал в свой город или поместье; музыка звучала и в храме, куда магнат – опекун всех конфессий на своих землях, входил принять участие в службе. И не только при жизни, но и после смерти звучала в его честь музыка, оформляя грандиозные скорбные торжества, которые напоминали театрализованные постановки. В целом, театр становится доминирующей формой существования художественной культуры в XVIII веке.

Осуществить постановки многочисленных оперных и балетных спектаклей, достичь высокого качества их воплощения, возможно было только при использовании значительных музыкально-профессиональных сил. Хорошо понимая это, магнаты-организаторы театров запросили в свои оперные труппы и оркестры известных музыкантов, представителей ведущих на то время школ – итальянской, французской, австро-немецкой и чешской. Только при Несвижском дворе Радзивиллов в 1780–1785 гг. служили итальянский певец, дирижер и композитор Джоакино Альбертини, немецкий композитор Йоган Давид Голанд, чешский композитор, пианист, органист и педагог Ян Ладислав Дусик; в 70-е годы у Антония Тызенгауза в Городне служил итальянский композитор Камиле Абате; у Михаила Огинского в Слониме, Сапегов в Ружанах и Тышкевичей в Свислоче – известный итальянский скрипач и композитор Карлье Чиприани; в 80-е годы у Семена Зорича в Шклове – немецкий музыкант Йозеф Стефани, чешский композитор и пианист Эрнст Ванжура; в 90-е годы у Сапегов в Деручине – чешский пианист, скрипач, композитор и дирижер, первый учитель Ф. Шопена Бойцах Живный. Рядом с зарубежными музыкантами в театрах работало и много местных – крепостных и вольных. Наиболее талантливые и образованные из них – Левон Ситанский, Ян Ценцилович, Ежи Баканович, Михаил Белявский, Александр Зорка, которые занимали ответственные должности солистов и капельмейстеров в капеллах магнатов.

Главным условием и одновременно результатом укоренения таких видов музыкальной практики, как опера, концерт был общий подъем музыкально-профессиональной культуры Беларуси в целом, особенно тех ее областей, без которых театрально-концертные формы не могли существовать – профессионального исполнительства и музыкального образования. Эти явления сформировались в Беларуси еще в XVII в. под патронажем аристократии, которая имела возможность содержать крупные исполнительские коллективы, в частности оркестры и капеллы, музыкально-образовательные заведения, где учили местных детей и посылали наиболее талантливых своих музыкантов учиться за границу.

Во второй половине XVIII в. среди представителей высшего сословия Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, куда входили в то время белорусские земли, развитию этой области музыкальной практики содействовали многие факторы: неограниченные возможности знати в получении общего музыкального и специального образования, регулярные поездки в музыкальные столицы мира, личное знакомство с великими европейскими композиторами, виртуозами-инструменталистами, вокалистами и дирижерами. К тому же представители аристократии Беларуси не могли оставаться в стороне от процесса общего подъема любительского музицирования, который охватил как западноевропейские страны, так и Россию.

Таким образом, в XVIII в. музыкальная жизнь светской аристократии была очень интенсивная и богатая в своих проявлениях: от разных форм включения музыки в быт до собственных творческих опытов. Важнейшей областью музыкально-культурной деятельности знати было меценатство, которое в значительной мере способствовало утверждению важнейших явлений не только в музыкальной жизни магнатов, но и в культуре Беларуси в целом.

В XVIII в., как и в предшествующих веках, развитие городской музыкальной культуры происходило в сложной идейной атмосфере, которая характеризовалась противостоянием и взаимодействием культовых и светских форм духовной жизни, а также напряженностью и изменчивостью межконфессиональных взаимоотношений внутри самой культовой традиции. При известной веротерпимости, которая сделала возможным сосуществование на территории Беларуси нескольких религий (христианства, иудаизма и ислама), наиболее прочное положение и широкое распространение имела христианская церковь, представленная православной, католической и униатской конфессиями. Самой влиятельной среди них в XVIII в. оказалась католическая, которая одержала победу в своей борьбе против протестантства и православия. В то время католическую веру приняло большинство дворян Беларуси, которые стремились уровнять свои права с польской шляхтой, в основной своей массе католической. Униатскую религию (греко-католическую) признавали главным образом городские низы, мелкая шляхта и крестьянство.

Одним из средств привлечения населения к своей религии иезуиты, как и другие ордена, рассматривали искусство, и особенно музыку, способную оказать глубокое влияние на эмоции человека. Не случайно ей отводилась значительная роль в католической службе, во время которой звучали песнопения, играл орган и инструментальные капеллы. Кроме этого, разные конфессии постоянно занимались учебно-воспитательной работой и вкладывали значительные средства в организацию и деятельность учебных заведений (музыкальных бурс, коллегиумов, церковных школ), в которых осуществлялась подготовка профессиональных музыкантов для костельных хоров и оркестров, а также музыкальное воспитание школяров. Для осуществления разносторонней музыкально-культурной деятельности храмы и монастыри всех религий должны были концентрировать вокруг себя музыкально-исполнительские, педагогические и творческие силы. И действительно, при культовых центрах работало много композиторов, вокалистов и инструменталистов, преподавателей и музыкальных мастеров. Таким образом, в XVIII в., как и раньше, церковь оставалась важным центром сохранения и развития традиций музыкально-профессионального искусства в Беларуси.

Мещанское сословие составляло в XVIII в. основную часть городского населения Беларуси. Исходя из сведений, которые сохранились, музыка занимала определенное место в жизни этой сословной группы. Наиболее массовым событием в ее быту были общегородские торжества, которые обычно сопровождались музыкой. Эти церемонии, важная часть идеологической программы, в том числе и светской власти, проходили в дни сакральных праздников, заседаний государственных органов, приездов того или иного магната, царских именин и т.д.

Содержание городских праздников Беларуси изменялось на протяжении столетия, форма же была более устойчивой и несла в себе основные признаки паратеатрального представления, которое находилось на грани между театром и не театром, между искусством и самой жизнью. Паратеатральное представление будто превращало площади и улицы белорусских городов в огромную сцену под открытым небом, на которой по заранее разработанному сценарию разворачивались помпезные шествия шляхты, воинских формирований, мещан и простолюдин. В театрализованном действии использовался целый комплекс визуальных и пиротехнических эффектов – иллюминация, фейерверки, салюты; сложная система аллегорий, символов, эмблем, а также изобразительные возможности разных видов искусств: декоративно-прикладного, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и др. От каждого из видов искусства и от всех вместе требовалось, в конце концов, одно: впечатлить, ошеломить зрителя-участника, чтобы открыть путь для постижения дидактично-эстетического смысла творчества.

Необходимо отметить, что музыка сопровождала большинство городских торжеств Беларуси XVIII в. В качестве примера приведем краткий пересказ некоторых типичных описаний из источников XVIII в. «Городня, 1754 год. Триумфальный въезд на Городненское старшинство князя Юзефа Масальского. В праздничном шествии участвовали многочисленные воинские формирования, шляхта и чиновники разных воеводств. При въезде князя в город послышались залпы орудий и звучанье капелл, размещенных на разных башнях. В костеле прозвучала месса («Хвала тебе, Боже»)».

«Несвиж, 1763 год. Похороны виленского воеводы, великого гетмана литовского князя Михаила Казимира Радзивилла. Перед началом траурного шествия около гроба, установленного на триумфальной колеснице, произнес речь Юзеф Катенбринг. Затем по сигналу орудий процессия двинулась с места «Пайшлі тады цэхі і брацтвы, жалобную пачынаючы цырымонію», – гласит предание».

«Бобруйск, 1792 год. Праздник, посвященный Конституции 3 мая (была принята в 1791 году), начался на рассвете 29 сентября со стократных залпов орудий... В 11 часов утра в костеле справлялась служба «пры цудоўнай музыцы» и частых орудийных салютах».

Музыка, так или иначе, пронизывала собой паратеатральное представление. Часто именно она открывала торжество, оповещая его начало. Постановщики наиболее помпезных и продолжительных представлений, желая придать им разнообразие, вводили в оформление самую разную по способу исполнения и назначению музыку – вокальную (сольную и хоровую), инструментальную (ансамблевую и оркестровую) и вокально-инструментальную.

Однако в целом использование музыкальных жанров зависело от функциональной специфики и характера церемонии. Самым распространенным среди церковных произведений был хвалебный гимн благодарности «Хвала табе, Божа». Он звучал не только на сакральных, но и на светских торжествах в исполнении профессиональных музыкантов, которые служили в костелах, монастырях, бурсах при коллегиумах, а также горожан.

Распространенным жанром, который использовался и в культовых, и светских, и в траурных, и радостных праздниках были мессы – цикличные произведения с каноничным текстом. Судя по местным примерам месс, созданных Эвзебиюшем Михалевичем (Полоцк, 1779 г.), Дельфином Миколаевским (Слоним, 1783 г.), неизвестным автором (Несвиж, конец XVIII в.) или собранных и переписанных Максимилианом Книфком (Городня, 1781 г.), они были рассчитаны на исполнение солистом-вокалистом или хором а caрpella.

Очевидно, однако, что в рамках главной задачи культовая музыка выполняла и другие функции. Так, подобно всем остальным декоративным элементам представления, музыка украшала действие и придавала ему особенную репрезентативность. Кроме этого, помогала лучше организовать участников процессий, которые двигались под ее аккомпанемент.

Таким образом, музыка «работала» в массовых торжествах, казалось, на максимуме своих возможностей, помогая выделить яркую, колоритную картину праздника из контекста будничной действительности. В устойчивой, откристаллизованной на протяжении столетий форме массового праздника, которым было паратеатральное представление, использование музыки имело обязательный характер.

В жизни мещан наиболее широкое распространение получила бытовая музыка и бытовые формы музыкальной практики. И хотя мещанское сословие не имело возможности осуществлять многогранную меценатскую деятельность в музыкально-культурной области, но, тем не менее, эта социальная группа внесла свой вклад в развитие музыкального искусства в Беларуси.

Школьный театр в XVIII веке. Путь в истории развития музыкальной культуры Беларуси XVIII в. отмечен становлением музыкального театра, самого сложного, синтетического вида музыкального искусства, укоренение которого свидетельствует о высоком уровне и зрелости местной музыкальной культуры и знаменует собой новый этап в ее развитии. Однако, вместе с новыми для Беларуси собственно оперно-балетными формами, в которых музыка являлась главным элементом и основой действия, продолжали свою жизнь и традиционные, где музыка была преимущественно средством окраски и вспомогательным компонентом. Основной из этих традиционных форм был школьный театр, с которым связаны и некоторые собственно музыкально-театральные постановки. Как видно из программ школьных театров XVIII века, в его спектаклях музыка использовалась достаточно активно. В первой половине столетия она еще звучала в отдельных эпизодах и играла вспомогательную роль. Однако уже в это время со сцены можно было услышать не только пение, но и звучание музыкальных инструментов. Так, в спектакле «Жніво ўшанаванняў» (Городня, 1720 г.) раздавались песнопения ангелов, а в пьесе «Відовішча свету» (Несвиж, 1723 г.) – пение нимф. В постановках «Не царская прага царства» (Новогрудок, 1714 г.), «Язон па-за Калхідай» (Полоцк, 1723 г.), «Сонца ў кнізе» (Витебск, 1733 г.) слышалось пение сирен. Звуки трубы раздавались в пьесах «Жніво ўшанаванняў» (Гародня, 1721 г.) и др. Лира звучала в постановке «Ззянне Сарматыі» (Новогрудок, 1728 г.), охотничий рог – в спектакле «Юпітэр, прыкрыты арлом» (Новогрудок, 1729 г.), лютня – «Сонца ў кнізе». Кроме этого, инструментальная музыка сопровождала танец парней в постановке «Не царская прага царства», танец обезьян в спектакле «Юпітэр, прыкрыты арлом», танец сатиров в пьесе «Пасол з сэрца Сарматыі» (Полоцк, 1731 г.) и др.

Во второй половине столетия, когда школьный театр Беларуси вступил в завершающую стадию своего развития, музыка становится в нем одним из главных элементов. Об это свидетельствуют факты введения в спектакли так называемых опер (возможно, это были отдельные сцены или номера).

Известно, например, что итальянская опера звучала между действиями трагедии Юзефа Катенбринга «Сіроэс», поставленной в Несвижском коллегиуме в 1768 г. Опера на сюжет «Полішынеля» была показана в 1761 г. в Новогрудском школьном театре. «Цудоўныя хары разам з операй» прозвучали 1761 году в Новогрудском базыльянском театре. И, наконец, в 1787–1791 гг. для театра Забельского доминиканского коллегиума композитором Рафаэлом Вардоцким и драматургом Михаилом Тетерским была создана опера «Апалон-заканадаўца, ці Рэфармаваны Парнас». Опера на такой сюжет на светской сцене конца XVIII в. не имела бы успех, однако для школьного театра, суть и задачи которого оставались неизменными на протяжении нескольких столетий, подобное произведение не потеряло своей актуальности. «Школьность» оперы Вардоцкого обозначилось и в других моментах: прежде всего в распределении «Ролей» между многочисленными персонажами, что показало желание авторов привлечь к участию в спектакле как можно больше учеников – «актораў», в простоте их вокальных партий, рассчитанных на исполнение школярами, а не профессиональными певцами и т.д. И все же «Апалон-заканадаўца» является полноценным художественным произведением, в котором органично сочетаются традиции оперного жанра с особенностями школьных постановок.

Частные музыкальные театры. Первые оперно-балетные постановки начали ставиться в конце 1740-х годов в Несвиже, вотчине Радзивиллов – самых богатых в то время магнатов на Беларуси. Организацией спектаклей занимались сами владельцы театра – князь Михаил Казимир и княгиня Уршуля. Очень талантливая и хорошо образованная Уршуля Радзивилл не только заботилась о театре, но и сама писала для него оригинальные пьесы и перерабатывала произведения зарубежных классиков – Мольера, Вольтера и других. Именно эти пьесы, насыщенные музыкой (княгиня называла свои произведения операми и балетами), и положили начало музыкально-театральным постановкам в Несвиже. Драматические роли в них исполняли сами хозяева и члены семьи, а также многочисленные гости Радзивиллов. В оркестре играли профессиональные зарубежные и местные музыканты, а в хоре участвовали в основном местные певцы и певицы – «кантарки» из крепостных крестьян.

В истории восточноевропейского искусства Слонимский театр – явление необычное как по художественному уровню, так и по масштабам деятельности. Его особенности во многом определились художественными способностями и личными качествами владельца театра, одаренного и образованного человека – гетмана Великого княжества Литовского Михаила Казимира Огинского. В своей меценатской деятельности он ориентировался на лучшие образцы западноевропейского искусства и переносил его достижения на местную почву. В Слонимском театре на протяжении 15 лет (с 1765 по 1790 гг.) были поставлены многие оперы и балеты итальянский, французских композиторов: Дж. Паизиелло, А. Гретри, Э. Дуни, П. Мансиньи, А. Сакини, К. Глюка. Кроме зарубежных произведений в Слонимском театре ставились и оперы Михаила Казимира Огинского – «Кінутыя дзеці», «Становішча саслоўя», «Цыганы», «Зменены філосаф» и др.

Городнеский театр начал свое существование в 1774 году, когда надворный литовский советник Антоний Тызенгауз пригласил из-за границы 7 певцов, 8 певиц и итальянского композитора Камиле Абате для постановки при своем дворе оперных спектаклей. Через два года оперная труппа пополнилась еще несколькими зарубежными знаменитостями – певицами А. Давио де Бернуццы и К. Банафини. Согласно тогдашней традиции, певцы не только сами выступали в спектаклях, но и учили местных музыкантов. В Городне, как и в других магнатских театрах, ставились преимущественно западноевропейские оперы – «Бал» Д. Чиморозы, «Магнификат» А. Гретри. Одновременно с оперной труппой в Городне действовала и балетная. Руководил ей итальянский балетмейстер Г. Пепинети, а исполнителями были дети крепостных крестьян, которые учились в притеатральной школе, основанной А. Тызенгаузом. Среди балетов, поставленных в Городне, – «Селянскі балет», «Квартэт дудароў», «Другі балет пекароў».

Последним из магнатских театров начал свою деятельность Шкловский, который принадлежал фавориту Екатерины II графу Зоричу. В 1778 году меценат сформировал оперно-балетную труппу из местных и зарубежных музыкантов, которая действовала до конца столетия. В оперный репертуар Шкловского театра входили произведения модные при дворе российской императрицы – в основном комические оперы Дж. Паизиелло, М. Долейрака, Б. Галуппи, Дж. Сорти и др. Что касается балетного репертуара, то он состоял из пантомимы, дивертисментов и других постановок, музыку к которым писали композиторы, которые служили при дворе Зорича. Известно, в частности, что в 1780 году в Шкловском театре состоялась постановка балета «Двайная жаніцьба Арлекіна, ці Арлекін, шчаслівы ў магіі», музыку к которой написал шкловский композитор чешского происхождения Эрнст Ванжура.

Оркестровое исполнительство является одной из важнейших сфер музыкальной культуры XVIII века. Для его развития на Беларуси издавна сложились довольно благоприятные условия. Формировались они и в светском окружении (шляхта и магнаты считали престижным иметь хоть небольшую собственную придворную капеллу), и в культовом (католическая и униатская церкви широко использовали инструментальную музыку для сопровождения богослужения и сакральных праздников). Поэтому неудивительно, что уже в начале и в первой половине XVIII века (в то время, когда, например, в России инструментальное исполнительство еще не было распространено) в Беларуси приобрели популярность самые разные капеллы – как вокально-инструментальные, так и собственно инструментальные. Их имели в 1710-е годы минский воевода, писатель-мемуарист Криштоф Завиша, 1720-е – несвижские Радзивиллы, 1730-е – витебский воевода Марцыян Огинский, в 1750-е – маршал минского трибунала Ян Хилзен и подканцлер Михаил Сапега. Самый же крупный оркестр, который состоял из множества инструментов (труб, валторн, арф, органа, клавикорда, скрипок, виол) был в то время у Иеронима Радзивилла (г. Слуцк). Звучание этого музыкального чуда, которым так гордился магнат, можно было услышать на балах и охоте, маскараде и общегородских сакральных праздниках. Оно так и впечатляло слушателей, что даже стало воспеваться в стихах.

В XVIII веке в Беларуси, как и в других регионах Европы, активно шел процесс развития музыкально-профессионального и любительского искусства, носителями которого являлись музыканты. Благодаря найденным в последнее время сведениям стало известно, что в XVIII веке в белорусских городах их было довольно много: в Слуцке, например, только в 1740–1760-е годы работало около 20 музыкантов; в Шклове в 1781–1790-е годы – около 70; в Городне в 1765–1785-е годы – больше 90, в Слониме в 1765–1800-е – больше 100; в Несвиже 1724–1808-е – больше 120. Профессиональные музыканты чаще всего работали при дворах светской знати, культовых центрах и воинских формированиях. Наиболее полные сведения сохранились о зарубежных и местных капеллистах, оперных артистах и композиторах, которые служили в магнатских оркестрах и театрах. Среди зарубежных музыкантов-профессионалов, приглашенных в Беларусь из Чехии, Германии, Франции встречаются как знаменитые, так и менее известные. Так, в 1780-е годы в Несвиже работал крупный чешский пианист, композитор и преподаватель Ян Дусик (1760–1812), который в разное время гастролировал в Амстердаме, Гаазе, Берлине, Париже, Лондоне, Варшаве, Петербурге, а также в итальянских городах. В Деричине, при дворе Казимира Сапеги, служил в 1790-е годы известный чешский пианист, композитор, дирижер и скрипач В. Живный (1756–1842), который впоследствии стал первым учителем Ф. Шопена.
В Шклове у С. Зорича в 1780-е годы также работал музыкант чешского происхождения, композитор и пианист Э. Ванжура (середина ХVIII в. – 1802 г.) в Городне у А. Тызенгауза – чешский музыкант Эндерле (1776 г.), в Несвиже у К. Радзивилла и в Городне у А. Тызенгауза – чешский пианист Ф. Ержомбка.

Музыкальное образование. В XVIII в. музыкальное образование и воспитание развивались в двух направлениях. В культовом – продолжались традиции минувших столетий, в светском – зарождались и утверждались новые явления, которые стали доминирующими в более позднее время. Как и раньше значительная часть музыкально-образовательных заведений функционировала при храмах и монастырях разных конфессий. Среди них особенный интерес представляют музыкальные бурсы, где жили и приобретали профессию музыканта дети из бедных семей. Основателем этих школ-интернатов был орден иезуитов, которому принадлежали бурсы в Полоцке, Витебске, Новогрудке, Орше, Несвиже, Городне, Слуцке, Могилеве, Менске и других белорусских городах. Они входили в широкий круг аналогичных учебных центров, которые имелись в разных городах Речи Посполитой: Кракове, Люблине, Браневе, Познани, Варшаве и др. Подобные заведения существовали и в странах Западной Европы, в частности Германии и Италии. Интересно, однако, что в Беларуси эти музыкально-образовательные центры функционировали не только в XVI–XVIII вв., но и в XIX в., когда на Западе они уже были закрыты. Кроме того, в Беларуси музыкальную бурсу содержали и униаты – при Жировицком базыльянском монастыре.

Преподавали музыкальные дисциплины как зарубежные, так и местные высокопрофессиональные музыканты, которые работали в любительских театрах и оркестрах. В несвижской музыкальной школе в 1750–1780-е годы работали капельмейстеры Ф. Витман, А. Гофман, О. Рамкевич, Д. Корнер, А. Александрович, Ф. Ержомбка, Я. Дусик, итальянский скрипач Дж. Константин, «мэтр музыки» И. Редельберг, трубач Ю. Пилтс, валторнист К. Завадский, оперные преподаватели
С. Закревский и М. Вертерувна, певцы Германувна и А. Колензак. В слонимской школе М. Огинского в 1779 г. преподавали «мэтр на клавикордах» Д. Грабенбауер, в Шклове – И. Стефани, приехавший из Пруссии, и певчие – белорус П. Петух, который раньше работал в Могилеве.

В конце XVIII веке аналогичные учебные заведения возникли и на восточных, присоединенных к России белорусских землях. Так, в Бабиничах существовал женский пансион, где молодые дворянки учились музыке под управлением преподавателей, приглашенных из Витебска.

Во второй половине XVIII века получение образования происходит не только в местных учебных заведениях, но и за границей. Известно, в частности, что многих своих музыкантов магнаты отправляли учиться в Западную Европу. Так, Михаил Казимир Радзивилл направил своего капельмейстера Я. Ценциловича и скрипача Матеуша из Кореличей в Италию. Таким образом, в Беларуси музыкальное образование и воспитание получили в XVIII веке свое дальнейшее развитие и явились важнейшими сферами музыкальной культуры, которые позволяли расширить и сделать непрерывным процесс становления местного музыкально-профессионального и любительского искусства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: