ОДНОЭТАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС
КОММУНИКАЦИИ. ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО
Транспорт, обслуживающий промышленные предприятия, подразделяют на внешний (рельсовый, безрельсовый и водный) и внутризаводской.
Железнодорожный (заводской) транспорт применяется на предприятиях, выпускающих тяжеловесную продукцию или имеющих суточный грузооборот более 10 вагонов. Рельсовые пути широкой или узкой колеи прокладывают в складской зоне и вводят в производственные здания. Их пересечение (в одном уровне) с основными автодорогами не допускается.
Автомобильные (внутризаводские) дороги проектируют с твердым покрытием и шириной проезжей части 3,5—9,5 м. Въезд автотранспорта (двухполосный) на территорию предприятия предусматривают со стороны противоположной от железнодорожного ввода.
К зданиям по всей их длине устраивают подъезд пожарных автомашин: односторонний (при ширине 18 м) или двухсторонний при большей ширине здания. Расстояние от стен здания до края проезжей части дорог не менее 25 м.
Внутризаводскую сеть автодорог проектируют с кольцевым проездом. Для разворота автомобилей в конце тупиков устраивают площадки размером 12X12 м или петлевые объезды.
Пешеходные пути прокладывают по кратчайшим направлениям и устраивают в виде тротуаров шириной не менее 1,5 м. Край тротуара от проезжей части дорог располагают не ближе 2 м, а от зданий (с неорганизованным водоотводом с покрытий) не ближе 1,5 м.
Инженерные коммуникации (водопроводные, канализационные, теплофикационные и другие сети) прокладывают вдоль основных проездов над землей и под землей. Подземные трассы укладываются вне проезжей части дорог в траншеях, каналах, проходных туннелях. Не допускается совместная прокладка газопроводов и трубопроводов с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями.
Озеленение и благоустройство. Вдоль трасс внутризаводского транспорта, пешеходных путей, между цехами и около бытовых помещений высаживают зеленые насаждения. Древесные породы и кустарники подбирают с учетом воздействия на них производственных вредностей. Ширина озеленения принимается не менее 2 м. Площадь озеленения должна составлять 15—-20 % всей территории предприятия.
Для благоустройства промышленной территории используют осветительные фонари, фонтаны, клумбы, декоративные водоемы и другие малые архитектурные формы.
Пространственную систему (рис. 28), состоящую из колонн, подкрановых балок 'и несущих конструкций покрытия, называют каркасом одноэтажного промышленного здания.
В статическом отношении сборные каркасы представляют совокупность поперечных и продольных рам. Поперечные рамы воспринимают нагрузки от покрытия, снега, кранов, ветра, действующего на продольные стены здания, а также от массы (веса) наружных стен. Продольные рамы обеспечивают устойчивость поперечных рам и воспринимают ветровые нагрузки и динамические воздействия от торможения кранов.
Сопряжение элементов в узлах железобетонных каркасов бывает:1. жестким (низ колонн защемляется в фундаментах) и шарнирным (конструкции соединяются с помощью анкерных болтов, сварки закладных деталей и т. д.).
Устойчивость и пространственная жесткость каркаса обеспечивается совместной работой поперечных рам, связанных между собой продольными связями, подкрановыми балками и элементами покрытия.
Унифицированные типовые конструкции сборных железобетонных каркасов изготовляют заводским способом в соответствии с номенклатурой индустриальных изделий.
Промышленные здания каркасного типа имеют столбчатые фундаменты. Такие фундаменты бывают монолитные или сборные.
Монолитные железобетонные фундаменты ступенчатой формы (рис. 29) имеют «стакан» или «пенек» для установки колонны.
Верхнюю часть фундамента располагают на 15 см ниже уровня чистого пола. Это позволяет завершать работы по возведению подземной части здания до установки колонн. Такое положение верхнего обреза фундамента (рис. 29,в) достигается увеличенной высотой подколенника (банкета).
В бескрановых зданиях фундаменты имеют квадратную форму, в зданиях с мостовыми кранами прямоугольную. Длинной стороной прямоугольные фундаменты направлены внутрь здания. Площадь подошвы, и другие размеры фундаментов принимают на основе расчета.
Сборные железобетонные фундаменты (рис. 30) изготовляют одноблочными или составными. Последние состоят из нескольких элементов, уложенных на раствор и закрепленных сваркой закладных деталей.
Для уменьшения массы сборные фундаменты (рис. 30,а, б) изготовляют в виде оболочек из ребристых плит, опертых на плиту или грунт. Наиболее распространены в промышленном строительстве монолитные фундаменты, сборные целесообразны при площади ткЗ подошвы до 10—12 м2 и неглубоком ее заложении.
Свайные фундаменты (рис. 31) под колоннами промышленных зданий состоят из забивных или набивных свай, поверх которых укладывают ростверк и железобетонный башмак со стаканом для заделки колонн.
Железобетонные фундаментные балки (рис. 30, г, д) имеют трапециевидное или тавровое сечение. Их размеры зависят от величины шага колонн. Балки укладывают на бетонные столбики, в ниши подколенников или на выпуски закладных деталей.
Под наружные стены балки укладывают с внешней стороны колонн. Для предупреждения пучения грунта под фундаментной балкой устраивают шлаковую подушку. Во внутренних стенах продольные оси балок совпадают с центрами колонн. Поверху фундаментных балок устраивается гидроизоляция из рулонного материала или цементного раствора. Верх фундаментной балки, всегда 0,03м.