double arrow

Основные коллекции златоустовского художественного оружия и златоустовской гравюры на стали


Четвертый этап - 70-е годы XIX в. - начало ХХ в.

К этому времени орнаментальные композиции становятся тоньше, изящнее, чем это было в 50 - 60-х годах "Расцвет русского реалистического искусства второй половины XIX века не мог не сказаться и на работах златоустовских мастеров. В орнаментальное украшение клинков художники, наряду с традиционным декором, вводят реалистические изображения отечественных цветов, плодов и трав: это и полевые колокольчики и ромашки, колосья и пяти-лепестковые цветы, зубчатые листья..." Становятся разнообразнее приемы создания изображений на клинках, украшения по цвету и тону становятся богаче.

Помимо орнамента, художники - граверы вновь обращаются к сюжетным композициям. В основном, это реалистические миниатюры, изображающие сцены охоты, озера с домиками рыбаков и другое. Такими изображениями украшались охотничьи ножи и кинжалы. В конце XIX века к сюжетным миниатюрам прибавляется изображение пейзажа Урала. Достичь совершенства в этой области помог богатый арсенал художественных и технологических приемов, которые в конце XIX в. были на высоком уровне.




В последнее десятилетие XIX века и в начале ХХ века в Златоусте выпускалось большое количество украшенных бытовых изделий - портсигаров, спичечниц, подносов, браслетов, тростей, столовых приборов.

В 1880 - 1890 гг. в украшенном цехе работали художники – граверы Я. Д. Варламов, И. Д. Клюев, И. П. Огарков, А. И. Королев, В. Н. Костромин, братья Субботины, В. А. Киселев, С. К. Недорезков, и многие другие. Эти мастера подняли искусство украшения оружия и бытовых предметов на уровень, близкий по художественной ценности к уровню 1820 - 1830 гг.

Модерн, захвативший в начале ХХ века художественную промышленность и некоторые народные промыслы, оказал, как считает М. Глинкин, пагубное влияние на златоустовских мастеров. "Появилась масса безделушек оружие (значительная часть) - не для боевых офицеров, а на потребу салонов, и поэтому вместо ручек приделывались к клинкам оленьи рога, например. В это время мастера тратили много сил на изобретение каких-то особо сложных форм, что почти всегда превращало вещь в бессмыслицу".

Еще одной причиной, повлекшей за собой упадок в граверном деле, явился новый метод нанесения рисунка на изделие - штамповка, при которой изображение наносилось при помощи особой печати из мастики. В большом количестве стали выпускаться низкопробные изделия, исполненные этим методом. И, несмотря на попытки художников М. Л. Мешалкина, Я. Д. Варламова и других возродить традицию украшения клинков не только орнаментами, но и миниатюрами картин сражений, охотничьих сцен и вернуть прежнее качество гравюры, кризис в творчестве мастеров нарастал и вылился в то, что цех украшенного оружия в 1909 году прекратил свое существование, чтобы возродиться вновь только в начале 20-х годов.



На этом закончился первый большой этап в развитии златоустовской гравюры на стали, который охватывает весь XIX век и начало ХХ века - до 1909 года.

I. Коллекция государственного Эрмитажа (г. Ленинград).
Коллекция содержит около 200 образцов златоустовского художественного оружия, как считает Миллер, не имеющих себе равных по историко-художественной ценности и научному значению. Основой эрмитажной коллекции стало собрание оружия, присылавшегося златоустовскими мастерами в Петербург в качестве подарков императорскому дому и пополнявшего собрание Арсенала

Царского Села (ныне г. Пушкин), которое сто лет тому назад было переведено в императорский Эрмитаж.
П. Коллекция военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Ленинград).
Коллекция включает более 150 образцов холодного украшенного оружия - сабель, палашей, шпаг и рапир, кинжалов, шашек и охотничьих ножей. Собрание содержит образцы оружия, украшенного златоустовскими мастерами в различные периоды XIX века. В коллекции есть работы Шафов, И. Бушуева, И. Бояршинова, оружие, украшенное в 40 - 60-е годы XIX века, в 70 - 80-е и в конце XIX века. В коллекцию вошло украшенное оружие, присылавшееся в XIX веке на почти что ежегодные выставки, ярмарки и т. п. в Петербург: оружие, оставшееся после расформирования отдельных полков, а также из частных коллекций.



III. Коллекция государственного исторического музея (г. Москва).
Коллекция содержит приблизительно около 100 экспонатов златоустовского художественного оружия, среди которого 5 работ И. Бушуева, 2 - И. Бояршинова и 9 - Шафов. Создавалась коллекция на основе собрания Военно-исторического музея, который существовал в Москве в начале ХХ века и включал художественное оружие, присланное в XIX веке в Москву на выставку, посвященную 1812 году; оружие расформированных полков. В коллекцию Военно-исторического музея вошли частные коллекции Шукина и барона А.А. Котуара де Бионкура, в которых было оружие, украшенное златоустовскими мастерами. В 1925 году это собрание полностью перешло в образовавшийся Государственный исторический музей, коллекцию которого в 1936 г. пополнило собрание оружия князей Вяземских, коллекция из усадьбы - музея Остафьева, из монастырей - бывшего Симонова, Донского и др. (По материалам О. Шестаковой).

IV. Коллекция златоустовского краеведческого музея.
Собрание включает около 150 образцов холодного украшенного оружия, среди которого 7 клинков И. Бушуева, несколько работ И. Бояршинова и несколько - Шафов; а также 400 - 450 образцов златоустовской гравюры.
Данной коллекции предшествовало собрание оружия заводского Арсенала, собиравшееся с 1825 года, создателем которого был П. П. Аносов. Есть предположение, что эта коллекция была затоплена в годы гражданской войны.
Современное собрание музея включает экспонаты оружия, поступившие в него после 20-х годов ХХ века. Очень много образцов златоустовских оружейников было передано в музей из центральных коллекций страны. Например, "Рыцарские доспехи" поступили в 1930 г. из Эрмитажа.
Образцы златоустовской гравюры 30 - 40 - 50-х гг. в основном закуплены у населения. Работы граверов 60 - 80 гг. закупались и закупаются музеем через магазины, реже - на заводе.

V. КОЛЛЕКЦИЯ АССОРТИМЕНТНОГО КАБИНЕТА ГРАВЕРНОГО ЦЕХА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА ИМ. В. И. ЛЕНИНА Г. ЗЛАТОУСТА
Включает художественное оружие Златоуста XIX века, среди которого одна работа И. Бушуева, и образцы златоустовской гравюры ХХ века. По временным рамкам развития златоустовского искусства - самая полная. Коллекция показывает весь путь развития искусства златоустовских граверов. Начала собираться с 1975 г. - года создания ассортиментного кабинета. Очень много экспонатов закуплено у населения г. Златоуста. Коллекция включает примерно 400 образцов холодного украшенного оружия и гравюры.

VI. КОЛЛЕКЦИЯ ЗЛАТОУСТОВСКОЙ ГРАВЮРЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО МУЗЕЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА
Коллекция содержит около 40 украшенных вещей и гравюр златоустовских мастеров. Включает в себя изделия, созданные в начале ХХ века и кончая изделиями современных мастеров. Собрание гравюры отражает все стили, направления и этапы развития златоустовской гравюры в ХХ в.

Vll. КОЛЛЕКЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.
Содержит свыше 50 экспонатов современной златоустовской гравюры на стали (1960 - 1990 гг.) и две работы И. Н. Бушуева.

Единичные вещи есть в других музеях страны, а также в музеях Польши, Югославии, ФРГ, Англии, Финляндии, Монголии и других стран.

Поскольку задачей кружка является главным образом общее, эстетическое и художественное развитие детей, то художественному воспитанию должно всегда отдавать предпочтение. Однако это не значит, что специальным навыкам надо уделять меньше внимания. Без специального обучения занятия в кружке могут привести, с одной стороны, к чуждой нам тенденции «спон­танного детского творчества», игнорирующей реалистическую школу изобразительного искусства, а с другой — обучение в круж­ке не будет развивать соответствующих способностей школьника. Важным моментом поддержания интереса кружковца к за­нятиям является также его творческая активность. Ребенка дол­жен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком.

Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые .задачи.

Существенной особенностью работы в кружке является не­однородность возрастного состава кружковцев. Школьник может поступить в кружок в любом возрасте, и руководителю придется проявить гибкость при выполнении программы, с учетом возраста ребят. С этим важно считаться еще и потому, что каждый детский возраст проявляет себя неповторимым образом, в специфических способностях, возможностях и потребностях.

Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач. И дело не только в том, чтобы правильно выбрать тот или иной методический прием, необходимо определенные детские способности, особенности сохранить. Н. С. Лейтес, исследовавший возрастные возможности детей, писал: «Очень важно — именно в связи с вопросом о способностях - не упускать из виду, что каждый детский возраст имеет свои особые, неповторимые достоинства и что переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями…Обращает на себя внимание, как это ни удивительно на первый взгляд, что отдельные проявления особых возможностей детской психики приходят и уходят, бывают связаны главным образом с определенным этапом развития».

Уловить эти временные, преходящие способности, развить их и закрепить — такова задача руководителя кружка, имеющего дело с детским творчеством. Это могут быть и общие способности (особенности восприятия, мышления), и специальные.

Следует постоянно учитывать возрастные возможности и .потребности. Не каждый вид деятельности посилен детям из-за своей" сложности, длительности, необходимости вкладывать определенные физические усилия и т. п. Кроме того, возрастные возможности ребенка не всегда сочетаются, с его потребностями. Личные стремления могут здесь и опережать возможности. На пример, ребенку хочется повторить портрет, выполненный взрослым специалистом, но портрет не получается. Ребенка охватывает досада, разочарование. А все дело в том, что его желание не соответствовало реальным возрастным возможностям.

Дети склонны выбирать и неверный способ для достижения своих целей, желаний. Например, они часто испытывают потребность

в двигательной активности, в физическом напряжении и берутся, за непосильный для них труд или предпринимают бессмысленные действия (начинают что-то строгать, перетаскивать)

и т.п.). Задача руководителя — направить энергию детей по правильному руслу.

Таким образом, руководителю кружка приходится в равной мере учитывать все возрастные факторы: и способности, и возможности, и потребности — в их диалектическом единстве и противоречии.

Не меньшее значение для успешной работы кружка имеет индивидуальный подход к детям. Это требование обязательно и

для общеобразовательной школы, там каждый ученик должен, в меру своих сил и возможностей, овладеть некоторым уровнем знаний и умений, обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности ребенка в кружке, то здесь даже сами, критерии ее оценки более индивидуальны. Это объясняется самим характером творчества, разным возрастом членов кружка, его численностью и т. д. Индивидуальный подход обязателен на всех

этапах. работы кружка.

Дети не равны не только по возрастным возможностям, но и по своим природным задаткам. Это известное различие обнаруживается и в их специальных способностях, и в особенностях их общей эмоциональной реактивности и чувствительности, их подвижности и работоспособности. Руководитель должен исходить из основного положения советской педагогической психологии о том, что одних и_тех-же результатов можно достигнуть, используя разные индивидуальные подходы к ребенку, например: подбирать соответствующие задания, определенный режим работы, с "учетом способностей ориентировать на тот или иной вид дея­тельности и т. п.

Подчеркивая необходимость индивидуального подхода в творческом развитии детей, надо всегда помнить, что главным остается развитие их личности в органическом единстве общих требований и индивидуальных особенностей. Как бы ребенок Ни был своеобразен, оригинален, талантлив, его личные качества формируются в коллективе (в классе, в пионерской и комсомольской" организациях в группе по интересам, в кружке). Отсюда — задача сформировать сплоченный, влиятельный коллектив кружка. Ведь и сегодня актуальным является положение, выдвинутое А. С. Макаренко: ' «Правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов...» И отдельный член коллектива «должен чувствовать свою зависимость от него — от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами»1. Иной подход приведет к развитию у ребенка индивидуализма, что в корне чуждо нашей морали, нравственному облику советского человека. Индивидуализм и эгоизм лишают основного смысла творчества — его направленности на служение обществу.

Прежде чем говорить о развитии способностей к скульптуре, необходимо разобраться в том, что понимается под способностью к ваянию (т. е. какие качества возможно и желательно развивать у ребенка, каковы критерии способностей).

Известно, что под способностями (независимо от их степе ни — гениальность, талант, одаренность) понимается возможность данного индивида успешно выполнять ту или иную деятельность. Любая конкретная деятельность имеет свои критерии «успешности», которые оцениваются по результатам этой деятельности. В художественном творчестве используются свои специфические критерии «успешности». Они обусловлены принятыми критериями оценки художественных произведений, на первый план выдвигаются" образность, выразительность и мастерство воплощения задуманного. Скульптор должен обладать рядом специальных способностей. Прежде всего — чувствовать глубину формы (изнутри на себя) и целостно воспринимать форму. Специфическим задатком является также чувство отношений масс. «Под этим названием, — писала А. С. Голубкина, ­­- требуется от работы соблюдение соотношения и соответствия частей и Целого... Школьные же требования заключаются в возможно полном соответствии меры тяжести и характера частей в связи с целым». Для скульптора важно также чувство пропорций и чувство пластики (хотя эти задатки необходимы в любом виде изо деятельности). Так, согласованность и грация движений включают в себя и согласованность в отношении масс, переход одной формы в другую, характер обработки поверхности.

Образный язык скульптуры как вида изо искусства проявля­ется в динамике пластики. Эта динамика и есть ее язык, как в живописи — цвет, а в архитектуре — архитектоника.

Скульптор должен обладать и развитым чувством композиции. Хотя этому можно найти аналогии в графике и живописи, тем не менее чувство композиции в скульптуре значительно отличается от, последних. Скульптура трехмерна и может обозреваться с разных (многих) точек зрения; эти точки зрения должны увязываться не только в едином стилевом решении всей массы скульптуры, но и учитывать окружающие предметы, если это не станковая, а монументальная скульптура. Так или иначе, скульптурная композиция есть составление целого из отдельных частей, умение их совместить должно быть присуще скульптору.

Помимо указанных специфических особенностей, скульптор должен обладать более общими, широкими задатками, необходимыми в любом виде художественного творчества. Прежде всего — образным видением. Под этим термином понимается способность схватывать индивидуальное и типическое при восприятии объектов окружающего мира и перерабатывать их в сознании в образную форму.

В этом процессе активно участвует не только восприятие (осязание, зрение, слух), но и художественный анализ скульпто­ра (как отражение его интересов, потребностей, выражающихся в творческой позиции). На элементарном языке мы называем это «цепким восприятием». Это главный момент творчества: суметь увидеть предмет не только в его частных, но особенных и общих взаимосвязях, или, иначе, умение увидеть предмет в его отношении (частном, особенном) к другим предметам, т. е. найти не "кажущееся, а действительное место предмета среди других предметов, правильно его оценить (раскрыть образный строй), увидеть в перспективе (определить его значение). Здесь неизбежны ассоциации, новые повороты мысли, т.е. отход от стереотипа, который легко создается и .чрезвычайно трудно преодолевается. В обновленном видении мира и состоит созидающая роль искусства как одного из видов творческой деятельности человека.

Творчество — «всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения...». Творчество — это во многом именно способность выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы. Шаблонность мышления, механическое повторение чужих мыслей и достижений, копирование действительности, художественных произведений — короче — простая схематическая репродукция не составляет подлинно творческого процесса. Скульптору важно развить в себе такие в общем-то родственные для всех творческих людей качества, как повышенная эмоциональность, острая впечатлительность; ему необходимо иметь творческий склад ума и воображение. Продуктивное творчество может состояться только при активном проникновении художника в характер отображенных явлений, включая и ассоциативное постижение мира.

На всестороннее развитие творческих способностей у детей должно быть обращено особое внимание руководителя кружка. Необходимо также воспитывать у детей, как уже подчеркивалось, трудоспособность, которая выражается в постоянной потребности к конкретной деятельности. Для скульптурного творчества это качество особенно важно, поскольку ваяние требует большого напряжения сил, длительной кропотливой работы над произведением, воли и целеустремленности.

Однако ценность художественного произведения, его значимость и сила эмоционального воздействия зависят не только и не столько от перечисленных выше творческих качеств, свойственных художнику (скульптору). Его творческая позиция определяется влиянием общественного бытия, является отражением этого бытия. На этой основе формируются принципы, с которыми художник подходит к созданию своих произведений. От них зависят выбор объектов и явлений для воспроизведения, круг духовных интересов художника, широта его мировоззрения, чуткость к проблемам времени и т. и. Вот почему развитие общих, специальных и творческих способностей детей органически включает и развитие их духовных и гражданских качеств.

Конечно, многое из сказанного выше относится больше к зрелому художнику, чем к детям. Но ребятам старшего возраста надо об этом помнить. Что же касается оценки способностей детей, особенно младшего возраста, то они, разумеется, несколько иные.

Первым и главным мерилом оценки способностей ребенка является оригинальность исполнения. Это выражается прежде всего в свободной трактовке пропорций, когда дети стремятся Передать главное в характере изображаемого объекта. Тогда детское воображение словно идет по пути своеобразного гротеска, далекого от натурального правдоподобия, но очень выразитель него (рис. 1). Вторым, не менее существенным критерием является способность к овладению материалом, т. е. способность понимать, глубоко усваивать объяснения руководителя, быстро приобретать необходимые навыки, быть наблюдательным. О наличии таких способностей можно судить по успехам, творческому росту кружковцев.

Третьим важным фактором является ярко выраженная склонность к собственно скульптурному творчеству. По данным ряда исследователей (А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес и др.), спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности
является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.

Однако перечисленные критерии не могут служить основой для принятия ребенка в кружок или отчисления его из кружка. Они относятся только к определенному возрасту, очень изменчивы и преходящи.

Главная задача руководителя — не определять, а развивать у детей способности.

Сочетание способностей, как это было показано выше, представляет собой взаимосвязь различных качеств. Эти качества характеризуют особенности восприятия, Мышления и воображения, репродуктивной и продуктивной деятельности. Каждое из качеств во взаимосвязи природных данных имеет существенное значение.

Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделять одинаковое внимание всем качествам, входящим в целостную систему творческих способ ностей. Дело в том, что в разном возрасте у детей способности к изо деятельности развиты неравномерно. Особое внимание руководителю кружка приходится уделять менее развитым способностям, например: зрительно-двигательной координации младшем возрасте, когда появляется тяга к детальной лепке (2-й и 3-й год занятий), обостренному чувству большой формы. Бывает и так, что у отдельных кружковцев слабо выражена наблюдательность или умение видеть характерное в объектах;" недостаточно развита способность работать по памяти и представлению и т.д. Следовательно, особое внимание необходимо уделять именно развитию этих качеств.

Для этого можно использовать различные методы прямого и косвенного стимулирования в зависимости от возраста ребенка. В старшем возрасте перед кружковцем можно прямо поставить задачу приобрести тот или иной навык: наблюдать, строить про порции, сформировать или отработать зрительно-двигательную координацию и т. п. Чем яснее поставлена задача, тем скорее она будет выполнена. В зависимости от уровня общего развития конкретные задачи можно ставить и перед детьми младшего возраста, но задачи эти должны носить в основном игровой характер.

Можно стремиться развивать детей в том или ином направлении, увеличивая количество определенных заданий, направляя внимание, ребенка на развитие именно этой способности, вместе с тем уместно варьировать задания чтобы навык формировался более разносторонне.

Вторым принципом развития творческих данных ребенка является объяснение и практический показ приемов работы. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов.

Наконец, третий принцип развития способностей — это использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности. внимание следует обратить на формирование творческого под хода, умения организовать свой труд и т.д.

Необходимо развивать и такое общее качество, как зрительное восприятие: тонкое, точное (способное улавливать небольшие различия объектов), широкое (охватывать одновременно большое количество объектов).

Принципиальное значение имеет развитие образного мышления, памяти, волевых и моральных качеств детей. Руководитель должен использовать любую благоприятную возможность, чтобы этому способствовать.

Одной из задач кружка является развитие эстетического и художественного вкуса детей. Здесь также потребуется много усилий от руководителя кружка. Трудность решения этой задачи состоит в том, что дети часто вступают в кружок с уже испорченным вкусом. И вот такого ребенка приходится не только воспитывать, но и перевоспитывать.

Выясним, прежде всего, что означает понятие эстетического вкуса. В словаре по эстетике можно прочитать: «Вкус эстетический — способность человека понимать и оценивать эстетические особенности предметов и явлений природы, общественной жизни. Он выражает оценку действительности, всего многообразия эстетических ценностей с позиций, выработанных у человека в процессе общественной практики, представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. В тех случаях, когда предметом этой оценки оказывается произведение искусства, способность эту называют художественным вкусом»1.

В этом определении главным является то, что эстетический вкус рассматривается, как общая способность наслаждаться пре красным в природе, в человеческих отношениях, в искусстве. Отсюда — у детей необходимо, прежде всего, воспитывать представление о прекрасном, как о совершенстве, гармоничности, целесообразности, завершенности предметов и явлений действительности. Важно научить их видеть прекрасное в жизни, в ее бесконечном многообразии. В произведениях искусства художники конденсируют, подчеркивают наиболее яркие примеры пре красного и безобразного. Дети должны воспитывать свой вкус на подлинных художественных образцах.

Развитие детского восприятия идет от определения очевидных контрастных явлений к более тонким наблюдениям различий. Известно, что дети первоначально различают контрастные тона, например противоположные концы цветового спектра. Цри соответствующей тренировке они могут научиться различать более двухсот оттенков. Такая способность ощущать тонкие градации цвета оказывается важной для высокого эстетического вкуса. И наоборот, признаком неразвитого вкуса может быть склонность наслаждаться лишь самыми примитивными, резкими сочетания ми, видеть прекрасное и уродливое только в самых явных про явлениях.

С учетом сказанного, развитие эстетического вкуса обязательно включает в себя умение осуществить тонкую дифференцировку оттенков цветов, отличать прекрасное от безобразного в богатом разнообразии окружающего мира.

Исключительно важную роль в этом отношении играет для скульптуры выбор и обработка различных материалов. В ходе такой обработки дети приобретают способность к тонкому анализу художественно-образных достоинств произведения, с одной стороны, а с другой — начинают сами не только различать, но и строить образ в тонких сочетаниях форм, цветов, движений и т.д.

В формировании художественного вкуса большое значение имеет то, как, в какой мере дети понимают единство формы и

содержания. Занятия скульптурой чрезвычайно способствуют такому пониманию. Лаконичный язык скульптуры одновременно и прост, и сложен. Он активизирует мысль ребенка, который по-своему стремится передать настроение, отношение, собственную авторскую позицию.

При решении многочисленных задач главным средством у скульптора остается все-таки умение верно передавать пропорции. Без верного глазомера не может быть ни скульптора, ни живо писца, ни рисовальщика, и это всегда надо иметь в виду.

Повторим, что мы приобщаем детей к скульптурному творчеству, для овладения которым требуется известная грамота: умение передавать пропорции, гармонию объемов (тектонику), навыки художественных решений скульптурных композиций и, наконец, умение определить характер моделировки формы, который за висит от образного решения в сочетании его с выбранным для реализации твердым материалом. В то же время следует помнить, что нельзя сводить всю работу к узкой специализации. Эстетическое воспитание средствами скульптуры может и должно опираться на знание литературы, истории, искусствоведения. Как писал известный советский скульптор С. Т. Коненков, «произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и ста туи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постоянно тренировать свой вкус, так же, как и мускулы». И все это важно помнить для того, чтобы воспитать интересную творческую личность, всесторонне образованного строителя коммунизма.







Сейчас читают про: