История декупажа

Модерн

I. Исторический раздел

Введение

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абольская Т. И. Златоустовское художественное оружие XIX века. - Л., 1986.

2. Белковский В., Карташов Н. Опорный край державы. - M., 1982.

3. Верзаков Н. Златоустовский имени Ленина. - Челябинск 1971.

4. Верзаков Н., Понуров В., Черноземцев В. Златоуст. - Челябинск 1979.

5. Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали. - Челябинск 1976.

6. Колесников В., Катушев К. Крылатый булат Златоуста // Техника молодежи. 1973. N 10.

7. Миллер Б. Художественное оружие Златоуста XIX - начала ХХ века: Каталог. - Л., 1990.

8. Моргунов Н. Традиции и проблемы народных промыслов. Златоуст. Судьба гравюры на стали //Художник 1982. N 3.

9. Павловский Б. Декоративно-прикладное искусство Урала. - М., 1975.

10. Рябков Ю. Б. Златоустовская гравюра на стали в 1970 - 1980 гг. Материалы конференции "Художественный металл Урала XVIII - ХХ вв." - Свердловск 1990.

11. Шестакова О. И. Из истории создания коллекции Государственного исторического музея //Техника и вооружение. 1990. N 1, 2.

12. Златоустовский рабочий, 1940 - 1990 гг.

Роль декоративного искусства в интерьере постоянно возрастает. В наше время, с появлением разнообразных декоративных элементов, люди стали с большим интересом подходить к выбору декора помещений. Знакомится с новыми веяниями в искусстве через интернет, журналы по дизайну, телевизионные программы. Кто-то занимается таким творчеством самостоятельно, кто-то прибегает к услугам дизайнера, который грамотно выполняет свою работу, продумывая все мелочи: стиль в котором нужно выполнить тот или иной арт-объект, предоставит несколько эскизов на выбор клиенту, и т.д.

Произведения декоративно-прикладного искусства могут служить как в практических целях, так и радовать глаз, доставлять эстетическое удовольствие обладателю такого предмета. Арт - объект - это объект искусства, вещь (объект) которая представляет собой не только материальную ценность, но и художественную. Вещь, на создание которой художника сподвигло вдохновение. Это объекты, которые были созданы не как банальные, функциональные вещи, а именно как вещи, создающие настроение, вещи, в которых вложена душа.

Само создание арт-объекта можно отнести к области декоративно-прикладного искусства, которая связана с оформлением бытовых предметов, мебели, посуды, тканей и других художественных изделий, т.е. тех изделий, которые не являются предметами искусства.

Цель данной курсовой работы выполнение арт – объекта (шкатулку) в стиле модерн, на основе картин Альфонса Мухи, в технике декупаж.

Для достижения этой цели ставится следующие задачи: изучение исторических образцов, освоение техники декупажа, овладение необходимыми навыками подбора необходимых материалов, приспособлений и инструментов; для дальнейшего использования этого декоративного элемента в оформлении интерьеров жилых общественных помещениях.

Модерн (фр. moderne — современный) - художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.

Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле Модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения – шкафы, комоды, полки – могла быть прямоугольной, но с обязательным “эстетством”: матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.

Почвой для появления стиля Модерн послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый “историзм”) и эклектику. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству.

Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит четко выраженный декоративно-прикладной характер ориентированный на подражание природным формам.

К концу 19го, началу 20го века стиль Модерн как направление получает международное распространение.

В Австрии стиль Модерн получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения “Glasplast” выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала “Jugend”, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно “новый стиль”). Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться Art nouveau. Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.

Закат стиля Модерн как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это очень ярко выраженным декоративно-прикладным характером, что как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников, а также тем, что технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив стиль Модерн.

Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Современный стиль Модерн серьезно обогатился новыми материалами и текстурами, что делает его еще более разнообразным, но главное при создании интерьера в стиле Модерн – это не забыть о первоначальной тенденции к плавности линий и использовании природных мотивов, а также о гармонии всех дизайнерских элементов для создания законченной картины. Фантазию здесь ограничивать не стоит, но думать нужно в одном избранном направлении, тогда интерьер в стиле Модерн будет долго радовать глаз и наполнять ваш дом светом и легкостью.

Декупаж (от французского «decouper» – вырезать) – это декорирование любого предмета путем наклеивания вырезанных изображений из бумаги или ткани с последующим нанесением лака. Суть техники заключается в вырезании изображений из различных материалов и дальнейшем их наклеивании на предметы декорирования. Сама техника декупажа была известна ещё в двенадцатом веке в Китае. Своё современное определение декупаж получило во Франции в семнадцатом веке.

В различные времена и в различных уголках земного шара декупаж пользовался популярностью и был, как достоянием высших слоёв общества, так и проявлением творчества бедных людей. Европейцы использовали декупаж для имитации китайских и японских украшений. Позже в Европе и Америке эта техника стала достоянием широких масс и для работ использовались незамысловатые мотивы в виде цветов, животных и различных фигурок.

На сегодняшний день декупаж снова набирает свою популярность. Наряду с традиционными материалами современные техники, такие как золочение, состаривание, кракле, художественный и объёмный декупаж дают неорганичный простор фантазии. Современный декупаж, 21 века, это вырезание и наклеивание напечатанных полиграфическим способом картинок на разные поверхности с последующим нанесение на них защитного слоя лака. Большую распространённость приобрёл декупаж салфетками, поэтому и получил сейчас название салфеточная техника. Не смотря на свою длинную историю и широкую географию эта техника, поразительно проста. Всё что нужно – это:

· салфетка с сюжетом, который понравился,

· клей ПВА, который разводится 1 воды: 5 клея,

· акриловый лак

· и, конечно, основа, ножницы и кисть.

Качественные красивые салфетки для декупажа более прочные и не рвутся при приклеивании их на поверхность. Ведь для работы используется только верхняя часть салфетки, с рисунком. Вырезается, сюжет приклеивается, даётся время на просушку и покрывается лаком столько раз, чтобы достигнуть эффекта гладкой поверхности, чтобы не чувствовалось рельефа.

Салфетки являются сейчас самым распространённым материалом для декупажа. Увиденную картинку в журнале можно выполнить: расслоив бумагу и нанести от 4 до 8 слоёв лака. Если расслоить, то нужно покрыть акриловым лаком сторону с рисунком, дать высохнуть и замочить на 20-30 минут в воде. Вынув, аккуратно отделить бумагу с обратной стороны рисунка.

Объекты выполненные в технике декупаж, как правило отличаются красочностью, яркостью и запоминающимся образом и способны украсить современные интерьеры.

1.3. Техника «Аппликация»

Аппликация (лат. application - прикладывание, присоединение) — способ получения изображения. Техника декоративно-прикладного искусства.

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки.

Аппликация активно используется в украшении мебели. Один из наиболее распространенных способов аппликации — декупаж

Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Аппликация классифицируется:

· по форме

ü объёмная

ü плоская

· по цвету

ü одноцветная

ü многоцветная

· по тематике

ü предметная

ü сюжетная

ü декоративная

Материалы для создания аппликации:

· бумага

· ткань (хлопок, шёлк, бархат, шнуры)

· кожа

· мех

· войлок

· бисер

· пластилин

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:

· сгибание,

· резание

· наклеивание

· разрывание и обрывание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: