double arrow

Тематика лекций. Из огромного количества пособий по истории студенту целесообразно опираться на следующие их виды. В первую очередь это русская историческая классика, работы

Из огромного количества пособий по истории студенту целесообразно опираться на следующие их виды. В первую очередь это русская историческая классика, работы российских историков-эмигрантов, труды современных российских историков и произведения зарубежных историков. Любое историческое пособие имеет свои достоинства и недостатки. Однако невозможно выработать своего взгляда на историю, если пользоваться только одним пособием, или изучать работы историков только одного направления.

Интерес к истории необычайно возрастает в переломные эпохи, подобные той, которую мир переживает в наши дни. Для нашей страны осмысление собственного исторического опыта и опыта других народов имеет совершенно особое значение. Это связано с поиском современной Россией своего места в международном сообществе, с оценкой проводимых реформ, с избавлением от стереотипов во многом сформированных формационным подходом к истории.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г;

Попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития;

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война;

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война;

Е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика;

Роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма;

Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия;

ВВЕДЕНИЕ

Киров 2012

ФПМТ

Дневной формы обучения

Для студентов

А.Я Гудов

Доцент кафедры истории России

Составитель

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические указания по изучению курса

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Предлагаемые методические указания адресованы студентам формы обучения. Пособие содержит экзаменационные билеты, советы преподавателя по подготовке к экзамену и список литературы. Пособие составлено с учётом требований Государственного стандарта и отражает современные подходы к изучению предмета.

Требования Государственного образовательного стандарта подготовки дипломированного специалиста по направлению __________ по дисциплине «Отечественная история»

Отечественная история: сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть истории;

античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв; социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния;

особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Хв; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру;

Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика;

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений;

Целью изучения курса «Отечественная история» в высшей школе является:

· Формирование цельного представления об историческом пути страны, преодоление дискретности исторического сознания;

· Выявление альтернатив общественного развития на разных этапах отечественной истории и проблем исторического выбора;

· Осмысление и уточнение исторических фактов.

Задачи курса: в результате изучения курса истории студент должен понять место России в мировом историческом процессе, уяснить специфику отечественной истории и в то же время осознать, что история России – неотъемлемая часть Всемирной истории. Студенту необходимо знать основные этапы нашей истории, начиная с древнейших времен до начала XXI в. Студент обязан научиться самостоятельно, работать с литературой, выполнять контрольные работы, анализировать факты и делать самостоятельные выводы, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся отношения к историческому прошлому.

Каждый раздел курса следует изучать, руководствуясь положениями раздела «Тематика лекций», содержание которого в совокупности представляет собой краткое изложение программы предмета «Отечественная история». При этом необходимо выделять наиболее существенные и характерные даты, имена, события, процессы и явления. Более эффективному усвоению учебного материала обычно способствует практика конспектирования, вычленения исторических дат, тематическая подборка и сведение фактов, работа с историческими картами, иллюстративным материалом, компьютерными дисками. Глубокое проникновение в суть исторических событий требует не механического запоминания, а осмысления материала, сравнения точек зрения разных авторов и их аргументации, оценки современных достижений исторической науки.

Отбор литературы – самая важная составляющая при изучении истории. Большинство студентов хотя бы в общих чертах представляет себе масштабы перемен в российской исторической науке, происшедших в последние 10-15 лет. Вместо «единственно правильного взгляда» на историю сосуществуют разные точки зрения, разные исторические подходы. Для науки это нормальное состояние. Вместе с тем следует избегать изданий, авторы которых стремятся поразить читателя сенсационностью, склоны к эпатажу и показной эрудиции. Такие работы как правило написаны не историками-профессионалами, не содержат ссылок на исторические источники, не рецензированы специалистами и не имеют грифа Министерства Образования Российской Федерации.

1. Древнерусская цивилизация.

(Географический, природно-климатический, геополитический, факторы становления цивилизации в землях восточных славян; крещение Руси; образование государства; организация власти и правовая система в Киевском государстве и Древнем Новгороде; культура Древней Руси; причины политического упадка).

2. Русские земли в середине XIII-XV в.

(Причины и последствия колонизации славянами Восточно-европейской равнины; немецко-шведская угроза; русские земли в составе Золотой Орды; влияние монголов на Русь; борьба за Великое княжение; этногенез великороссов; православная церковь при татарах; усиление Москвы; «Великая замятня» при Восилии П; распад Золотой Орды и возрождение Руси)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: