Становление конституционных монархий

Союзные акты сохраняли неприкосновенным историческое внутреннее устройство германских государств. Един­ственным новшеством, и то высказанным в форме политического пожелания, было указание на скорейшее введение во всех государ­ствах — членах союза «земско-сословного устройства» (ст. 13). Со­ответственно духу времени и господствующим политическим на­строениям под этим понималось учреждение представительных со­вещательных органов, которые бы соучаствовали с монарха­ми в политической власти и права которых были бы конституцион­но закреплены. Таким образом, наполеоновские войны в Европе, разгром наполеоновской монархии и союзные акты подтолкнули на­зревший исторический процесс преобразования абсо­лютных монархий в Германии в конституци­онные.

Период 1815-1848 гг. (так называемый Предмартовский — Vormarz) в Германии был временем важных социально-поли­тических сдвигов. Под влиянием внутренних социальных процессов, а также серий реформ в отдельных государствах (например, в Прус­сии реформ Штайна-Гарденберга 1806-1813 гг.), практически были ликвидированы остатки крепостничества, разрушен цеховой строй в городе, восстановлено городское самоуправление. Произошло час­тичное выравнивание сословных прав и ликвидация наиболее арха­ичных дворянских привилегий. Возросло общественное значение но­вых социальных сил, до известной степени противостоящих дворян­ству. Важным фактором обновления, причем общеевропейского зна­чения, стали романтические либеральные настроения среди герман­ской интеллигенции, в особенности студентов. Нередко эти настрое­ния приобретали характер направленных политико-революционных движений, тайных обществ, даже заговоров против монархий. Со­здавая нередко обоснованные реакционные правительственное на­строения, эти общественные движения были объективной социаль­ной опорой для эволюции монархической государственности. Конк­ретные предпосылки эволюции в сторону конституционализма в различных германских государствах были различными, порой опре­делялись совершенно случайными обстоятельствами (например, в небольшом герцогстве Саксен-Ваймар — личными настроениями правителя, литератора и либерала).

На протяжении Предмартовского периода в 24 германских госу­дарствах установился конституционный строй. Самая первая кон­ституция появилась в герцогстве Нассау (1814) еще до оформления Германского союза. Но в основном процесс начался с 1816 г. Одними из первых конституционные преобразования провели крупные монархии Южной Германии, где были более выражены стремления социального и политического обновления: Бавария (1818), Баден (1818), Вюртемберг (1819), Гессен (1820). На возникновение этих конституций и на самые их принципы несомненное воздействие оказала Конституционная хартия Франции 1814 г. Под влиянием французских революционных событий 1830 г. новая волна консти­туционализма захватила и восточные германские государства: Брауншвейг (1830), Саксонию (1831) — а также север: Шлезвиг-Голь­штейн (1834).

Все германские конституции этого времени были октроиро­ванными (т. е. дарованными монархом). Поэтому монархия со­хранялась основой государственно-политического устройства. Зна­чительные государственные права (в области внешней политики, во­енного устройства, управления администрацией, внутренняя поли­ция, законодательство) сохранялись за наследственным монархом.

В большинстве конституций сословный строй сохранялся только в качестве формальных категорий гражданства. Закреплялась лик­видация крепостного права. Дворянство лишалось вотчинных прав и особой юрисдикции. Однако в ряде государств конституционно за дворянством признавались некоторые личные и имущественные привилегии, в том числе особые права на участие в политическом представительстве.

Представительные органы имели разный вид и разные полномо­чия. В северогерманских государствах было закреплено существова­ние старых «земских чинов» в виде исторических ландтагов. Составлялись они в основном из дворянства, а полномочия своди­лись к подаче сословных петиций. В некоторых небольших государ­ствах, в частности Саксен-Ваймаре, однопалатному ландтагу было полностью передано право утверждения бюджета. Согласно консти­туции Гессена ландтаг считался даже «равноправным фактором» го­сударственного управления наравне с монархом. Представительству было отдано право контроля за деятельностью министров и даже за истолкованием законов. Ландтаги были как одно-, так и двухпалат­ными. Разделение шло посословно (например, в Ганновере: дворян­ская и недворянская палаты). Преимуществовали везде дворяне и представители городских верхов, а также чиновничество. Члены верхних палат обыкновенно назначались монархами персонально, либо места в них занимались по наследству. Представительно-вы­борными органами были только нижние палаты. Избирательными правами пользовались лица с высоким имущественным цензом и другими ограничениями.

Большинство конституций специально закрепили создание в странах местного самоуправления — на основе передачи полномо­чий общегосударственного характера выборным местным собраниям и окружным (провинциальным) советникам, бургомистрам и т. п.

Полномочия эти главным образом касались социальных вопросов, образования, попечения о церкви, низшей полиции и т. п.

Наиболее важной правовой чертой германских конституций ста­ло закрепление в них гражданских прав и свобод. В большинстве конституций содержались специальные разделы об «общих правах и обязанностях» (например, в баварской или баденской).

Конституции узаконивали равенство граждан перед зако­ном (хотя за вотчинниками сохранялись права на особую патримо­ниальную юстицию и независимость от обыкновенной гражданской юстиции), свободу вероисповедания и свободу мнений, свободу печати (включая книгоиздательство и книжную торговлю), свободу собственности и професси­ональных занятий. В Баденской конституции 1818 г. особо оговаривались обязанности государства по охране прав граждан, в Бавар­ской 1818 г. гарантировалась населению «неприкосновенность личности, имущества и прав» (IV-8). Была декларирована свобода передвижения. В Саксонской конституции 1831 г., помимо, привычных и общераспространенных прав и свобод, были провозг­лашены также свобода выбора профессии и занятия, право гражданина на выход из подданства и также право каждого обжаловать действия правительственных учреждений. Наиболее ограниченной была сфера политических прав (собраний, петиций, участия в представительных органах). Это стало одной из предпосы­лок нарастания общественной оппозиции по отношению даже к наи­более либеральным конституционным хартиям Предмартовского периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: