Конституция Пруссии1850 года

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе мно­гих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств, в нескольких прежних консти­туции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский ко­роль гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил несколько основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Со­гласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное Право (ак­тивное — с 24 лет, пассивное — с 30 лет). Будущее представитель­ное собрание помимо выработки конституции получало право рас­смотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г. Первыми ре­шениями о провозглашении революции в стране оно встало в оппо­зицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями. Проект был разработан комитетом из 24 депутатов под председательством Б. Ф. Вальдека. Обсуждение конституции началось в конце июля 1848 г. и проходило в обстановке нарастания правительственного противодействия. Осенью, после разгрома вен­ского восстания, подавления франкфуртского мятежа, прусское пра­вительство инициировало перевод Собрания в небольшой город Бранденбург; левые депутаты были поставлены перед лицом воен­ного давления. 5 декабря 1848 г. Собрание было распущено, и одно­временно король от своего имени октроировал конституцию, в глав­ном основанную на проекте депутатского корпуса. Текст конститу­ции должен был быть пересмотрен и утвержден в новом собрании представительного органа.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, кото­рая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституци­онной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной силой была признана тра­диционная монархия.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные пол­номочия, опиравшиеся в том числе на исключительные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не ограниченное право объявления войны, заключения мира и договоров с иностранными государствами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало коман­дование и управление армией и флотом, включая назначение на все должности. В сфере законодательства король обладал правом зако­нодательной инициативы и, главное, правом абсолютного вето на решения парламента.

Важнейшим постановлением конституции было сохранение пра­вительственной власти за монархическими институтами: «Исполни­тельная власть принадлежит одному королю; он назначает и отзы­вает министров; он предписывает обнародование законов и издает распоряжения, необходимые для их исполнения» (ст. 45). Ответст­венность министров означала только обязанность контрасигнатуры ими указов короля. Кроме всего, правительство сохранило право «в случаях, когда того требует сохранение общественной безопасности и... палаты не заседают» (ст. 63) издавать законы, не противореча­щие конституции. Судебная власть отправлялась от имени короля, и судьи также назначались королем — формально пожизненно, но предусматривались значительные возможности их отстранения и «временного удаления».

Представительный орган (ландтаг) получал право законода­тельной инициативы и принятия законов (которые затем утвер­ждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной служ­бе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избиратель­ное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине). Однако право было неравное и осуществлялось по куриальной системе. Система основывалась на двухстепен­ном порядке голосования и неравенстве распределения голосов вы­борщиков, которые, собственно, и избирали депутатов. Для избра­ния выборщиков избиратели «первой степени» делились на три разряда, соответственно сумме уплачиваемых налогов. Каждый разряд избирал свою треть выборщиков (хотя бы полагающуюся для разря­да треть налогов общины уплачивал всего один человек). Это созда­вало огромную диспропорцию между голосами обычных избирате­лей и богатых собственников. В принципе приемлемое для организа­ции местного самоуправления правило было перенесено на поли­тический орган представительства, что деформировало его социаль­ный состав и политические устремления.

Созывались и распускались палаты королем. Ему же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство перед законом и отмену привилегий. Осо­бым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собст­венности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обыч­ному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Де­кларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая воинская обязанность.

Конституция, однако, предусмотрела возможность приостановле­ния действия постановлений о гражданских правах и свободах в случае войны или угроз общественному порядку. Это подзаконное понимание гражданских прав стало в дальнейшем одной из особен­ностей германского конституционализма.

Сложившаяся в германских государствах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха и подчиненным положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формиро­вался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной монархии получила большое распростране­ние в Европе в XIX в. и затем в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: