Торговля и финансы

Развитие правового регулирования коммерческих отношений

С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торго­вых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регу­лирование торговли (деятельности рынков, цен, пресечения спеку­ляций и т.п.), ремесленной и вообще предпринимательской деятель­ности сложилось уже в законодательной политике античных госу­дарств. В эллинистическом Египте или в поздней Римской империи оно было даже значительным. Однако только в Новое время такое регулирование стало всесторонним и определяющим для уча­стников коммерческих отношений. Государственная власть стала жестко регламентировать формы коммерческой деятельности, не­редко покровительствуя ей, иногда загоняя в очень стеснительные рамки. Путем этой регламентации стала формироваться и особая сфера коммерческого (торгового) права.

Торговый оборот стал объектом законодательных ограничений уже в сред­ние века. Цеховые уставы и городские статуты рассматривали право торговли как корпоративную привилегию, охраняемую властями, и стремились всемерно оградить свою торговлю от чужой. Со­здаваемые преграды оборачивались нередко вообще жесткими гра­ницами для профессиональной торговой деятельности.

В эпоху позднего средневековья и в европейских, и в мусульманских государствах запрещалось ввозить и вывозить многие вещи. Исключительные по размаху ограничения существовали в китай­ском государстве Мин (XIV-XVII вв.). В Париж XVI в. нельзя было ввозить шерстяные изделия, во Флоренцию — сукна, в Венецию — стекло. Периодически вводились запреты на привоз в Париж вина (!) Иногородним в Англии разрешалось торговать только после ос­мотра их товаров городскими уполномоченными. Деревенская кре­стьянская торговля ограничивалась только товарами собственного изготовления, даже точнее — произрастания. Попытки продавать в городах и на пригородных рынках ремесленные изделия пресека­лись.

Свобода торговли нашла признание в праве только с конца XV в. и далеко не повсеместно. Статуты итальянских городов (Венеции, Флоренции, Пармы) XVI в. уже признавали право торговли в лю­бых местах, свободу привоза подавляющего большинства товаров.

В XVII в. чисто местническое регулирование торговли сменилось общегосударственным. Большинство государств стали на позиции торгового и промыслового протекционизма, чтобы обеспе­чить рост налоговых поступлений в казну от собственных торговцев и производителей товаров. Это снова повело к многочисленным за­претам — на этот раз общенациональных масштабов и главным об­разом на импортные товары. Так, в Пруссии было запрещено вво­зить иностранные сукна (1581 г.), медные и оловянные изделия (1654 г.), изделия из железа {1666 г.). Вместе с тем государствен­ный протекционизм способствовал созданию единого хозяйственно-правового пространства в странах. Со второй половины XVII в. в ев­ропейских государствах постепенно были ликвидированы внутрен­ние таможни и, соответственно, мелкие местные торговые сборы (в Англии — в 1707, во Франции — в 1660-е гг., но с сохранением пя­ти крупных фискальных областей). В условиях протекционизма со­хранялись ограничения на торговлю в рамках цехового строя: для занятий ею следовало записаться в гильдию или иначе получить ус­ловный правовой статус купца. В XVIII в. законодательство и цеховые уставы сохраняли значительные ограничения на право торговли не вписанным в цехи мастерам. И даже в рамках цехов од­ним мастерам разрешалась торговля изделиями их собственного производства напрямую, другим — только через скупщиков (напри­мер, в Лионском статуте 1744 г.)

К XIX в. запретительные законодательные меры регулирования торговли сменились финансово-экономическими в рамках тамо­женной политики. Утвержденные государственными вла­стями таможенные тарифы известны с конца XVII — на­чала XVIII в. В XIX в. они утрачивают ограничительный характер, только регулируя большими или меньшими пошлинами ввоз и вы­воз товаров. Одной из первых стран сняла таможенные и законода­тельные ограничения на торговлю с другими странами Англия. В 20 — 40-е гг. XIX в. пошлины на сырье и полуфабрикаты были све­дены до минимума, на готовые изделия — не превышали 20%. В 1860 г. ввоз и вывоз были сделаны практически свободными.

В отличие от торговой коммерции финансы с самого начала мог­ли существовать лишь в рамках, установленных властями и правом. Первые банки возникали на основе предоставленных властями привилегий. По своей форме они представляли общественные кре­дитные учреждения на основе договора товарищества римского пра­ва (Венецианский банк — 1156 г., Генуэзский — 1407 г.). Первый из известных законов о банковском деле появился в Венеции (1270 г.)

Право банковских операций предоставлялось кому-либо только под залог в казну 2 тыс. лир (огромной по тем временам суммы). Законом 1318 г. для венецианских банкиров залог был повышен до 5 тыс. лир и, кроме того, банкирам запрещалось заниматься торго­влей.

Запрещения для банков и банкиров заниматься торговлей вообще стали характерными для XVII-XVIII вв. Наиболее жесткими они были во Франции, где соответственно сложился специальный инсти­тут торговых посредников — агентов обмена — между бан­ками и коммерсантами. Число агентов строго регламентировалось законами (с момента создания в 1595 г.): в 1634 г. — 20, в XVIII в. — 30 на г. Париж.

С XVII в. банки стали образовываться на основе специально пре­доставленных только центральной государственной властью монополий. Возникли первые привилегированные банки, которым поручалось ведение государственной финансовой политики: Швед­ский банк (1657 г.), Шотландский банк (1695 г.), Английский банк (1694 г.). Правительства стали предоставлять некоторым банкам в качестве совсем уж исключительного права полномочия по выпуску кредитных билетов, банкнот (Шведскому — с 1667 г., Англий­скому — с 1694 г.). Выпускаемым банками банкнотам иногда зако­ном придавался принудительный курс, который служил интересам прежде всего государства. Одновременно законом ограничивалось (или вовсе запрещалось) взимание банками процентов по ссудам.

С начала XIX в. большинство новосоздаваемых банков стали об­разовываться в виде акционерных обществ (см. ниже), соответст­венно путем особого правительственного акта или даже закона. За­коном же могли устанавливаться конкретные виды деятельности банка: например, Австрийскому банку (1816 г.) специально вменя­лись в обязанность залоговые операции с недвижимостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: