Конституция 1889 года

Переход к современным институтам конституционной монархии составлял общее требование правительственных партий и большинства вы­сших сановников. В этом усматривалось и желаемое сближение с Западом. Конституционализм был одним из ориентиров уже в пери­од Реставрации. Однако, как замечал Ито, «страна носила до того неконституционный и строго феодальный характер, что не было ни­какой возможности на развалинах ее истории создать сразу консти­туцию».

В 1880 г. почти единовременно прошло несколько съездов круп­ных общественных движений за народные права (только движение Айкокусы представляло до 100 тыс. членов местных клубов). Съез­ды настойчиво обращались с петициями о конституции. Это вызвало особый закон (1880 г.), запрещавший подачу петиций иначе как в органы местного управления. Движение Коккэй домэй на 2-м своем съезде постановило силой добиться конституции. В ответ последовал императорский указ (1881 г.) с обещанием в течение 10 лет даро­вать писаную конституцию.

Разработка конституции шла в узком правительственном кругу около 8 лет. С 1884 г. существовало Бюро (сэйдо) по изучению кон­ституционных проблем из 4 сановников во главе с Ито X. (Иноуэ К., Ито М., Канэко К.). К 1888 г. Бюро разработало проект, боль­шое влияние на принципы и даже текст которого оказала Прусская конституция 1850 г. Проект был обсужден в правительственных кругах, одобрен новым правительственным органом — Тайным со­ветом (во главе с Ито). После рассмотрения императором конститу­ция (в 76 ст.) была опубликована законом от 11 февраля 1889 г. Предполагалось, что она вступит в действие с ноября 1890 г. Конституция 1889 г. была октроированной, и ее гаран­тировала только торжественная клятва императора. В клятве огова­ривалось, что старинные прерогативы короны не отменяются с кон­ституцией и что династия будет вечно соблюдать провозглашенные принципы.

С принятием конституции Япония преобразовалась в подлинно конституционную монархию. Однако императорская и правитель­ственная власти занимали в ней преобладающее, сравнительно с представительством народа, место.

Император обладал полнотой государственной власти, которую в делах законодательства ограничивало народное представительство, а в управлении — самостоятельный статус правительства. Он считал­ся главой государства, особа его была священной и неприкосновен­ной. Права монарха основывались на исторической традиции и пе­редавались в его династии. За императором сохранялись значитель­ные законодательные полномочия: издания законов при согласии парламента, законодательного вето на решения парла­мента, утверждения и обнародования законов, издания законода­тельных постановлений во время роспуска парламента или переры­вов в его работе, а также вообще актов «для предотвращения народ­ных бедствий». Только по императорскому представлению могла пе­ресматриваться конституция. Император созывал и распускал пар­ламент. Исполнительная власть юридически полностью оставалась за монархом: он был вправе издавать исполнительные распоряжения, организовывать администрацию, начальствовал ар­мией и флотом, жаловал титулы, объявлял военное и осадное поло­жение. Внешнеполитическая сфера также полностью осталась в ру­ках монархии: император единолично утверждал международные договоры, заключал мир, объявлял войну. Ему же принадлежали и верховные судебные полномочия как главе государства: право амнистии и помилования.

Отдельная глава конституции посвящалась правам и обязанно­стям подданных (ст. 18-32). Само институирование обязанно­стей граждан засвидетельствовано здесь едва ли не впервые в конституционном праве XIX в. Подданные обязывались платить налоги и служить в армии (в возрасте старше 20 лет). Общеграж­данского равенства как такового не провозглашалось (Япония со­храняла сословный строй, хотя уже неофеодальный по существу). Равенство гарантировалось только в отношении доступа к должно­стям. Закреплялись свобода передвижения, личная неприкосновен­ность, право на судебное разбирательство, неприкосновенность жи­лища, писем, собственности. Эти свободы не были абсолютными, а уравновешивались «точно предписанными законом случаями» и ме­рами, «которые необходимо принять для общего блага». Из поли­тических свобод гарантировались свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, петиции. Однако все эти свободы не касались общего статуса императора и его прав, а также военных уставов.

Конституционная доктрина предполагала безусловное предпочте­ние национальных и государственных интересов гражданским пра­вам и свободе. Даже неприкосновенность собственности не счита­лась абсолютной. По этому поводу Ито (один из главных авторов конституции) заметил: «Право собственности подвластно государст­ву. Поэтому оно подчиняется ограничивающим законам. Оно нена­рушимо действительно, но должно быть ограничено».

Парламент — Дайэта — был двухпалатным. Конституция пре­дусмотрела только общие принципы его организации и главные пол­номочия. Верхняя — Палата пэров — формировалась по им­ператорским решениям, вне конституции. Ее составляли, во-пер­вых, члены императорского дома, титулованная знать, а также лич­но назначенные монархом (если в возрасте старше 30 лет, то пожиз­ненно), во-вторых — выбранные от земельных собственников по го­родам и префектурам на 7 лет. Количественно состав палаты не был регламентирован (в начале XX в. он достигал 400 чел.) Нижняя — Палата представителей — избиралась населением. Порядок форми­рования палаты и ее организацию также предусматривали только специальные законы.

Согласно Закону о выборах (1889 г.) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, платящие налог с имущества свыше 15 иен в год (таких в стране было около 460 тыс.). Были и другие ограничения для военнослужащих, студентов, проживающих на месте не менее полутора лет. Выборы проводились по многоман­датным и одномандатным округам (на 130 тыс. чел. — 1 депутат, всего 109 округов). Таким образом первые десятилетия в Палате представителей был 381 депутат.

По принципам своей работы Палата представителей была по­ставлена под контроль правительства. Президент и вице-президент Палаты назначались императором из представленных канди­датов. Палата подразделялась на 4 секции со своими председателя­ми. Правительство могло прервать заседания на срок до 15 дней, по­требовать слова в Палате в любое время, по требованию правитель­ства могли быть и тайные заседания. Дайэта обязана была оказы­вать предпочтение законопроектам из правительства. Для депутатов существовали дисциплинарные наказания, вплоть до исключения из депутатов. (То же правило было и для пэров.)

По конституции, основными полномочиями Дайэты было утвер­ждение законов: «Каждый закон требует согласия Дайэты» (ст. 37). Однако реально парламент занимался принятием петиции и проси­тельными адресами к императору. Законодательная инициатива ос­талась у правительства. Для запроса министру требовалось согласие 30 депутатов (т.е. 1/10 состава), причем министр вправе был «моти­вированно» не отвечать.

Конституция закрепила основы судебной организации: закон­ность, несменяемость и публичность судопроизводства. Однако чи­новники подлежали только своей административной юстиции.

Конституция провозглашалась верховным законом: все законы и порядки в государстве должны соответствовать ей. Оговаривалось, что указы монарха не должны изменять законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: