Правительственная власть и центральная администрация

Конституция практически не касалась организации и полномочий правительства, только упомянув существование министров императора и особого орга­на — Тайного совета, где выносятся политические рекомендации. Это было одной из показательных ее особенностей. Между тем ре­ально правительство и центральная администрация стали в Японии конца XIX в. преобладающими государственными институтами. Т.е. рядом с законной конституцией существо­вала неписаная конституция, игравшая в политике несравнимо важнейшую роль.

В декабре 1885 г. был упразднен дадзекан (госсовет), и вместо него правительственные полномочия вручались кабинету министров из 10 человек. Это был орган, так в итоге и не предусмотренный конституцией. Его полномочия, согласно указу, превосходили пар­ламентские: право вносить законопроекты, составлять бюджет, за­ключать международные договоры, готовить императорские указы по управлению, разбирать конфликты управления, вносить пети­ции, проводить внебюджетное финансирование любых государствен­ных дел, назначать чиновников.

В 1889 г. особым императорским обращением о правительстве бы­ли еще более широко определены права кабинета и, главное, создана почти самостоятельная и от кабинета и от императора должность премьер-министра. Премьер (или министр-президент) возглавлял кабинет, представляя императора и действуя только под его контро­лем. Он был вправе остановить любое решение до императорского указа, ему же вменялось в обязанность и право контрасигнировать императорские указы (без чего они не действовали). Все вопросы ка­бинет предлагал императору только через премьера, и лишь военный и морской министры могли самостоятельно обращаться к монарху. Хотя император сохранял право назначения кабинета (с рекоменда­ции других правительственных институтов), основные полномочия монарха, включая объявление войны, военного и осадного положе­ния, могли реализоваться только через кабинет министров.

Кабинет министров был, однако, одним из институтов правитель­ственной власти. В 1888 г. был создан Тайный совет императора в целях, как отмечалось в указе, «совещания с лицами, оказавшими значительные услуги государству». Тайный совет был совещателъным органом по политическим вопросам: истолкования конституции и ее разночтений, важнейших указов, изменения конституции, изменения законов. В 1890 г. компетенция Совета была расширена, а его совещательная роль стала обязательной в отношении законов о династии, по вопросам внешней политики, международных догово­ров, уголовных наказаний, а также собственной организации. В Со­вет назначались императором 26 советников старше 40 лет (включая председателя и вице-председателя); фактически же члены совета оп­ределялись по указанию премьера, который оставался и главным действующим лицом этого органа, только в общей форме упомянуто­го в конституции. Важнейшим реальным полномочием Тайного сове­та стала организация правительства, включая взаимо­отношения последнего с императорским двором.

Третьим институтом правительственной власти стал Совет ста­рейшин (генро). Этот орган сложился без какого-либо юридического оформления, фактически, включая в свой состав старейших членов императорского дома, бывших премьеров, по сути — старей­шин правящих кланов. В генро не назначали, а как бы принимали в свои ряды, учитывая вес, рекомендации, политическое влияние. Ко второй четверти XX в. генро исчерпывался единственной персо­ной — 90-летним принцем Сайонджи, но по-прежнему его указание на кандидатуру премьера было решающим.

Особое место среди правительственных учреждений занимали министерства военное и военно-морское. По закону их могли воз­главлять только военные высшего ранга, которые одновременно и были командующими армией и флотом. Их деятельность контроли­ровалась Советом маршалов (генсун), который стал главным в во­енной политике.

Японское правительство не только не было конституционно от­регулировано в своем статусе и полномочиях. Правительственная власть была рассредоточена между разными институтами, среди ко­торых полностью монархические и даже военно-монархические мог­ли играть главную роль. Фактически в большинстве правительст­венных вопросов (в практике конца XIX — начала XX в.) реша­ющее слово оставалось за Тайным советом, к мнению которого склонялся император, если происходили конститу­ционные несогласия между кабинетом и военными, между кабине­том и императорским двором; в особо крупных политических делах преобладала роль генро[28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: