Государственно-политические последствия Первой мировой войны

Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Новейшая история — одно из самых условных поня­тий. По определению новейшей принято считать непосред­ственную предысторию современного состояния государст­венно-политической системы, тот исторический период, ког­да были непосредственно определены государственные формы и правовые институты существующего в том или ином госу­дарстве порядка. В этом смысле для подавляющего большин­ства стран современности подлинной новейшей может считаться период истории после Второй мировой войны 1939-1945 гг. Именно в ее итоге сложилась современная гео­политическая ситуация, современные формы международного правового порядка, конституционный строй большинства ны­не существующих государств, да и многие из государственных образований современности, возникшие на развалинах миро­вых колониальных империй. Однако многие государственно-политические процессы этого времени были предопределены событиями предыдущих десятилетий XX в., и традиционно, по крайней мере до конца нынешнего столетия, новейшей счи­тается история XX века.

Две мировые войны — 1914-1918 гг. и 1939-1945 гг. — стали центральными, всемирно значимыми событиями но­вейшей истории, по-своему трансформировав государствен­ную и правовую эволюцию отдельных стран. В итоге Первой мировой войны рухнули несколько крупнейших монархий тог­дашней Европы, насчитывавших многовековые традиции — России, Германии, Австро-Венгрии, и в целом было положено начало полному отмиранию классической монархии как госу­дарственной формы, сложившейся в Новое время. В итоге Второй мировой войны сложились условия, позволившие на несколько десятилетий сформироваться системе стран с со­циалистическим право-государственным укладом, который в ряде принципиальных отношений представлял полное отри­цание всего мирового опыта развития государственных и правовых институтов.

Тоталитаризм, тоталитарное государство, взаимосвязан­ное с программой полного социального переустройства граж­данского общества, стал едва ли не самым ярким явлением истории Новейшего времени. Применяясь к условиям отдельных стран, тоталитаризм проявился то в виде государст­венности фашистского типа (Германия, Италия, Испания), то в виде намного более распространившегося социалистиче­ского государства. Провозвестником формирования последне­го стала революция в России 1917 г. Существование тота­литарных укладов было закономерным следствием широкого распространения в XIX в. идеологии социалистического пере­устройства общества и преувеличенного внимания к произ­вольно-революционной практике народных масс. Тоталита­ризм оказался недолговечным, разрушенным либо в итоге Второй мировой войны, либо в ходе собственных внутренних кризисных явлений (как это случилось в России и во всех ев­ропейских социалистических странах на рубеже 1980-1990-х гг.). Но он сформировал целостный право-государственный уклад с особым деформирующим влиянием на состояние обще­ства.

Государственные и правовые процессы Новейшего времени разнообразны и разнородны. Однако одной из наиболее от­личительных черт государственного порядка Новейшего вре­мени (практически всех самостоятельных в своем развитии политических обществ) стало особое возрастание государ­ственного значения исполнительных структур, правительст­венных институтов, вплоть до возрождения единоличной власти в новом демократизированном обличье выборных президентов, глав государств и т.д. Никакому правителю древности не принадлежали и не могли принадлежать такие реальные полномочия в отношении населения собственной страны, какие принадлежат главам государств или прави­тельств многих крупнейших стран современности и какие они могут реализовать с несравненно большим успехом, опираясь на современные средства связи и транспорта, во­енные и информационные организации. Приоритет законо­дательной власти, под знаком которого протекали обще­ственно-политические процессы Нового времени, оказывает­ся в этих условиях не более чем мифом, идеалом Эпохи Просвещения, XVIII века, тесно связанным с идеей народно­го суверенитета и почти никогда не зафиксированным в действенных и реализуемых государствен­ных институтах.

Новейшее время принесло с собой очевидное сближение форм государственного и правового развития Европы (определявшей облик Нового времени) и стран Азии, Африки, Ла­тинской Америки. Пробуждение Азии в начале XX в., крах колониальных систем в середине XX в., череда нацио­нально-освободительных революций сформировали несравнен­но большее разнообразие государственных форм, поли­тических режимов, в целом право-государственных укладов, чем то было характерно для предыдущих эпох.

Еще одним важнейшим итогом Новейшего периода стало возникновение новых форм международно-правового сотруд­ничества, международных объединений и организаций, кото­рые стали действенными субъектами мировой политики, в некоторых случаях (как с Европейским сообществом) со­здавая совершенно новые, не известные предыдущей мировой истории виды государственного единства и правовых сис­тем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: