Развитие государственно-политической системы США

Рождение фашистского движения Авторитаризм

Еще одним важнейшим государственно-политическим итогом Первой миро­вой войны стало появление фашист­ского движения — первоначально в виде политических партий но­вого тоталитарного типа, затем в виде особого право-государствен­ного уклада, утвердившегося в ряде стран Европы.

Исторические и социальные корни фашизма были, в основном, теми же, что у движения к социалистической государственности. Источником стали стремления к построению «народного государст­ва» (гарантировавшего бы социально-правовую унификацию на­ции), которые постепенно доминировали в политической эволюции западных стран на протяжении XIX в. Сыграло свою роль и повсе­местное утверждение, начиная с 1900-х гг. и особенно после Первой мировой войны, всеобщего избирательного права. История преобра­зования парламентарного строя в разного рода в авторитарные ре­жимы на протяжении XIX в. неизменно свидетельствовала о том, что главнейшим политическим источником авторитаризма были ин­ституты непосредственной широкой демократии, не подкрепленные другими конституционными сдержками и гарантиями. Сходной с движением к социалистической государственности была и социаль­ная база фашизма — в особенности наличие влиятельного слоя кре­стьянства.

Почти сразу после окончания Первой мировой войны в ряде стран Европы образовались политические партии фашистского типа: Национал-социалистическая рабочая партия Германии (1920), На­ционал-фашистская партия Италии (1921), Испанская фаланга и др.[31] В своих программах партии использовали как социалистические идеи (особенно экономико-правовые), так и разного рода геополи­тические, националистические и расовые догматы, распространив­шиеся в Западной Европе в годы Первой мировой войны (в том чис­ле представлявшиеся самыми рафинированными изысканиями в об­ласти политики с позиций духовной аристократии). В главном про­граммы фашистских партий отправлялись от тезисов о предпочте­нии интересов нации правам индивидуума, о безусловных задачах сплочения нации и «отстаивания ее интересов», о государстве как чисто национальном организме, основанном на сильной власти и то­талитарных устремлениях к исполнению некоей «миссии нации». В социально-правовой сфере революционные преобразования фашиз­ма предусматривали предпочтение мелкой и средней собственности, преобразование частной в некую «семейную собственность», широ­кую национализацию и тотальный государственный контроль, фор­мирование «классового мира». Важным мотивом был открытый ан­тиклерикализм фашистских программ, игнорирование христианско­го мировоззрения.

Родиной организованного фашистского движения стала Италия, где в 1919 г. бывший активист Социалистической партии Б. Муссо­лини образовал «Итальянский союз участников войны», провозгла­сивший последовательно-фашистскую программу государственного преобразовательства. В октябре 1922 г. в обстановке социального недовольства и с использованием методов военного мятежа органи­зация Муссолини была приведена к власти. В Италии установился тоталитарный государственно-политический режим (просущество­вавший до 1943 г). Институты парламентарной монархии, утвердив­шиеся в стране со времени ее национального объединения в середи­не XIX в., были преобразованы в духе военной диктатуры с сильной правительственной властью при подмене демократических респуб­ликанских институтов системой социальных корпораций, руководя­щее ядро которых представляла фашистская партия.

Наибольший размах и общемировое значение приобрело фашистское движение в Германии, которое вскоре привело к созданию законченно тоталитарного государства с особым правовым укладом (см. § 81).

Стремления к политическому тоталитаризму охватили и ряд других европейских государств. В 1926 г. военный переворот про­изошел в Польше. Измененная позднее конституция страны (образ­ца 1935 г.) сосредоточила практически «единую и неделимую власть» в руках президента, отвечающего «перед Богом и историей за судьбы государства». Тогда же в Литве институты парламентской республики были деформированы фактической военной диктатурой А. Сметоны, сосредоточившего основные государственные полномо­чия. К практической ликвидации гражданских свобод и парламент­ского демократизма привели реформы правительства генерала Риверы в Испании, пришедшего к власти после организованного им во­енного переворота (1923 г.).

К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Сло­жился своеобразный фашистский интернационал, первые съезды ко­торого в целях выработки единства действий прошли в 1934-1935 гг.

Стремления к государственно-политическому авторитаризму, в соединении с особой программой социальных реформ, стали одним из важнейших факторов всего мирового государственного и правово­го процесса между Первой и Второй мировыми войнами, хотя их не­посредственное воздействие на государственные институты разных стран было различным.


В новейшей время США выдвинулись в несомненные лидеры за­падного, а затем и всего мирового сообщества по своей экономиче­ской мощи и политическому влиянию. Несмотря на вовлеченность в обе мировые войны и военные потери (особенно значительные во Второй мировой войне), страна не была непосредственно затронута боевыми действиями. В силу разного рода причин США не были за­хвачены и крупными социально-политическими конфликтами, по­добными тем, что направляли государственную жизнь в европей­ских или тем более азиатских странах в XX в. Американская госу­дарственность сохранила в главном те направления эволюции поли­тической системы и конституционного строя, что определились в предыдущий период истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: